Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этические требования к кураторам юридической клиники

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика каждого дела и каждого клиента не дает возможности заранее учесть в ходе учебных курсов подобные ситуации. Очевидно, что обучение коммуникативным навыкам столь же необходимо студенту-юристу, как освоение академических дисциплин и основных практических навыков. Однако форма обучения при этом должна быть весьма специфична, чтобы студент в результате обучения мог получить алгоритм действий… Читать ещё >

Этические требования к кураторам юридической клиники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В нашем учебнике, не являющемся методическим пособием для самих кураторов, приемы и средства разрешения этических проблем куратора не приводятся, но здесь обозначаются сами этические проблемные ситуации, которые неизбежно возникают в отношениях между кураторами, как «старшими партнерами», и студентами, как их воспитанниками и младшими партнерами.

Студентам важно понимать, с какими трудностями может столкнуться их наставник, чтобы оказать посильное содействие куратору в их предотвращении либо разрешении. В этом — механизм профессионального сотрудничества и гарантия взаимопонимания между студентом и преподавателем.

Очевидно, что этические правила, актуальные для куратора (преподавателя, наставника), те же, что и для любого клинициста[1], но кроме этого, преподаватель должен осознавать свою функцию наставника-куратора.

Опыт деятельности юридических клиник показывает, что студентыюристы нуждаются в обучении практическим навыкам работы. Одна из проблем, которая проявляется у студентов в процессе обучения и работы в клинике — отсутствие коммуникативных навыков, навыков работы с клиентами юридической консультации. Если освоение основных клинических курсов проходит, как правило, успешно, то в процессе работы с клиентами оказывается, что этого не всегда достаточно для того, чтобы наладить контакт с клиентом и предоставить ему необходимую юридическую помощь. Причем знаний по юридической этике и других навыков в этом случае бывает мало. Выход из такой затруднительной ситуации, как правило, студент находит при содействии и под руководством преподавателякуратора, который должен вникнуть в существо проблемы и, основываясь на собственном практическом и жизненном опыте и знаниях, помочь студенту наладить необходимый контакт.

Специфика каждого дела и каждого клиента не дает возможности заранее учесть в ходе учебных курсов подобные ситуации. Очевидно, что обучение коммуникативным навыкам столь же необходимо студенту-юристу, как освоение академических дисциплин и основных практических навыков. Однако форма обучения при этом должна быть весьма специфична, чтобы студент в результате обучения мог получить алгоритм действий в той или иной трудной ситуации с клиентом, а не только знание основ психологии. Передача профессионального опыта от преподавателя студенту и есть важнейшая задача куратора. Но при этом куратор должен быть способен критично отнестись к своему опыту, понимая и анализируя свои достижения и ошибки.

Еще одна проблема, которая возникает при этом — столкновение интересов юриста-преподавателя и юриста-практика. Как правило, преподаватели студенческих юридических клиник — практикующие юристы. В процессе обучения они передают студентам не только свои знания, но и накопленный опыт практической работы. При этом особенно по сложным делам преподаватели-практики делятся со студентами собственными «ноухау» относительно решения тех или иных проблем. Возникает вопрос о допустимости тиражирования этих навыков. Не все преподаватели с этим согласны. Однако юрист-практик, совмещающий эту деятельность с преподаванием, должен отдавать себе отчет в необходимости передачи студентам своего практического и жизненного опыта, должен быть готов раскрывать секреты своего профессионального мастерства. В этом и заключается один из важнейших учебных факторов, характеризующий клиническое юридическое обучение.

Еще одна проблема — это возникновение у куратора конфликта интересов в отношении этического требования сохранения лояльности к клиенту, формирующийся на стыке двух практик куратора: собственной профессиональной практики, которую куратор ведет самостоятельно, например, имея статус адвоката, и практики контроля за работой студентов по делам клиентов. Возможно одновременное обращение гражданина как к адвокату, так и в клинику. При обнаружении «своего» клиента" среди клиентов клиники куратор обязан разрешить возникший конфликт интересов. Такой конфликт разрешается куратором — в пользу своего основного места работы, а студент должен будет по наставлению куратора принять меры к разрешению ситуации с клиентом клиники, так, чтобы клиент не оказался лишенным юридической помощи, и при этом не были нарушены этические принципы профессионального взаимодействия в условиях сложноорганизованной системы[2].

* * *.

  • 1. Соблюдение этических норм, в том числе принципов и правил профессиональной юридической этики, — важнейшее условие качественной работы юридических клиник.
  • 2. Допуск студентов-клиницистов к работе как с «игровыми», так и с реальными клиентами, может происходить только после освоения базовых требований профессиональной этики, таких как: законность и добросовестность в работе, конфиденциальность, взаимное доверие с клиентом, допустимые методы отстаивания интересов клиента, корректность во взаимоотношениях со всеми участниками процесса правосудия и т. д. Обучение этим правилам является неотъемлемой частью юридического клинического обучения.
  • 3. Соблюдение правил профессиональной этики в равной степени обязательно для студентов, преподавателей и иных сотрудников юридической клиники, которые обеспечивают оказание качественной юридической помощи как «совокупный консультант».
  • [1] Об этих правилах подробно говорилось в предыдущих двух параграфах.
  • [2] См. предыдущий параграф.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой