Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социологические воззрения Э. Дюркгейма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX — начала XX века был французский учёный Эмиль Дюркгейм (1858−1917), автор классических трудов «О разделении общественного труда. Метод социологии», «Самоубийство» и др. Прямое влияние на него оказали работы О. Конта, но Э. Дюркгейм считал их слишком неопределёнными, чтобы учредить социологию как науку. Основными… Читать ещё >

Социологические воззрения Э. Дюркгейма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX — начала XX века был французский учёный Эмиль Дюркгейм (1858−1917), автор классических трудов «О разделении общественного труда. Метод социологии», «Самоубийство» и др. Прямое влияние на него оказали работы О. Конта, но Э. Дюркгейм считал их слишком неопределёнными, чтобы учредить социологию как науку.

Согласно Э. Дюркгейму для превращения социологии в науку первостепенное значение имеет разработка её научного метода. В одной из своих основных работ «О разделении общественного труда. Метод социологии» он подчёркивал необходимость объективного и рационалистического объяснения общественной жизни на основе социальных фактов.

Понимая социологию как науку о социальных фактах, Э. Дюркгейм разделял эти факты на «морфологические» и духовные. К первым относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и пр. («материальный субстрат» общества); ко вторым причислял традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и пр. («коллективное сознание» общества). Социальный факт, по Э. Дюркгейму, есть лишь там, где существует организация производственной, политической или иной деятельности.

Основными признаками социальных фактов, согласно Э. Дюркгейму, являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и 2) их принудительное воздействие на людей. Тем самым он исходил из понимания человека как существа социального, развитие и деятельность которого проходит иод определённым воздействием социальных норм и предписаний.

Э. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, проблемы путей и способов обеспечения в нём гармонии. Вслед за О. Контом он рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплочённости и согласия. Не случайно изучение согласия считается дюркгеймовской традицией в социологии.

Особенностью социологии Э. Дюркгейма является трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для О. Конта, социальный вопрос был для него не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным. Мораль Э. Дюркгейм понимал как действенную практическую силу. С его точки зрения всё, что не имеет серьёзного нравственного основания, носит непрочный и временный характер.

Поэтому Э. Дюркгейм рассматривал политические революции как кровавые действия, мало что меняющие в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Э. Дюркгейм ввёл в социологию понятие «аномия» (буквально «без норм»). Оно используется для обозначения состояния дезорганизации общественной жизни, отсутствия веры в ценности и нормы, неустойчивости консенсуса между социальными слоями и группами.

Развёрнутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе «Самоубийство». В ней на большом фактическом материале прослеживается динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов.

Глубоки и актуальны суждения Э. Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и способах их преодоления. Социальное здоровье, по Э. Дюркгейму, заключается в развитии жизненных сил индивида, коллектива и общества в целом, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать эти условия для своего развития. Болезнь может зародиться в любой сфере общества, но если оно больно целиком, лечить его следует комплексно. Велико значение морального и политического оздоровления общества, внедрения во все его сферы эффективных стимулов деятельности и общения людей.

Э. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки во Франции. Он создал первую в этой стране кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление — французская социологическая школа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой