Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Монопольные цены. 
Коммерческое право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных условий. Кроме того, не признается монопольно низкой цена товара, если се установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами… Читать ещё >

Монопольные цены. Коммерческое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую пену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

  • 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
  • 2) эта иена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Если же цена товара не соответствует хотя бы одному из указанных параметров, то она не считается монопольно высокой.

Следует отметить, что оба условия признания цены товара монопольно высокой требуют уточнения. Рассмотрим первое условие.

Закон о защите конкуренции определяет товарный рынок как сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Таким образом, «сопоставимый товарный рынок» может находиться в любой точке территории РФ. Однако географические и другие особенности различных регионов определяют экономически разные условия для находящихся в этих регионах хозяйствующих субъектов (например, сырьевая база расположена рядом или сырье надо привозить из другого региона). Поэтому при выборе сопоставимого рынка необходимо учитывать не только сопоставимость количества продаваемого за определенный период товара, состава покупателей или продавцов и условий доступа на рынок, но и сопоставимость экономических условий для хозяйствующих субъектов на изучаемом и сопоставимом товарных рынках. Если такой сопоставимый рынок найти не удается, то при квалификации цепы как монопольно высокой следует учитывать разницу экономических условий производителей (продавцов) товара на различных товарных рынках.

Что касается второго условия признания цены товара монопольно высокой, то Закон о защите конкуренции не раскрывает, какие расходы для производства и реализации товаров и прибыли следует считать необходимыми. Величина расходов для производства и реализации и величина прибыли в определенной степени зависят от выбранной предприятием предпринимательской стратегии. Стратегия, в свою очередь, зависит от стадии жизненного цикла спроса на продукцию предприятия и стадии жизненного цикла выпускаемого товара. Очевидно, что для доказательства установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены второе условие необходимо конкретизировать в соответствии с тем, на какой стадии жизненного цикла товара находится выпускаемая (реализуемая) предприятием продукция и какой стадии жизненного цикла соответствует спрос на эту продукцию.

Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой.

Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монопсонии спроса), так и продавец. В Законе о защите конкуренции это определено следующим образом: монопольно низкая цепа — цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

  • 1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
  • 2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных условий. Кроме того, не признается монопольно низкой цена товара, если се установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Для уточнения условий признания цены товара как монопольно низкой следует применять тот же подход, что и для уточнения признания цены как монопольной высокой.

Следует отметить, что цепа товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии, не может признаваться монопольно высокой или монопольно низкой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой