Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование профессионально важных качеств боевых контингентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение профессиографической экспертизы предусматривало несколько этапов. Вначале определялась общая совокупность профессионально важных качеств (непараметрический выбор из всех 116 характеристик). Затем из «минимизированной» совокупности выделялись 15 наиболее значимых, и проводилось их ранжирование по степени профессиональной важности. На заключительном этапе каждое из выделенных… Читать ещё >

Исследование профессионально важных качеств боевых контингентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этом разделе книги отражены результаты профессиографического изучения военнослужащих учебных подразделений воздушно-десантных войск и специалистов десантно-штурмовых бригад сухопутных войск, расположенных на территории СССР, а также военнослужащих парашютно-десантных батальонов и подразделений специального назначения 40-й армии.

Основная задача проведенного исследования состояла в определении сходства и отличий требований, предъявляемых к профессионально важным качествам военнослужащих в зависимости от характера их деятельности: учебно-боевой или боевой. Для решения этой задачи использовался метод экспертной оценки специальности [302], модифицированный нами совместно с В. П. Петровым. Во всех случаях в состав экспертной группы входило не менее пяти офицеров, имеющих опыт службы по специальности в конкретных условиях (учебной или боевой деятельности) более двух лет. Проведение экспертизы осуществлялось квалифицированными специалистами — психологами и физиологами, что способствовало адекватной интерпретации опрашиваемыми лицами специальных терминов и повышало надежность полученных данных. Стандартность процедуры обследования с использованием специального опросника, включавшего характеристики 116 индивидуально-психологических качеств и физиологических свойств, позволила получить достаточно обоснованные и сравнимые результаты. При определении значимости отдельных функций для успешности деятельности военнослужащих экспертам рекомендовалось исходить из двух основных положений: степени включенности функции в деятельность и продолжительности ее максимальной загруженности, а также возможности ее тренировки и развития в процессе учебно-боевой подготовки или боевой деятельности.

Проведение профессиографической экспертизы предусматривало несколько этапов. Вначале определялась общая совокупность профессионально важных качеств (непараметрический выбор из всех 116 характеристик). Затем из «минимизированной» совокупности выделялись 15 наиболее значимых, и проводилось их ранжирование по степени профессиональной важности. На заключительном этапе каждое из выделенных (в результате двух предыдущих этапов) качеств оценивалось с точки зрения его военно-профессиональной значимости в 10-балльной шкале.

Проведенный сравнительный анализ позволил выявить ряд сходных требований, предъявляемых к военнослужащим, относительно независимо от характера их деятельности — учебно-боевой или боевой. Эти требования, обозначенные нами как общепрофессиональные, можно условно объединить в четыре основные группы (табл. 3.6):

Таблица 3.6

Общепрофессиональные воинские качества, совпадающие у военнослужащих учебно-боевых (контрольная группа) и боевых частей (основная группа).

Наименование профессионально важных качеств.

Совпадающие ранговые оценки.

Контрольная группа (военнослужащие учебно-боевых частей).

Основная группа (военнослужащие боевых частей).

Выносливость к длительным физическим нагрузкам.

Высокая нервно-психическая устойчивость.

Умение сохранять высокую работоспособность при воздействии экстремальных факторов.

Дисциплинированность и исполнительность.

Умение действовать нешаблонно, быстро принимать решение в изменяющейся обстановке.

Коллективизм.

Смелость.

Самообладание и выдержка.

  • • физические качества (выносливость, военно-профессиональная работоспособность);
  • • нервно-эмоциональные характеристики, в частности нервнопсихическая устойчивость и сохранение способности к целесообразной деятельности при воздействии экстремальных факторов, включая непосредственную угрозу жизни; в эту же группу вошли самообладание и выдержка;
  • • интеллектуальные качества (умение действовать нешаблонно, быстро принимать решения в изменяющейся обстановке);
  • • социально-психологические качества, преимущественно волевые (дисциплинированность, исполнительность, коллективизм, решительность, смелость).

Однако следует отметить, что даже по «совпадающим» профессионально важным качествам обнаруживался ряд существенных отличий. Практически полное совпадение выявлено лишь в отношении требований к физическим качествам, занимающим 1-е (ранговое) место у военнослужащих учебно-боевых частей и 2-е — у боевых контингентов, а также — по социально-психологическим качествам (см. табл. 3.6). Дисциплинированность и исполнительность, указанные в качестве основных требований к военнослужащим боевых подразделений 40-й армии, в учебнобоевых частях находились лишь на 4-м месте.

Существенный интерес представлял анализ тех профессионально важных качеств, по которым не было каких-либо совпадений и которые в первую очередь характеризовали отличия в требованиях к исследуемым группам военнослужащих. Во-первых, применительно к военнослужащим учебно-боевых частей эти (дополнительные) требования были немногочисленны и не вносили существенно нового в структуру профессионально важных качеств (табл. 3.7). И наоборот, список дополнительных требований к боевым контингентам по объему даже превосходил перечень общепрофессиональных качеств и вносил в них качественно новое содержание. В частности, особые требования предъявлялись к способности длительно переносить голод и жажду; умению сохранять работоспособность, преодолевая развивающееся утомление; способности быстро переходить от одной деятельности к другой; способности к быстрому и точному определению направления источника звука; готовности к взаимовыручке, долговременной и моторной памяти, а также к ряду социально-психологических характеристик, таких как трудолюбие, развитое чувство ответственности, инициатива и находчивость, доброжелательность и отзывчивость. Профессиональный запрос на эти качества в условиях мирного времени был, безусловно, менее значимым, и, следовательно, требовалось особое внимание к их формированию в процессе учебно-боевой подготовки войск.

Таблица 3.7

Отличия в требованиях к профессионально важным качествам военнослужащих учебно-боевых (контрольная группа) и боевых частей (основная группа).

Контрольная группа (военнослужащие учебно-боевых частей).

Основная группа (военнослужащие боевых частей).

Наименование профессионально важных качеств.

Ранговая оценка.

Наименование профессионально важных качеств.

Ранговая оценка.

Умение сохранять работоспособность в аварийной ситуации.

Способность длительно переносить голод и жажду.

Устойчивость к укачиванию.

Умение сохранять работоспособность, преодолевая утомление.

Хорошее развитие функций внимания.

Способность быстро переходить от одной деятельности к другой.

Способность к точной глазомерной оценке размеров и расстояний.

Способность к быстрому и точному определению направления источника звука.

Окончание табл. 3.7

Контрольная группа (военнослужащие учебно-боевых частей).

Основная группа (военнослужащие боевых частей).

Наименование профессионально важных качеств.

Ранговая оценка.

Наименование профессионально важных качеств.

Ранговая оценка.

Принципиальность.

Готовность к взаимовыручке.

Трудолюбие.

Долговременная память.

Моторная память.

Умение сохранять высокий уровень готовности к деятельности в условиях длительного ожидания (монотонии) и ограничения потока информации.

Развитое чувство ответственности.

Инициатива и находчивость.

Доброжелательность и отзывчивость.

Одновременно с этим при ранжировании (с использованием 10-балльной шкалы) профессионально важных качеств у боевых контингентов существенно (на 45%) возрос перечень характеристик, получивших очень высокие (8 и более баллов) и максимальные оценки, среди которых снова выделялись волевые, физические и социальнопсихологические качества (табл. 3.8).

Таким образом, независимо от условий деятельности и специфики решаемых задач (учебно-боевых или боевых) наиболее высокие требования предъявляются к волевым и физическим качествам военнослужащих. В то же время боевая деятельность существенно повышала требования к выраженности общих военно-профессиональных качеств и дополняла их перечень, в частности, требованиями к интеллектуальному развитию, некоторым физиологически обусловленным функциям (устойчивость к голоду и жажде, высокая работоспособность) и многочисленным социально-психологическим характеристикам.

Большинство из выделенных профессионально важных качеств и личностных свойств относятся к тренируемым и воспитуемым. Однако с учетом ограниченности сроков обучения военных специалистов и непосредственной службы на соответствующих должностях, возможности их коррекции в процессе учебно-боевой подготовки весьма невелики. Последнее положение определяло целесообразность проведения профессионального отбора уже на этапе комплектования частей по подготовке боевых и других специальных контингентов с учетом критериев физической подготовленности и выносливости, нервно-психической устойчивости, интеллектуальных и социально-психологических качеств, а также состояния физиологических резервов организма.

Таблица 3.8

Результаты оценки основных групп профессионально важных качеств боевых контингентов в 10-балльной шкале и их ранговые оценки.

Основные группы профессионально важных качеств.

Усредненная оценка в 10-балльной шкале.

Ранговая оценка.

Волевые качества.

9Д.

I.

Физическая подготовленность (сила и выносливость).

8,6.

II.

Личностные особенности (указанные в табл. 3.6).

8,5.

III.

Качества внимания.

8,0.

IV.

Функция зрительного восприятия.

7,8.

V.

Психомоторные качества.

7,1.

VI.

Функция слухового восприятия.

6,1.

VII.

Организаторские способности.

5,6.

VIII.

Память.

5,3.

IX.

Интеллектуальное развитие.

4,3.

X.

Коммуникативные качества и функция речи.

3,8.

XI.

Развитие функции воображения.

2,1.

XII.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой