Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы общения и «свободное плавание»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Насильственное «извлечение информации» дает некорректную информацию. Поэтому так нежелательны тон и манеры журналиста- «следователя» и журналиста-«диктатора», поэтому так важно творчески изобретательное поведение интервьюера в надежде поддержать инициативу самого собеседника, его добровольное «раскрытие» как ньюсмейкера. В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг… Читать ещё >

Проблемы общения и «свободное плавание» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тональность разговора

Бестактности по отношению к собеседнику, к сожалению, переполняют страницы современных российских газет, радиои телеэфир. Чего стоит хотя бы фраза, прозвучавшая в одном из телевизионных интервью: Скажите честно, вам можно доверять? Эта фраза привела в смущение не только собеседника, но и аудиторию, явилась прямым оскорблением. Элементарная невоспитанность проявляется и в так называемом «тыкании», заметно влияющем на общую эмоциональную окрашенность интервью. Оскорбительна для собеседника чрезмерная «игра интеллекта» интервьюера (порой более половины текста занимают слова журналиста). Конечно, в интересном интервью должны ощущаться личность репортера, его позиция, но нельзя забывать о том, что цель разговора — общение с интервьюируемым. Журналист же интересен профессиональным умением «подогреть мысль» собеседника, помочь ему высказаться.

Довольно распространенные проявления невоспитанности — снисходительно-великодушный, развязный или капризный тон журналиста. Никакие фактические ошибки и сбои в ведении беседы не могут в такой степени повредить делу, как это обстоятельство. Читатель (или зритель), изначально оценивая негативно такую «работу», далее все воспринимает уже соответственно первому впечатлению.

В дополнение ко всем предостережениям, отмечающим «опасные зоны», которые могут помешать контакту, есть еще одно немаловажное «не»: нежелательно проявлять излишний интерес к личной жизни ш интервьюируемого или демонстрировать свою чрезмерную осведомленность в этой щекотливой области.

Человек, у которого берут интервью, отличается обостренным (на время интервью) самолюбием. Об этом следует помнить.

Обычно рекомендуется не особенно демонстрировать свои вкусы, взгляды, оценки. Если человек решит, что интервьюер составил о нем неверное представление, его дальнейшие действия могут носить характер защиты.

Установка и первый контакт Качество восприятия новой информации, формирование мнения о неизвестном человеке во многом зависит от установки. Установка — сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие под определенным углом зрения. Иногда это собственное мнение, выработанное на основе личного опыта, но чаще «наша» установка отражает чужие позиции и чужие мнения (авторитеты, книги, газеты обращают наше внимание на «компетентные источники»).

Излишняя убежденность в своем знании «истины» порой приводит к тому, что человек не в состоянии увидеть различные стороны явления. Установка влияет на формирование предварительного мнения о человеке. Например, если нам что-то расскажут о новом человеке перед знакомством, мы склонны искать подтверждение этой характеристике в его поведении (конечно, при определенном, весьма высоком уровне доверия к источнику предварительной информации).

В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. В этом процессе есть закономерности, знание которых дает возможность контролировать его, две из них — стереотипизация и обобщение. Представления журналиста о персоне могут сильно разниться с тем, каков человек на самом деле.

На мнение о собеседнике заметно влияет прошлый коммуникативный опыт журналиста, мнение коллег о нем, возможно, если это известный человек, уже сложившийся имидж, публичный образ, созданный стараниями коллег-журналистов.

Для журналиста естественно менять, в зависимости от ситуации, и манеры, и речь. Яркий московский репортер Э. Церковер рассказывал:

Порой журналист не просто меняет речь, порой нужна роль. Если разговор, например с военным, то лучше всего предстать перед ним совсем уж штатским, по его понятиям, может быть, недисциплинированным.

Я брал интервью у адмирала, командующего флотом. Человек он был суровый, с тяжелым характером, не любил лишних слов. Казалось, заставить его ответить на вопрос, на который он отвечать не хочет, практически невозможно. Но все-таки можно, при условии, если он видит перед собой штатского… И хотя я сам капитанлейтенант флота, я специально для него выгляжу «чисто штатским».

Я спрашиваю: «Сергей Георгиевич, а дети ваши пошли по стопам отца?» — «Да, сын служит во флоте». — «Сергей Георгиевич, а нельзя сказать, где он служит?» —.

«Не надо, ему и так легко служится!» — «Ну, Сергей Георгиевич, ну, а все-таки…» Военному он ответит: «Нет!», а тут видит перед собой человека, спрашивающего по наивности…

Ему трудно со мной бороться, я не из его компании!..

С актером разговор нужен такой — стилистически, и по манере беседы чтобы он понял, что вы знаете театральный мир, не новичок. Обязательно нужно польстить вначале: «Мы вас так любим…», на них это действует.

Э. Церковер. «Беседы о профессии», 1990 г.

Журналисту, которому приходится общаться с разными людьми, необходимо владеть точным профессиональным языком, предполагающим богатство «обертонов» (из-за постоянной необходимости приноравливаться к собеседнику, к особенностям его личности, индивидуальности, ситуативной характеристике).

«Говорить с разными людьми надо по-разному, — писал Честерфилд в своих широко известных письмах к сыну. — Ты не стал бы говорить об одном и том же предмете в одних и тех же выражениях с министром, епископом и женщиной. Надо уметь, подобно хамелеону, менять каждый раз цвета, и в этом нет ничего зазорного или мерзкого, ибо все это имеет отношение только к манерам, а отнюдь не к морали… Что бы ты ни говорил, если на твоем лице в это время запечатлелись презрение, или цинизм, или замешательство, или на нем застыла глупая улыбка смущения, слова твои никому не понравятся».

В профессиональном общении тем более оказываются важны установки, программирующие разные варианты общения.

Насильственное «извлечение информации» дает некорректную информацию. Поэтому так нежелательны тон и манеры журналиста- «следователя» и журналиста-«диктатора», поэтому так важно творчески изобретательное поведение интервьюера в надежде поддержать инициативу самого собеседника, его добровольное «раскрытие» как ньюсмейкера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой