Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Психология раннего и дошкольного детства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: условия онтогенеза человеческой психики, развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), специфику различных видов детской деятельности, становление устойчивых черт поведения, индивидуальные психологические особенности детей. Все это и составляет ее предмет… Читать ещё >

Предисловие. Психология раннего и дошкольного детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курс психологии раннего и дошкольного возраста (детской психологии) является одним из ведущих в образовательной программе подготовки педагогов дошкольного профиля. Вместе с тем, детская психология является одним из разделов возрастной психологии, который изучается студентами всех педагогических и психолого-педагогических направлений подготовки. Поэтому материал, представленный в данной книге, может быть использован и в процессе реализации широкого круга образовательных программ. Предлагаемый курс лекций является авторским и выступает в качестве одного из вариантов структурирования содержания, поистине неисчерпаемого, знаний о психическом развитии ребенка. Само же развитие всегда будет во многом оставаться загадкой.

В результате изучения курса детской психологии студент должен:

знать

  • • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики,
  • • сущность понятия «диагностика» в процессе обучения.
  • • современные методы, технологии обучения и диагностики;

уметь

  • • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
  • • осуществлять выбор методов, технологий обучения и диагностики, адекватных поставленной цели;

владеть

психолого-педагогическим анализом и оценкой результатов решения исследовательских задач в области образования, Предназначено для студентов, преподавателей и практиков дошкольного образования.

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии. Связь с другими науками

Существует множество отраслей психологической науки: общая психология, психология труда, возрастная психология, сравнительная психология, психология личности, специальная психология и др. Все они объединены тем, что изучают внутренний, психический мир человека: мотивы его поступков, его познавательную деятельность, его эмоциональную и волевую сферу, его индивидуальные особенности. В то же время каждый раздел психологии имеет свой вполне определенный предмет изучения. Так, общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, психология труда — психические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни, предметом специальной психологии являются отклонения в развитии психики.

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: условия онтогенеза человеческой психики, развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), специфику различных видов детской деятельности, становление устойчивых черт поведения, индивидуальные психологические особенности детей. Все это и составляет ее предмет.

Изучение ребенка представляет серьезную трудность: изменения в его психической жизни происходят стремительно, множество факторов влияют одновременно на ход его развития, каждый ребенок своеобразен уже в самом начале своей жизни, однако дети одной и той же возрастной группы обладают сходными психическими чертами. К примеру, трехлетки импульсивны, внимание их неустойчиво, память чрезвычайно хрупкая. Старшие дошкольники уже умеют управлять своими желаниями, познавательные процессы приобретают произвольный характер, в частности, дети владеют некоторыми способами запоминания и сохранения материала в памяти, их внимание становится значительно более устойчивым. Поэтому основной стороной предмета детской психологии является изучение типичных для данного возраста психологических особенностей детей в первые семь лет их жизни, при этом рассматривается развитие ребенка в условиях его деятельности, общения с другими людьми, обучения.

Детская психология связана с другими науками, такими, как общая психология, возрастная анатомия и физиология, дошкольная педагогика, частные методики. Например, выделение детской психологией различных сторон психического развития ребенка: самосознания, мотивов поведения, чувств, способностей, а также изучение его деятельности, общения — связано с тем, что эти психологические явления были исследованы общей психологией. Понять механизмы развития психики ребенка невозможно без достижений возрастной анатомии и физиологии. В то же время велико значение детской психологии для развития этих наук. Так, детская психология является генетическим методом общей психологии. Дело в том, что изучение психических процессов и свойств у взрослого человека, у которого эти процессы уже сформировались, приобрели свернутый характер, представляет трудности. Генетическое же их исследование в становлении, развитии позволяет понять их структуру, происхождение, функцию. Например, решение взрослым известной задачи «с вкладышами» происходит быстро, внешне никак не фиксируется. Для ребенка же эта задача не так проста. Внимательно понаблюдайте за его действиями. Вы увидите сложный процесс обследования им отверстий в рамке, фигур для размещения их соответственно форме и величине отверстий, подбор фигур к различным отверстиям: решение задачи становится развернутым, видимым. Следовательно, у взрослого человека оно имеет те же стадии, только они приобретают характер умственных действий, автоматизируются. Знание законов развития психики ребенка, влияния различных условий на это развитие, особенностей протекания познавательных, волевых, эмоциональных процессов у детей помогает воспитателю находить и использовать оптимальные методы педагогического воздействия. Отрадно, что в последние годы значительно возрос интерес родителей к психологии ребенка. Именно в семье закладываются основы личности растущего человека: вера в свои возможности, характер, способности. Поэтому психологическое образование родителей — одна из важных задач педагогов и психологов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой