Средства и приемы саморегуляции эмоционального возбуждения
В аутогенной тренировке по Шультцу предусматриваются две ступени релаксации. Первая ступень — общее мышечное расслабление, чувство покоя, полный отдых. Вторая, высшая ступень — вызывание сложных переживаний, среди которых: Первая часть, по Шультцу, включает шесть тренировочных ступеней, каждая из которых направлена на определенную область или систему органов тела: 1) мышцы, 2) кровеносные сосуды… Читать ещё >
Средства и приемы саморегуляции эмоционального возбуждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К первой группе относятся методы, способствующие снижению уровня эмоционального возбуждения перед выступлением:
- — переключение мыслей на технико-тактические действия, на образы и явления, вызывающие положительные эмоции;
- — фиксация внимания на неяркой сине-зеленой тональности среды;
- — воспоминания об удачной технической или тактической новинке в предыдущих соревнованиях;
- — самоубеждение и самоприказы («успокойся», «возьми себя в руки» и т. п.);
- — произвольная регуляция дыхания (изменение интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания); дыхательные упражнения с замедленным выдохом;
- — последовательное расслабление групп мышц с применением успокаивающих формул аутогенной тренировки;
- — чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц;
- — самоконтроль за мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявлениями возбужденного состояния;
- — кратковременный самомассаж (легкое поглаживание, потряхивание мышц);
- — разминка с меньшей интенсивностью при обычном ее объеме, во второй части которой — упражнения на гибкость и растяжение мышц.
Вторая группа — методы, способствующие повышению уровня эмоционального возбуждения:
- — концентрация мыслей на достижении победы и самоприказы («отдай все — только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т. п.);
- — настрой на максимальное использование технико-тактических и физических возможностей;
- — создание представлений о преимуществе над противником;
- — самоубеждение в высокой ответственности за результат выступления;
- — идеомоторика отдельных технических элементов и соревновательного действия в целом;
- — произвольная регуляция дыхания с кратковременной гипервентиляцией;
- — самомассаж (разминание, растирание, поколачивание мышц);
- — интенсивная разминка с имитацией приемов, в конце — резкие движения;
- — фиксация внимания на яркой оранжево-желтой тональности среды;
— мобилизующий вариант аутогенной тренировки.
Психорегуляции нельзя научиться мгновенно. Ей надо обучаться с первых шагов занятий спортом. Сначала нужно развивать психические качества — восприятие, внимание, а затем изучать методы психорегуляции от простых к сложным и в конце обучения перейти к аутогенной тренировке.
Из простых методов можно порекомендовать метод регуляции концентрацией внимания, предложенный знаменитым режиссером К. С. Станиславским. Это упражнение «три круга». Суть его в следующем: человек представляет себе три круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большего в меньший. Вот как примерно выглядит это упражнение с конкретными формулами:
«Начинаю занятия по концентрации внимания, мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него — средний, а в среднем — малый.
Первый большой круг моего внимания — это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, мой дом.
В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху.
В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь я сам (сама). Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает. Становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…".
Сложным методом является аутогенная тренировка, которую предложил немецкий психиатр И. Шультц, познакомившись с учением йогов. Он сформулировал понятие «аутогенная тренировка»: аутос — сам, генос — род, рождающий, т. е. это — самопорождающая нужное состояние тренировка.
Суть метода: если строго подобранные слова использовать целенаправленно и систематически, то они начинают вызывать в организме четко ощутимые физические изменения, которые, в свою очередь, вызывают перемены в психике.
В аутогенной тренировке по Шультцу предусматриваются две ступени релаксации. Первая ступень — общее мышечное расслабление, чувство покоя, полный отдых. Вторая, высшая ступень — вызывание сложных переживаний, среди которых:
- — яркое представление какого-либо цвета (красного, зеленого и т. п.);
- — ясное и длительное представление какого-либо объекта;
- — представление абстрактных понятий (красота, сила и т. п.);
- — представление другого человека и переживание отношения к нему;
- — эмоциональная реакция на какое-либо представляемое в сознании событие и осознание, самооценка такой реакции.
Первая часть, по Шультцу, включает шесть тренировочных ступеней, каждая из которых направлена на определенную область или систему органов тела: 1) мышцы, 2) кровеносные сосуды, 3) сердце, 4) легкие, 5) органы пищеварения, 6) голову.
Конкретные формулы приведены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Упражнения аутогенной тренировки.
Цель самовнушения | Примерные формулы |
1. Успокаивающее упражнение. | Я совершенно спокоен. |
2. Упражнения на создание чувства тяжести. | Моя правая (левая) рука очень тяжелая. |
3. Упражнения на создание ощущения тепла. | Мои ноги очень тяжелые Мое тело очень тяжелое Моя правая (левая) рука очень теплая Мои ноги очень теплые Мое тело очень теплое. |
4. Упражнение для живота. | Солнечное сплетение излучает тепло. |
5. Упражнение на дыхание. | Дыхание совершенно спокойное. Дышится легко. |
6. Упражнение для сердца. | Мое сердце работает спокойно, ритмично и надежно. |
7. Упражнение для головы. | Мышцы лица расслаблены. Лоб приятно прохладен. |
Путем применения данных формул достигается состояние релаксации, затем можно переходить к вызыванию сложных переживаний, к психической регуляции согласно формулам второй ступени. Почти все спортсмены высокого класса в той или иной мере используют аутогенную тренировку и другие методы предсоревновательной подготовки, например, такие, как мысленная репетиция соревнований, видеотренинг и др.
Без постоянной психической саморегуляции невозможно достичь сегодня высоких результатов в спорте.