Стилистика телеречи.
Стилистика и литературное редактирование
Существенно дополняет речь, звучащую с экрана, возможность использования видеоряда. Телевидение опирается не только на интонацию звучащей речи, но и на мимику, жест, движение в кадре. Применяется не только звучащая речь, но и при необходимости ее письменное дублирование в виде титров или экспликации вербального текста. Поскольку картинка служит естественным и более сильным конкретизатором… Читать ещё >
Стилистика телеречи. Стилистика и литературное редактирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информационный продукт телевидения настолько своеобразен, что к нему трудно применить понятие текста в его традиционном значении.
Вербальная и невербальные (изобразительно-визуальная и музыкально-шумовая) составляющие образуют неразрывное единство: телевизионная «картинка» не является сопутствующей иллюстрацией вербального ряда, она не менее, а иногда и более информативна.
Значимость визуального ряда подчеркивается тем, что адресата информации называют здесь телезрителем. При этом изобразительный и звукоизобразительный коды на телевидении используются параллельно с естественным языком — знаковой системой, использующей звуковой и зрительный каналы для передачи другого типа знаков.
Поликодовый (креолизированиый) характер телетекста обязывает учитывать все составляющие комплексного целого. В то же время центральной частью стилистического описания является вербальный компонент телетекста. При всем составном характере телевизионного произведения, словесный ряд телетекста строится по замыслу автора, предполагает целенаправленную адресацию и имеет содержательно-смысловую целостность.
Кроме того, в совокупности текстов профессионального сообщества проявляется их концептуальная составляющая, принципиальная установка коллективного автора.
Телеречь аналогична радиоречи по основным целям общения (информирование, убеждение, развлечение) и составу профессиональных ролей «исполнителей»: диктор, ведущий и журналист, причем две последние «роли» нередко совмещаются. Работа в эфире требует от телеперсоны тщательной разработки имиджа — публичного образа профессионального коммуникатора, речевое и внешнее поведение которого обдуманы и выверены наряду с внешним видом, а также с интерьером студии. Определяющим фактором при выработке телевизионного формата является адресат, который, по Аристотелю, есть «конечная цель всего».
Для тележурналистики характерны учет общих особенностей данного вида коммуникации, а также тщательная разработка понятия целевой аудитории. При этом учитываются возрастной состав телезрителей (специальные направления образуют детское и молодежное телевещание), гендерные различия (адресованность преимущественно женщинам или мужчинам), прагматическая направленность (образовательное и развлекательное телевидение), круг интересов (культурный, спортивный, медицинский, кулинарный и другие аспекты).
Общая стилистика телеречи также не уникальна. Современная телеречь, как и радиоречь, представляет собой сочетание естественно-разговорных и книжных структур на нейтральном фоне, соответствующий особенностям устной передачи и слухового восприятия информации.
Существенно дополняет речь, звучащую с экрана, возможность использования видеоряда. Телевидение опирается не только на интонацию звучащей речи, но и на мимику, жест, движение в кадре. Применяется не только звучащая речь, но и при необходимости ее письменное дублирование в виде титров или экспликации вербального текста. Поскольку картинка служит естественным и более сильным конкретизатором, в значительной мере отпадает прямая необходимость в словесной конкретизации, зато открывается больше возможностей для повествовательного способа представления информации, словесного следования за этапами события.
Тележурналист постоянно находится в зоне соединения противопоставленных коммуникативных позиций. Было предложено описание телеречи как системы парадоксальных отношений, которые имеют речеповеденчсский и собственно речевой характер. Здесь личностное общение является социально обусловленным; техническая опосредованное™ общения преодолевается с помощью речевых средств (контактоустановление, включенный диалог и др.). Парадокс аудитории связан с тем, что журналист обращается к группе присутствия, адресуясь в то же время к соответствующей социальной группе, а также ко всем желающим, при этом обращение к группе выражается в индивидуализированной форме.
Аналогичным образом тележурналистика связана с сочетанием устной и письменной формы речи, монолога и диалога, подготовленности и неподготовленности речи, документальности и художественного вымысла.
Характерные для цивилизованного общения принципы кооперативности и вежливости реализуются и в профессиональной речи тележурналиста. Его поведение носит демонстративный характер, в значительной мере это игра для адресата, и адресату доступно наблюдение за внешними показателями общения. Тележурналист сродни актеру: он тоже лепит образ словесными и другими способами, иногда создавая речевые маски и используя их в продолжающихся программах.
Диалогичность телеобщения подчеркивается парными и групповыми формами ведения программ, предполагающими импровизационный диалог/полилог ведущих. Реальный диалог на телеэкране, втягивая в разговор и зрителя, существенно повышает его внимание. В некоторых телепрограммах в студии присутствуют представители целевой аудитории, и тогда телетекст характеризуется еще одной линией адресованное™.
Телекоммуникация предполагает соблюдение всех основных правил общения. Если гостю студии в какой-то степени простительны отклонения от норм поведения (слишком резкие высказывания, нарушение этикета, повышение силы голоса), то вряд ли это простят профессионалу. Тележурналист обязан владеть навыками ведения диалога, в число которых входят беспристрастное выслушивание чужого мнения, речевое поддерживание собеседника, уточнение мысли речевого партнера, сопоставление мнений, открытая и скрытая оценка и др.
Профессиональный коммуникатор обычно постепенно вырабатывает собственный стиль общения, который в рамках национальной этики и корпоративной концепции характеризуется индивидуальными чертами.
Таким образом, стилевая характеристика радиои телеречи во многом едина. Специфика телеречи по-настоящему проявляется не столько в сфере речевого поведения коммуникатора, сколько в области телевизионных жанров. В своей основе жанровый расклад телевизионных текстов опирается на уже имеющийся в газетной публицистике (опорные жанры — репортаж и интервью), однако телеречь реализуется в иных условиях и характеризуется собственной технологией создания текста.
Ш Сформулируйте основные черты индивидуального стиля ведения диалога в ходе интервью, котрые брали у известных людей ведущие телевизионные журналисты центральных каналов.
Ш Приведите примеры телевизионных программ (укажите название, телевизионный канал, имена ведущих), в которых преобладает реализация одной из интенций: информирование, убеждение, развлечение.