Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Происхождение мира и человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнивая космогонические мифы, можно проследить в них много общего, но различия оказываются весьма показательными, что позволяет понять, как одними и теми же средствами можно создать разные картины мира. Так, в индийском мифе люди получают статус важных элементов мироздания и неотъемлемой части природы, в китайском мифе — статус паразитов на ее теле, но равных между собой в отличие от арийской… Читать ещё >

Происхождение мира и человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философские рассуждения о первоначале в виде Атмана и Дао строятся на базе мифических представлений о механизме творения. Каким образом единое стало множественным? На этот вопрос отвечают космогонические мифы, которые очень интересно сравнить друг с другом.

Гимн Пуруше, один из наиболее почитаемых гимнов «Ригведы», звучит так:

1 Пуруша — тысячеглавый.

Тысячеглазый, тысяченогий.

Со всех сторон покрыв землю, Он возвышался (над ней еще) на десять пальцев.

2 В самом деле, Пуруша — это вселенная, Которая была и которая будет.

Он также властвует над бессмертием.

Потому что перерастает (все) благодаря пище.

3 Таково его величие, И еще мощнее этого (сам) Пуруша.

Четверть его — все существа.

Три четверти его — бессмертие на небе.

4 На три четверти взошел Пуруша вверх.

Четверть его возникла снова здесь.

Оттуда он выступил повсюду,.

  • (Распространяясь) над тем, что ест (пищу) и что не ест.
  • 5 От него Вирадж родилась,

От Вираджи — Пуруша.

Родившись, он стал выступать Над землей сзади и спереди.

6 Когда боги предприняли жертвоприношение С Пурушей как с жертвенным даром, Весна была его жертвенным маслом, Лето — дровами, осень — жертвенным даром.

7 Его как жертву кропили на жертвенной соломе, Пурушу, рожденного в начале.

Его принесли себе в жертву боги И (те,) что садхья и риши.

8 Из этой жертвы, полностью принесенной, Было собрано крапчатое жертвенное масло.

Он сделал из него животных, обитающих в воздухе, В лесу и (тех,) что в деревне.

9 Из этой жертвы, полностью принесенной, Гимны и напевы родились, Стихотворные размеры родились из нее, Ритуальная формула из нее родилась.

10 Из нее кони родились И все те (животные), у которых два ряда зубов, Быки родились из нее, Из нее родились козы и овцы.

11 Когда Пурушу расчленяли, На сколько частей разделили его?

Что его рот, что руки, Что бедра, что ноги называются?

  • 12 Его рот стал брахманом,
  • (Его) руки сделались раджанья,
  • (То,) что бедра его, — это вайшья,

Из ног родился шудра.

13 Луна из (его) духа рождена, Из глаза Солнце родилось.

Из уст — Индра и Агни.

Из дыхания родился ветер.

14 Из пупа возникло воздушное пространство, Из головы развилось небо, Из ног — земля, стороны света — из уха.

Так они устроили миры…

(X. 90. Пуруша-сукта) Итак, Пуруша — это воплощенный Атман-Брахман, явившийся в конкретном теле, и он сам себя себе принес в жертву руками созданных им же богов. Для тех, кто знаком с христианским вероучением, легко проследить сходные сюжеты: сын Божий, являющийся живым Богом, воплотился телесно и распят был руками людей, принеся себя в жертву. Это только один из примеров взаимопроникновения идей в ментальном пространстве человечества.

Гимн рисует вполне понятную для носителя архаического сознания чувственно-образную картину творения. В то же время все образы носят символический характер, а потому его интерпретация вполне возможна и языком абстрактных понятий. Этот миф несет в себе одну из базовых философских идей — идею творения мира Богом из самого себя, а следовательно, растворенное™ его в мире, подобно тому, как соль растворяется в воде.

Для понимания сути мифа в части описания создания человека важно знать социальную организацию традиционного индийского общества, которая не утратила свою актуальность и сегодня. Индийское общество делилось на четыре варны, принадлежность к которым определялась только рождением. Брахманы — жрецы, духовные наставники (они, как уста, несут знания). Кшатрии (раджанья) — воины, управители (они, как руки, управляют и воюют). Вайшья — земледельцы (подобно бедрам, они являются опорой государства, обеспечивают его материально). Шудры — крестьяне, наемные рабочие и т. п., первоначально находились в подчинении у других высших вари. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось, как запрещались и смешанные браки.

Варны делились на касты, причем каждой касте был свойствен определенный род занятий. Так, брахманы — жрецы или учителя, кшатрии — руководители в армии или на государственной службе. Вайшьи — и очень богатые торговцы, и бедные труженики, сапожники, парикмахеры и пр. Шудры — прислуга, крестьяне, наемные рабочие и т. п.

Неприкасаемые — особое наименование некоторых каст, которые занимают низшее положение (в современной Индии это 16% населения страны). Неприкасаемые не входят в четыре варны, а находятся как бы за пределами этой системы; неприкасаемыми они называются потому, что прикосновение к ним может осквернить представителя любой варны. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту.

Как видим, социальная иерархия в Индии весьма устойчива, и эта устойчивость закладывается на онтологическом уровне, обосновывается мистическим и сакральным актом творения, которое и задает невероятную стабильность существующему порядку вещей и отношений. Это один из примеров того, как онтологические воззрения ложатся в основу социальных.

В китайском обществе, без сомнения, присутствовало социальное неравенство и существовала иерархия, но это не находило обоснования в созидающих ментальность народа древних картинах мира. Здесь тоже есть представление о происхождении всего сущего из частей тела космического человека, Паиьгу. Однако он лишен божественности, его смерть не связана с жертвенностью, все происходит естественно. Люди, ставшие результатом распадения тела, не имели друг перед другом никаких преимуществ, все, как сегодня сказали бы, имели равные стартовые позиции. В отличие от мифа о Пуруше миф о Паньгу функционирует в культуре во множестве редакций; нет единого письменного источника, пересказывающего его, поэтому познакомимся с ним в вольном изложении.

На заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю. В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на 3 метра. С такой же скоростью рос Паныу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паньгу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги. Плоть стала деревьями и почвой, волосы на голове и борода — звездами небесными, волосы на теле — травой и цветами. Из зубов и костей образовались металлы и камни, из пота — дождь и роса, из костного мозга — жемчуг и нефрит. Наконец, вши и иные паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.

Сравнивая космогонические мифы, можно проследить в них много общего, но различия оказываются весьма показательными, что позволяет понять, как одними и теми же средствами можно создать разные картины мира. Так, в индийском мифе люди получают статус важных элементов мироздания и неотъемлемой части природы, в китайском мифе — статус паразитов на ее теле, но равных между собой в отличие от арийской версии. Онтологические построения древневосточной философии во многом определяют представления этих народов о душе (психология) и познании (гносеология).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой