Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика профессионально важных качеств личности управленца в системе образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит… Читать ещё >

Специфика профессионально важных качеств личности управленца в системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессионально важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

К началу 1950;х гг. XX в. было проведено более ста исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты: 1) интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы; 2) самоосознание потребности к действию и существующие мотивы; 3) уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня притязаний. В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей и организаторов, в том числе в системе образования, Л. И. Уманский (1980) обозначил следующие профессионально важные свойства личности руководителя: 1) практически-психологическая направленность ума: овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач; 2) психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми. Данные свойства личности Уманский рассматривает в единстве, используя для названия этой диады термин «организаторское чутье»; 3) общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых людей; 4) требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; 5) критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей. Три последних свойства он также объединяет в целостное образование, называемое эмоционально-волевой воздейственностью руководителя.

Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой Бездейственности на членов коллектива в системе образования.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.

Как отмечается в работах последних лет, взаимное соответствие деятельности и личности руководителя характеризуется определенной динамикой. Проблема проявления и формирования качеств личности руководителя в его деятельности должна рассматриваться в непосредственной связи: деятельность эта тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих.

Осуществление управленческих функций в системе образования в первую очередь связано с управлением персоналом, являющимся основным ресурсом организации, работающей на рынке образовательных услуг. Менеджмент персонала включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия на человека как члена коллектива, т. е. все то, что входит в понятие социальных человеческих технологий[1].

Менеджмент персонала базируется на системе ценностей, носителями которых являются профессионалы, работающие в организации, и характеризуется определенным потенциалом — совокупностью возможностей и объемом применяемых трудовых ресурсов, их структурой и уровнем использования.

Управление персоналом, нацеленное на самосовершенствование, обеспечивает расширение возможностей образовательного упреждения. И наоборот, если руководитель в системе образования и его подчиненные сегодня умеют делать только то, что делали вчера, то завтра, возможно, позиции учебного заведения на рынке образовательных услуг будут утрачены (см. также параграф 3.1).

Менеджмент персонала формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в процесс коллективной трудовой деятельности, поэтому его задача — расширение возможностей персонала, содействие его развитию, обучению и росту, включая продвижение сотрудников на основе планирования и развития карьеры. Исходя из основных задач управления в системе образования, можно определить наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Профессионально важными из них для управленца в системе образования являются:

  • 1) способность к стратегическому планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом;
  • 2) способность полностью реализовывать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций. В системе образования менеджмент должен учитывать необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и способствовать развитию и самореализации сотрудников;
  • 3) способность формировать коллектив и психологическую атмосферу в нем, адекватную профессиональной ситуации;
  • 4) выработка организаторских и коммуникативных свойств в связи с особенностями профессиональной педагогической деятельности. К ним относятся: уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность (однако необходимо помнить о недопустимости так называемого «обратного делегирования», когда сотрудник, видя доброжелательное и молчаливое расположение руководителя, пытается переложить на него свои большие и маленькие проблемы. Важное значение для успешного руководителя в системе образования имеют стремление к саморазвитию в контактах и общении, а также и любознательность. Самосовершенствование и творческий рост — залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности);
  • 5) развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги) по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются и где по-разному удовлетворяются их потребности и ожидания. Различия могут привести к противоречиям, несогласию между людьми, возникновению конфликтной ситуации. В этом случае руководителю необходимы самообладание и самоконтроль, так как согласно своей роли он находится обычно в центре конфликта.
  • [1] Шевандрин Н. И., 1995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой