Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Работа со сновидениями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юнг предпочитал анализировать не единичные сновидения, а их серии, так как это позволяло выделить устойчивые информативные признаки. Он считал, что сновидение ничего не скрывает — просто мы не понимаем его языка непосредственно. Анализируя сновидения, он использовал филологический метод и логический принцип, называемый амплификацией (расширением), то есть поиск параллелей. Амплификация… Читать ещё >

Работа со сновидениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Около трети жизни мы проводим в состоянии сна, попадая при этом в совершенно другую реальность, где невозможное становится возможным, а обычное — причудливым, где странным образом переплетаются и сосуществуют мифология и обыденность, страхи и желания, боги и демоны, иллюзия и глубокое знание. Именно поэтому удивительный мир сновидений с древности привлекает людей своей тайной, не раскрытой и по сегодняшний день.

Для многих людей сон — это всего лишь отдых, а сновидение — необычное приложение к нему, странная причуда уставшего за день мозга. Но для тех, кто видит в сновидении дар самому себе, мудрое послание или дорогу в иной, волшебный мир, открываются вещи столь необычные, сколь необычна и сама природа человеческого разума и человеческой души.

Множество нейрофизиологических исследований мозга, проведенных во время сна, показывают, что сновидения необходимы для нормального функционирования организма. Оказывается, что все люди видят сны, но не все помнят о них. Как пишет С. Кардаш, в сновидениях отражается любая поисковая активность человека. Чем в более сложной ситуации находится человек, тем больше снов ему снится. Например, по данным К. Ф. Касаткина, больные люди видят сновидения в течение 87—100% всего периода сна, в отличие от здоровых (54—76%). Интересно, что у новорожденных младенцев фаза быстрого сна (во время которой снятся сновидения) занимает примерно 50%, а у недоношенных — 75%. Как считает нейрофизиолог Э. Каструбин, во время внутриутробного развития ребенок видит сны практически непрерывно, получая при этом информацию, которой в дальнейшем будет пользоваться подсознание.

Однако, по мнению Дж. А. Холла, какой бы ни была биологическая основа сновидения у человека, оно само обслуживает определенный процесс, необходимый для здоровой деятельности. Поэтому для нас представляет интерес не столько физиология сновидений, сколько в первую очередь психология и возможность использования их в консультировании и терапии. А поэтому рассмотрим различные психологические подходы, применяемые в работе со сновидениями. Историческая динамика развития важнейших подходов к толкованию сновидений выглядит следующим образом. По X. Дикманну, таких фундаментальных подходов всего три.

Первый распространен среди первобытных культур. Сон представляется в них частью внешней реальности; в нем нет четкого различия между бессознательными фантазиями и реальной жизнью. По-видимому, то же можно наблюдать у маленьких детей. Интересно, что в контексте этого подхода человек отвечает не только за то, что он делает в своих сновидениях, но и за поступки, совершенные им в сновидениях других людей. Несмотря на то что X. Дикманн относит эту модель толкования сновидений к первобытному мышлению, в ней есть много занятных идей, к которым обращаются современные исследователи.

Второй подход рассматривает сновидение как сообщение, посланное Богом, и видит в нем прежде всего предсказание. Для этого подхода характерна идея о том, что сновидение — это зашифрованное сообщение, требующее умелой расшифровки. Известно, что подобная точка зрения имела особый успех, начиная с эпохи античности, в результате чего появились многочисленные толкователи сновидений, а также популярные и до сего дня «сонники». Впрочем, нельзя сказать, что этот взгляд на сновидения утратил свою актуальность в современное время, например, К. Стьюарт называет непонятое сновидение «нераспечатанным письмом от Бога». Как видно, такой взгляд частично сохранился, хотя и «оброс» новыми идеями, возникшими из представлений о человеческой душе. Так, божественное происхождение сновидения заменяется бессознательным или экзистенциальным. Ф. Перлз говорил о сновидении как об экзистенциальном послании того, чего не хватает в нашей жизни, что мы избегаем делать и проживать.

И, наконец, третий и, по мнению X. Дикманна, последний подход — современный. В основе работы со сновидениями в рамках этого подхода лежит индивидуальный аспект. Каждый сон, каждый его мотив и элемент соотносятся с индивидуальной историей клиента, то есть с его личным опытом, хотя коллективным, архетипическим чертам также уделяется внимание.

Как известно, третий, научный подход к изучению и толкованию сновидений сформировался, несмотря на тысячелетние попытки проникнуть в тайну сновидений, лишь в начале XX в. Этот прорыв ознаменовали первые ДОГаДКИ И ПреДПОЛОЖеНИЯ СТОРОННИКОВ ПСИХОАНАЛИЗА.

3. Фрейд пришел к выводу, что сновидение — это способ проведения неисполненных желаний через сознание без участия и пробуждения физического тела. Биологическая функция сновидений состоит в том, чтобы не нарушался сон, а психологическая — в восстановлении психического равновесия благодаря реализации в сновидении нереализованных и аффективно заряженных желаний. Правда, сновидение, по словам С. Цвейга, говорит не языком обыкновенной нашей речи, языком поверхностным, а языком глубинным, языком бессознательного. Поэтому мы не сразу постигаем его смысл и его назначение; мы должны сперва научиться толковать этот язык. Эту задачу и берет на себя 3. Фрейд. Если старая, пророческая система толкования снов пыталась познать будущее человека, то психологическая система прежде всего .была направлена на вскрытие его психобиологического прошлого с целью более глубокого понимания проблем человека в настоящем.

При попытке понять смысл сновидения, объяснить его Фрейд применил разработанный им МЕТОД свободных АССОЦИАЦИЙ. Анализируя сновидение, необходимо разложить его на элементы, чтобы пациент мог отдаться свободным ассоциациям. Во время анализа собираются воедино мысли, которые возникают при свободном ассоциировании в отношении каждого из элементов сновидения, таким образом, создается новый контекст сна. Толкование сновидения, то есть обнаружение скрытых мыслей в явном содержании сна, осуществляется с помощью не только ассоциативной техники, но и знаний о символике сновидений. В контексте психоанализа терапевт предлагает клиенту интерпретировать сон, чтобы облегчить ему обнаружение бессознательного материала. Фрейд делает определенные обобщения относительно снов особого рода (падения, полеты, плавание и т. д.), но подчеркивает при этом, что собственные ассоциации пациента более важны, чем заранее заданные правила интерпретации.

Критики 3. Фрейда часто утверждали, что он переоценивал сексуальное значение снов ради подтверждения своей общей теории. Другие психологи, включая К. Юнга и Ф. Перлза, не принимали фрейдовской интерпретации, но признавали за ним роль первооткрывателя в обнаружении и интерпретации сновидений.

В аналитической психологии К. Юнга сновидения, как элемент психической жизни, занимают одно из ключевых мест. Он много работал над установлением ряда базисных допущений, которые можно свести к четырем главным: сны.

^ выражают бессознательные процессы, личные и архетипические структуры;

1* содержат смыслы, которые могут быть расшифрованы; обнаруживают компенсаторный процесс в бессознательном;

показывают целевую тенденцию, направленность в сторону индивидуации.

Юнг предпочитал анализировать не единичные сновидения, а их серии, так как это позволяло выделить устойчивые информативные признаки. Он считал, что сновидение ничего не скрывает — просто мы не понимаем его языка непосредственно. Анализируя сновидения, он использовал филологический метод и логический принцип, называемый амплификацией (расширением), то есть поиск параллелей. Амплификация предполагает использование исторических, мифических и культурных параллелей для того, чтобы прояснить метафорическое содержание символов сновидения. С ее помощью происходит соединение личностного контекста сновидений с универсальными образами. Например, говоря о каком-то элементе сна, можно спросить клиента не только о том, какие свободные ассоциации у него возникают, но и о том, какой эпизод из жизни этот элемент напоминает ему, какие чувства вызывает и, соответственно, с какой актуальной ситуацией они могут быть связаны. *.

Юнг подходит к снам как к живой реальности, которая должна быть пережита и тщательно рассмотрена, чтобы ее понять. Любой анализ, на его взгляд, должен принимать во внимание положение, опыт и среду сновидца.

Это совместное продвижение аналитика и клиента. В анализе Юнг постоянно возвращал клиентов к образам сна, спрашивая их: «Что говорит сам сон?»

В связи с появлением новых возможностей представляет интерес работа со сновидениями в ПСИХОДРАМЕ. Здесь принимается во внимание экзистенциальное содержание сновидения, или содержание действия по Дж. Морено. При психодраматической проработке сновидения оно не истолковывается на уровне рационального, а проясняется в процессе игры. Все толкования исходят от самого протагониста (сновидца), но к ним он подводится не черёз размышление, а непосредственно путем спонтанного действия и эмоционального переживания образов сновидений. Психодраматическая работа со сновидением состоит из трех частей: воспроизведения сна, его продолжения и спонтанной актуализации латентного желания, или обращения необратимого события.

Протагониста просят изобразить сон на сцене. Он выбирает из группы тех участников, которые будут играть роли различных элементов его сновидения, объясняет каждому суть его роли и приступает к воспроизведению сна. Обычно сон проигрывается несколько раз до тех пор, пока сновидец не будет удовлетворен разыгранным действием, при этом он может менять «актеров» так, как считает нужным. Сон тоже может быть изменен в соответствии с желанием протагониста (переигран, дополнен, продолжен). После психодрамы сновидцу дается обратная связь: участники группы описывают свои чувства, когда они находились «в роли», переживания, мысли, потребности и т. д. Психодрама поощряет проявления творческости, спонтанности и интуиции.

Таким образом, преимущество психодраматической работы со сновидениями заключается в возможности символической драматизации продолжения сновидения, которое в жизни обычно прерывается.

В отличие от психоанализа, в ГЕШТАЛЬТТЕРЛПИИ сновидения не интерпретируются — они проигрываются и используются для интеграции личности. Согласно Ф. Перлзу, каждый элемент сновидения является представителем какой-то, возможно отвергаемой, части личности или скрытой тенденцией. Для того чтобы добиться интеграции, надо их совместить, снова признать своими. Поэтому, для того чтобы понять суть послания, пришедшего через сновидение, необходимо примерить на себя роль каждого человека, каждого предмета, каждого элемента сна, тем более самого необычного или непонятного; перевоплотиться в этот персонаж и рассказать о себе (или просмотреть сон с точки зрения этого персонажа). Как обычно говорил Перлз: «Расскажи нам свою историю». Дж. Рейнуотер приводит в своей книге такой эпизод: Фриц Перлз однажды попросил мужчину, которому приснилось, что он катается верхом на лошади в парке, представить себя дорожкой в этом парке, на что мужчина тут же среагировал: «Чтобы все эти лошади на меня наложили?».

Сущность работы со сновидением состоит в оценке его как актуального явления. Поскольку идентификация представляет собой противоположность отчуждению, отождествление с отдельными элементами сновидения благоприятствует наиболее полному контакту с отделившимися фрагментами собственной личности, способствует их интеграции и, таким образом, приводит к росту целостности личности.

И, наконец, еще один интересный и необычный вариант работы со сновидениями — ОСОЗНАННОЕ (ИЛИ управляемое) сновидение, или, как называет его Дж. Рейнуотер, просветленное сновидение.

На протяжении истории человечества не раз высказывалась мысль о том, что реальность бодрствования является лишь частным случаем реальности сна и что, засыпая, мы попадаем из одной реальности в другую. Оказывается, сознание может быть для человека во сне такой же организующей силой, как и в дневной жизни. Все зависит от навыка сознательного управления сновидением, который вырабатывается точно так же, как и любой другой в бодрствующей жизни — волевым усилием и тренировкой. Эти методы достаточно подробно освещены в литературе.

В осознанном сновидении человек точно знает, что ему снится сон: он имеет доступ к памяти реальной жизни, может оценивать ситуацию, принимать сознательные решения и изменять течение сновидения по своему желанию (например, попасть в заранее выбранное место, встречаться с определенными людьми и говорить с ними на интересующие темы, отработать какое-либо действие, решить задачу и т. д.). Как отмечает С. Кардаш, контроль сновидений придает новое качество жизни, делает ее более наполненной. К сожалению, большинство людей не хотят обременять себя сознательным участием в своих сновидениях, что подтачивает физические и психические силы человека, тормозит его духовное развитие. Умение оставаться в сознании во время сна представляется Дж. Рейнуотер частью программы, направленной на полное овладение собственным сознанием и приобретение способности постоянного самонаблюдения. Истинно свободный человек, по ее словам, тот, кто достиг полного овладения собственным сознанием и способен мыслить во сне так же свободно, как и во время бодрствования.

Современная психотерапия использует не только толкование сновидений, но и другие техники и приемы, среди которых, например, рисование (лепка, аппликация и др.) элементов сна, «песочница» для проигрывания сцен из сновидения, техника «горячего стула», психодрама, а также управляемое воображение (визуализация) и даже медитативные практики. Весь этот арсенал психотерапевтических средств является вспомогательным для высвобождения энергии бессознательного, которая, как известно, наполняет не только сновидения, но и фантазии, установки, представления, чувства и даже поведение человека. Встречаясь через инсайты и удивительные открытия со своим бессознательным, клиент может сделать собственную жизнь более осознанной, приблизиться к более полному пониманию себя и других людей. Полученный при работе с бессознательным материал настолько близок тому, который возникает в сновидениях, что, по словам Дж. А. Холла, понимание клинического использования сновидений должно быть фундаментальной дисциплиной для применения всех имагинальных техник в психотерапии.

Итак, мы видим, что возможности работы со сновидениями весьма богаты и предоставляют широкое поле для обращения к неизведанным и целительным тайникам бессознательного, а также для глубокого понимания себя.

Лирическое отступление

Полет Что такое полет? И с чем можно его сравнить? Это легкое парение птицы или безумный страх падения? Или то и другое одновременно? Наслаждение и страх сливаются воедино и не дают тебе дышать, а ты летишь, и не можешь даже понять, что ты чувствуешь. До тебя доносятся звуки музыки, а может быть, полет — это и есть музыка?

Как ты приземлишься, куда? И какой? Знаешь ли ты, зачем ты летишь?

А музыка все не отступает, и страх все теснее переплетается с восторгом. И ты уже не помнишь, что ты хотел до этого, есть лишь одно — ощущение полета. В секунды, в мгновения перед тобой проносится твоя жизнь — ты что, собираешься умирать? Ты не знаешь. Ты знаешь одно — ради этого стоит жить.

Ты в доли секунды чувствуешь тысячи чувств, испытываешь тысячи ощущений и ты знаешь, что ничего подобного с тобой не случалось. Обостряется слух, зрение, чувствительность.

Воздух бьет тебя или ласкает? Ты не успеваешь думать, мозг отказывается анализировать хаос ощущений, и ты можешь только чувствовать. Тебе не хватало этого раньше. Ты поновому чувствуешь свое тело — каждую его частичку. Ты одновременно узнаешь и не узнаешь себя. Кто ты?

Твой полет настолько же прекрасен, насколько ужасающ. Как ты приземлишься и приземлишься ли вообще? Задаешь ли ты себе эти вопросы или считаешь их пустой тратой времени? И больно ли продираться через облака? Что говорят тебе птицы и о чем думают звезды?

А ты летишь. Ты знаешь одну простую вещь, которую мне только предстоит узнать: полет — это и есть жизнь.

А. М. Родина

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой