Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы экономического развития местного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип достаточности ресурсов. Данный принцип, получивший свое отражение в том числе в практике конституционного правосудия (например, Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. № 540−0), предусматривает, что при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены. Тем самым при… Читать ещё >

Принципы экономического развития местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает, что:

  • — органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
  • — финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;
  • — но меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
  • — финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
  • — защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении).

Эти положения Европейской хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Таким образом, можно вычленить ряд принципов, из которых надо исходить при формировании финансово-экономических основ местного самоуправления.

1. Принцип достаточности ресурсов. Данный принцип, получивший свое отражение в том числе в практике конституционного правосудия (например, Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. № 540−0), предусматривает, что при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены. Тем самым при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодателем соблюден принцип соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям. Для обеспечения минимальных потребностей муниципального образования в местные бюджеты, в частности, должна поступать часть доходов от регулирующих налогов. Она может (в установленных федеральным законодательством случаях — должна) распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т. д.), учитывающих региональные и местные особенности.

Предоставление органам местного самоуправления финансовых ресурсов, сбалансированных с их реальными расходными полномочиями, — ключевая задача реформы межбюджетных отношений.

2. Принцип использования ресурсов подведомственной органу власти территории. Данный принцип предусматривает, что при распределении ресурсов необходимо прежде всего использовать те из них, которые имеются на территории, подведомственной органу власти, за которым они закреплены. Ресурсы других территорий могут закрепляться здесь только в том случае, если собственных ресурсов недостаточно. Данный принцип позволяет стимулировать максимально эффективное использование ресурсов собственной территории и заставляет местные органы власти заботиться об их возобновлении.

В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 10% расходных потребностей местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов местном уровне весьма ограничены.

Расщепление налоговых поступлений обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволяет сократить дотационность нижестоящих бюджетов. Однако оно имеет ряд существенных недостатков: отсутствие на региональном и местном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения, заинтересованности органов власти субъектов и местного самоуправления в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, ограничение возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание ответственности за состояние бюджетной сферы.

  • 3. Принцип инфраструктурной целостности. Данный принцип требует комплексного подхода к вопросу наделения органов власти ресурсами, исходя из тех предметов ведения, которые определены для данного органа власти законом. Например, если ответственность за системы жизнеобеспечения города отнесена к ведению органов местного самоуправления, то и сами системы жизнеобеспечения (водопровод, канализация, мусороперерабатывающие заводы и т. д.) должны передаваться в собственность или ведение этих органов.
  • 4. Принцип содействия органов государственной власти развитию экономической основы местного самоуправления. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ обязаны содействовать развитию финансово-экономических условий местного самоуправления. В этих целях они в соответствии с федеральным законодательством:
    • — регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
    • — передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;
    • — регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
    • — обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

— участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой