Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы государства. 
Политология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост экономической роли государства также имеет свои пределы. Обнаруживается слабая восприимчивость государственных предприятий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и механизма принятия управленческих решений. Сегодняшнее состояние государства в России характеризуется демонтажом бывшей политической системы государства и попытками методом «проб и ошибок» внедрить элементы западной… Читать ещё >

Формы государства. Политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание, объем и функции государства обусловлены его формой. Поэтому указанные выше функции в разных государствах реализуются с разной степенью полноты, прогрессивности и соответствия требованиям современности. Форма государства — совокупность его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. В форме государства принято выделять два основных аспекта: форму правления и форму государственного устройства. По способу организации высшей власти государственные формы правления делятся на монархии и республики. Монархии существуют в настоящее время примерно в одной трети стран мира. Самодержавные, абсолютистские монархии сегодня крайне редки (Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия). Преобладают монархии ограниченные, конституционные, во многом лишь внешне отдающие дань традиции. Монархи в них скорее декоративные фигуры, символизирующие единство нации. Парламентские, конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Основной особенностью республик (президентских и парламентских) является формирование высшей государственной власти на выборной основе. В президентской республике президент является одновременно главой правительства. Законодательная и исполнительная власти разделены. Глава государства политически ответствен непосредственно перед народом. Он ответствен и перед парламентом, но опосредованно, через принцип разделения власти. Такая структура формируется в процессе проведения раздельно президентских и парламентских выборов.

Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и несет ответственность перед парламентом. При этом воля большинства парламента отождествляется с волей большинства народа, так что единство политической власти, парламентского большинства и правительства может быть нормой. Плюрализм же обеспечивается присутствием оппозиции, гарантированными ее правами, механизмом чередования партий у власти. В этом случае возможны, во-первых, классическая парламентская модель, когда глава правительства и парламента взаимно независимы, не имеют рычагов прямого давления друг на друга, и, во-вторых, так называемый режим ассамблеи, когда правительство подчинено парламенту.

Формы государственного устройства. Национально-территориальная организация определяет подразделение государств на унитарные и федеративные. Унитарное государство отличается простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны.

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее государственные образования (штаты, провинции) обладают определенной самостоятельностью и имеют собственное административнотерриториальное деление. Основными признаками такого государства являются исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики: отсутствие права выхода из союза у входящих в него государств; использование власти центральным правительством без прямого одобрения государств — членов федерации; отсутствие у центрального правительства права на изменение границ государств-членов; изменение конституции только с согласия членов федерации; наличие двухпалатного парламента; разделение властных полномочий центральной власти и власти субъектов федерации.

Конфедерация как форма государственного устройства объединяет независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности — военной, внешнеполитической и т. д. Эти объединения весьма нестабильны. Они либо распадаются после решения поставленных перед ними задач, либо развиваются в федерацию. Кроме того, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это прежде всего Британское содружество наций, Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличии некоего наднационального политического аппарата регулирования отношений.

Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения, — культура, наряду с которой все большее значение приобретает политика и экономика. В последние десятилетия появились новые формы надгосударственных структур, например Европейское содружество.

Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, направляет развитие, функционирование государственного механизма. Тип государства всегда исторически обусловлен многими факторами: историческими традициями, соотношением классовых сил в обществе, геополитическими усилиями, влиянием политических фигур на исторический процесс и на форму государственного устройства. В зависимости от форм социального контроля основных ценностей и норм выделяются различные типы государства.

Инквизиторское государство навязывает гражданам идеологическое и религиозное единство и поддерживает его с помощью социальных институтов. В таком государстве правовая система объединена с идеологической. Церковь или политические партии слиты с государством.

Тоталитарное государство может допускать различные идеологии и направления, но в первую очередь поощряет тех, кто идентифицирует себя с господствующей идеологией.

Плюралистическое государство — принимает разнообразные идеологические и нормативные ориентации и виды деятельности. Такое государство терпимо относится к различиям во мнениях, позициях, признает право на существование всех религий, идеологических и этнических групп при условии добровольного принятия ими ограниченного числа общих правил и принципов.

Исходя из социально-экономической, классовой, формационной природы, выделяются государства рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические. Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям, имеющим приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной ролью структур насилия — армии, военнопромышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности.

Противоположностью военному, полицейскому государству является правовое. Для него характерен, во-первых, высокий авторитет права как для государственных органов, так и для граждан и всех общественных институтов. Для того чтобы такой авторитет прочно утвердился, должны вызреть традиции уважения к закону, терпимости к инакомыслию, уважения к праву меньшинства на существование и защиту своих интересов. Во-вторых, хотя государство и представляет собой верховную власть в обществе, но эта власть небеспредельна. В-третьих, имеется механизм, позволяющий контролировать и своевременно заменять те элементы государства, которые вступают в конфликт с законом. Причем государство так же подвластно закону, как и отдельный гражданин. В-четвертых, гарантией практического приоритета закона, соблюдения прав граждан выступает разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, обладающих определенной самостоятельностью по отношению друг к другу. Таким образом, понятие правового государства совпадает с понятием демократического государства. Свою сущность и функции государство реализует с помощью методов насилия, права, организационной деятельности, идеологического воздействия.

В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая — усиление роли государства в обществе (этатистская тенденция), рост государственного аппарата и его структур. Вторая тенденция — деэтатистская, противоположная первой, связана с ограничением государственной власти, переходом части ее к другим политическим и неполитическим структурам.

Усиление роли государства обусловлено рядом причин. Одна из них — необходимость государственного регулирования информационной и других новых сфер общества, разработка соответствующего законодательства.

Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также и тем, что стали очевидными ограниченные возможности рыночного механизма регулирования экономики. Государственный капитал стал активнее привлекаться для заполнения экономических ниш с неблагоприятными условиями воспроизводства и вследствие этого непривлекательными для частного бизнеса.

Государство наряду с экономической ролью все чаще начинает играть социальную роль: регулирование социальной жизни, обеспечение социальной стабильности, преодоление социальных конфликтов, предоставление социальной помощи.

Усиление государства влечет за собой усложнение политики и процедур принятия политических решений. Вследствие этого возрастает роль вспомогательного аппарата — технического, информационного, научного.

Универсальными являются тенденции развития государства, связанные с перераспределением власти среди различных государственных органов. Происходит усиление позиций исполнительной власти, сопровождаемое снижением значимости власти законодательной. Все чаще функции парламента подменяются правительством, все реже правительственные мероприятия подвергаются критике. Центры принятия решений в правительстве все больше смещаются к его главе, а в парламенте — к специализированным парламентским комиссиям. Возрастание роли государства в то же время ограничивается рядом социальных факторов, действием антиэтатистской тенденции. В обществах с развитыми политическими системами и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.

Рост экономической роли государства также имеет свои пределы. Обнаруживается слабая восприимчивость государственных предприятий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и механизма принятия управленческих решений. Сегодняшнее состояние государства в России характеризуется демонтажом бывшей политической системы государства и попытками методом «проб и ошибок» внедрить элементы западной государственности. Противоречие между российским и западным вариантами развития государственности в государственной системе России снова вышло на первый план. От его разрешения будет зависеть будущее России как государства: пойдет ли она своим самобытным путем или изберет прозападный вариант развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой