Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новое понимание права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В постиндустриальном обществе человек вступает в такое множество повседневных взаимодействий, одновременно выполняет такое множество социальных ролей, что их невозможно урегулировать с помощью раз и навсегда заданных правил, законов. Законы были рассчитаны на регулирование глобальных, макросоциологических ситуаций и в современных условиях не поспевают за темпом повседневных изменений. Поэтому… Читать ещё >

Новое понимание права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поиск нового понимания права обусловлен рядом причин: стремлением преодолеть определенную односторонность сложившегося правопонимания; попыткой отразить в праве новые явления и процессы, свойственные современной эпохе, — зрелость гражданского общества, развитие правосознания и правовой культуры, динамизм социальных изменений, социализацию и гуманизацию права и т. д. В связи с этим возникают новые подходы к пониманию права.

Сторонники интегративного правопонимания стремятся согласовать юридическую форму и социальное содержание в праве и объединить существующие подходы к праву. В качестве основания правомерности такого шага выступает тезис о том, что каждый подход выделяет в праве существенное и необходимое, без чего целостное представление о праве невозможно.

Однако при таком, в известной мере механическом, соединении различных признаков нрава в единое целое возникает проблема определения достаточности свойств и черт права, необходимых для его всестороннего описания. К тому же сохраняется вероятность того, что набор признаков права будет субъективным и не совпадать, например, у простого обывателя и у юриста-практика. Если для первого значимым является отражение в праве его законных интересов, меры свободы и справедливости, то юрист-практик акцентирует внимание на четкости юридической формы, позволяющей однообразно толковать и применять норму права, закон. Так, авторы одного из учебников по общей теории права и государства следующим образом формулируют интегративное определение права: «Право есть совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом»[1]. Это определение эклектично, оно механически соединяет в себе мало согласующиеся признаки, свойственные различным интерпретациям права.

Гармония юридической формы и ценностно-ориентированного содержания в праве заметно влияет на функциональные возможности права упорядочивать общественные отношения. Заметный рост преступности в последние 30 лет в казалось бы благополучных в социальном и криминогенном смысле странах Западной Европы (так, во Франции она выросла в 5,1 раза, в ФРГ — в 2,6, в Великобритании — в 2,7 раза) заставил усомниться в самодостаточности юридической формы в механизме государственного регулирования. Надежды на то, что государство путем открытой интервенции законов, детально регламентирующих различные стороны жизни общества, способно установить правопорядок и социальную гармонию, не оправдались.

В условиях постиндустриального развития, когда возрастает значение творческого начала в деятельности личности, повышенная степень регулирования ее поведения со стороны государства, бюрократический централизм сдерживают становление механизмов саморазвития и свободы выбора. Акцент в правовом регулировании на принудительность, репрессивность, как показывает опыт, вовсе не гарантирует формирования общества законопослушных граждан. Они становятся таковыми, если правовое регулирование обращается к их чувствам, ценностям, идеалам, опирается на них в процессе упорядочения общественной жизни.

В 70-е гг. XX в. известный английский футуролог О. Тоффлер провозгласил окончание «золотого века законности», который был характерен для индустриального общества. Быстро меняющееся постиндустриальное общество больше не нуждается в законах, которые превратились в тормоз прогресса.

В постиндустриальном обществе человек вступает в такое множество повседневных взаимодействий, одновременно выполняет такое множество социальных ролей, что их невозможно урегулировать с помощью раз и навсегда заданных правил, законов. Законы были рассчитаны на регулирование глобальных, макросоциологических ситуаций и в современных условиях не поспевают за темпом повседневных изменений. Поэтому Тоффлер предложил разрешать ту или иную ситуацию самим участникам путем выработки правил для конкретного случая. Подобную систему регуляции, приспособленную для разрешения конкретного дела, он назвал адхократией.

Адхократическое правопонимание не связывает его возникновение с деятельностью юристов. В качестве источника права рассматриваются договоры, соглашения индивидов, групп. Однако Тоффлер переоценивает роль и значение знания, информации о праве у каждого индивида, его ориентацию на конструктивное взаимодействие. Более того, сама информация превращается в важнейший ресурс власти, обладание которым позволяет одной стороне в договоре иметь несомненные преимущества перед другой, подчинять ее, навязывать ей свое решение[2].

Другие авторы кризис права связывают с кризисом правосознания, крушением идеалов и ценностей. Это произошло в результате выхолащивания из права ценностей добра, справедливости, свободы, равенства, приравнивания права к закону. Доминирование ценностей материального достатка, личного успеха, прагматизма, по мнению этих авторов, способствовали утверждению в обществе культа насилия, агрессии, правового нигилизма. Возрождение права возможно лишь на иррациональной основе, на связи права и религии, на основе этики. Именно таким образом видел возрождение права американский социолог П. А. Сорокин (1889—1968), отстаивавший идеациональное правопонимание. Кризис права, по Сорокину, был следствием того, что человек лишился Божественного начала, идеалов святости и духовности. Только идеациональная этика, т. е. система ценностей, ориентирующая человека на единение с Богом, а не на получение наслаждения, позволит преодолеть кризис права. Вероятно, что этот вариант можно рассматривать как один из возможных. Однако во что и в кого верить — каждый решает сам.

Очевидно, что жизнь человека без идеалов делает его жестоким, практичным, циничным. Но в век невиданного развития средств массовой коммуникации решающее влияние на правосознание оказывают те, кто контролирует процесс производства и тиражирования ценностей по радио, телевидению, в газетах. Так, в Голландии с ее 15-миллионным населением насчитывается более 5 млн телевизоров, более 90% домов оборудованы кабельным телевидением. Оно в значительной мере и формирует идеалы, смыслы, представления о праве, законе. И тем не менее в условиях кризиса большинства идеологий только религия сохраняет и оберегает универсальность своих ценностей и заповедей, придающих смысл жизни и деятельности человека в столь быстро меняющемся мире.

  • [1] Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 94.
  • [2] См.: Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой