Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классификация и иерархия систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон эволюционного толчка (или периодического встряхивания) как условие эффективного и ускоренного се развития (особенно после гибели в результате революции той системы, в которую данная входила составной частью как ее суммативный элемент). НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМ — цель и целесообразнный характер (к чему стремится) — решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена… Читать ещё >

Классификация и иерархия систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство философских школ считают наиболее общим основанием для классификации систем деление всех систем на материальные и идеальные (абстрактные).

К материальным системам относятся те, компонентами которых являются феномены материального мира (звезды, планеты, растения, животные, человек и человеческие общности, минералы и др.).

К идеальным относятся системы, компонентами которых являются феномены нематериального характера: понятия, гипотезы, теории, ценности, принципы, идеи, мотивы и др.

Традиционная наука делит материальный мир на неорганическую природу и органическую (живую). Этот подход является основанием для классификации систем: все материальные системы делятся на две группы: системы неорганической природы (системы: физические, химические, геологические, механические и др.) и живые системы (популяции, виды, экосистемы и др.).

Живые системы делятся на биологические и социальные.

К биологическим системам относятся отдельные особи и популяции растительного и животного мира.

Социальная система — это определенное целостное образование, основными компонентами которого являются люди, их нормы, связи и отношения.

По характеру компонентов все социальные системы подразделяются на гомогенные и гетерогенные.

Гомогенная социальная система состоит только из социальных однородных элементов (малая группа).

Гетерогенная социальная система наряду с людьми включает в себя элементы иной природы (биологических, геологических и иных систем).

По целям и по характеру компонентов гетерогенные системы подразделяются на: социотехнические (предприятие, город), экосоциальные (географический район), социально-педагогические и др.

Социально-педагогическая система — это социальная система, специально организованная в педагогических целях, характеризующаяся всеми признаками социальной системы, но обладающая и собственными отличительными признаками и свойствами, обусловленными законами, целями и принципами воспитания.

К социально-педагогическим системам относятся: группа детей-инвалидов, группа подростков с девиантным поведением, группа студентов, социальные и образовательные учреждения и т. д.

Есть и принципиально иные основания для классификации систем. Так, на основании рассмотрения природы или человека в качестве субъекта организации все системы подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные системы возникают и развиваются помимо воли и без вмешательства человека. Искусственные системы спроектированы и сконструированы человеком, его умом, трудом, волей.

По характеру внутренних связей между компонентами все системы подразделяются на суммативиые и целостные.

Суммативная система имеет в качестве главного такой признак: при дополнительном включении или исключении компонентов ни сама система, ни ее компоненты нс претерпевают заметных качественных изменений (груда камней, песка и др.).

Целостные системы гибнут, утратив хотя бы один свой необходимый компонент (часы).

По характеру сложности системы подразделяются на простые и сложные. Человек, группа людей, социальное или образовательное учреждение, система социального обеспечения населения — это сложные социальные системы, которые являются целенаправленными и саморегулирующимися.

Целенаправленная система — это система, создаваемая людьми в определенных целях. Саморегулирующаяся система характеризуется способностью в процессе функционирования изменять свою структуру и свойства без вмешательства извне.

Н.В. Кузьмина в своей работе «Методы системного педагогического исследования» дает общую характеристику природы, сущности, назначения, структуры и основных качеств (свойств) систем [37].

Таблица 2

Общая характеристика природы, сущности, назначения, структуры и основных качеств (свойств) систем

1.ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СИСТЕМ. Все системы делятся на:

  • -естественные;
  • -закрытые;
  • -абстрактные;
  • -статические (неизменность свойств во времени);
  • -без ведущего органа: -биологические;
  • -простые (моноструктурные); -суммативные (упорядоченность, последовательность чего-либо).
  • -искусственные;
  • -открытые;
  • -конкретные;
  • -динамические (изменение свойств во времени);
  • -централизованные;
  • -технические и социальные:
  • -сложные (полиструктурные); -деятельностные (взаимодействие как минимум двух компонентов).

2.НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМ — цель и целесообразнный характер (к чему стремится) — решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена) — функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться).

З.СТРУКТУРА (ОРГАНИЗАЦИЯ) СИСТЕМобъекты (субъекты) — части или компоненты;

  • -атрибуты (свойства составляющих ее объектов);
  • -отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое); -наличие уровней иерархии и иерархии уровней.
  • 4.СВОЙСТВА (КАЧЕСТВА, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ) СИСТЕМцелостность (суммативность плюс взаимообусловленность);
  • -совместимость или несовместимость с другими системами;
  • -стабильность (устойчивость обратной связи);
  • -адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие):
  • -обучение, способность к самосовершенствованию.
  • 5.ЗАКОНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ
  • -Закон достижения цели системой как фактор ее перехода в иное состояние

или преобразования в другую (новую) систему.

— Закон отрицания революции как фактора развития и существования системы вообще, т.к. революция как минимум, нарушает ее стабильность, а то и просто.

  • (чаще всего) разрушает эту систему.
  • -Закон эволюционного толчка (или периодического встряхивания) как условие эффективного и ускоренного се развития (особенно после гибели в результате революции той системы, в которую данная входила составной частью как ее суммативный элемент).
  • -Закон доминирования ассиметрии в системе как условие ее стабильности и выживания в неблагоприятных условиях до перехода в иную пространственновременную направленность.
  • -Закон критической массы органа управления гласит, что система функционирует эффективно и целесообразно до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы._

Таким образом, все системы делятся на: естественные и искусственные; закрытые и открытые; статические и динамические и др.

У каждой системы есть:

  • -свое назначение — т. е. то, к чему она стремится, что преодолевает, устраняет, для чего предназначена, как должна действовать и изменяться;
  • -объекты — свойства составляющих ее объектов то, что объединяет систему в целое, иерархия уровней;
  • -свойства и качества — целостность, совместимость, устойчивость обратной связи, адаптация, обучение;
  • -законы существования и эволюция систем:
  • -закон достижения цели;
  • -закон отрицания революции;
  • -закон эволюционного толчка;
  • -закон доминирования асимметрии;
  • -закон критической массы.

Практические задания:

  • 1. Используя режим групповой работы (по 5−7 человек), охарактеризуйте учреждение любого вида и типа как систему, используя данные классификации систем.
  • 2. Составьте схему классификации систем с помощью «древка» и сделайте вывод: в какой степени, и с какой целью управленец должен владеть навыками классификации тех систем, которыми он управляет или с которыми постоянно взаимодействует. Аргументируйте вывод.
  • 3. Приведите примеры, где социально-педагогические системы являются целенаправленными и динамическими.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой