Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические аспекты внутриутробного опыта и опыта рождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о доступности этих слоев опыта рефлексии и осознанию взрослым человеком также может быть решен положительно. Психоаналитики британской школы объектных отношений первыми обратились к довербальному (первому) году жизни человека как основополагающему в становлении личности и психического здоровья. Этот опыт, как известно, крайне сложно актуализируется сознанием человека и одним из способов… Читать ещё >

Психологические аспекты внутриутробного опыта и опыта рождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутриутробный опыт человека рассматривается некоторыми психотерапевтами как особый вид неосознаваемого опыта, который оказывает серьезное влияние на последующую жизнь взрослого.

Понятие «травма рождения» было сформулировано учеником Фрейда Отто Ранком в работе 1923 г. с соответствующим названием1. На основе анализа сновидений и фантазий отдельных индивидов, а также исследований мифов и ритуалов целых народов О. Ранк сформулировал идею, что отделение плода от плаценты и его рождение сопровождается опытом высокой тревоги, который воспроизводится и отреагируется через соответствующие формы культуры. А образ рая как универсальный образ места полного блаженства Ранк считает производным от опыта внутриутробного существования человека. Опыт покидания материнского организма и нарушение первичной гармонии формирует первичную тревогу, которая порождает все страхи маленького ребенка и является источником невротических расстройств. При этом принципиально неважно, как именно родился ребенок: с помощью кесарева сечения или естественным образом. Противоположным страху является переживание удовольствия, которое связано с удовлетворением потребностей ребенка и возвращает его к переживаниям внутриутробного «блаженства» Вторым видом травматического опыта ребенка, согласно Ранку, является отлучение от материнской груди.

Вопросы для размышления

  • • Согласны ли вы с позицией Ранка, что опыт рождения является травматическим, что рождение — это опыт негативного значения, а не героический опыт преодоления и победы, каким его считает Якоб Морено?
  • • Можно ли проводить аналогию между библейским раем и внутриутробным состоянием младенца?
  • • Согласны ли вы с мнением, что культурный миф повторяет жизненный опыт человека: в начале рисует картину опасностей, невзгод и брошенности, а затем — картину героического подвига и победы?

Отечественный семейный и детский психотерапевт А. И. Захаров[1][2] использует понятие «перинатальная триада страхов» и полагает, что три вида детских страхов, которые испытывает ребенок перед сном, — страх темноты, страх одиночества и страх замкнутого пространства — могут быть отражением в эмоциональной памяти травмирующего перинатального опыта в ассоциативно воспринимаемых жизненных обстоятельствах.

Болес полной по содержанию и проработке является концепция перинатальных матриц, которая принадлежит американскому психотерапевту чешского происхождения Станиславу Грофу (рис. 3.2).

Станислав Гроф (р. 1931 г.).

Рис. 3.2. Станислав Гроф (р. 1931 г.).

Начало деятельности С. Грофа связано с именами Абрахама Маслоу и Энтони Сутича — основоположников гуманистической и трансперсональной психологий. Гроф часто ссылается на идеи Юнга, но также опирается на идеи Фрейда, Ранка и Райха, что позволяет говорить об изначальной психоаналитической ориентации автора. Эмпирический материал Гроф получил в экспериментах с холотропным дыханием и психоделическими препаратами. Это обстоятельство и по сей день служит основным аргументом против его трансперсональной концепции психики. Поскольку трансперсональное видение психического не отвечает парадигме академической психологии, остановимся на той части концепции, которая может быть логически увязана с существующей парадигмой замкнутого в себе организма, оснащенного набором психических инструментов (способностей) для взаимодействия с внешним миром, самим собой и другими1.

В этой части своей концепции, также достаточно смелой, Гроф полагает, что внутриутробный опыт младенца и сам процесс его рождения оказывают влияние па психические особенности взрослого. Этот опыт формирует системы конденсированного опыта — динамические системы, соединяющие воспоминания, фантазии и телесные ощущения с сильным эмоциональным зарядом в единый динамический комплекс, который актуализируется в моменты, когда человек проходит через опыты близкой природы, например, попадает в тесное замкнутое пространство, в ситуацию, когда его движение блокировано внешним препятствием. Представление о влиянии внутриутробного опыта на психику взрослого человека можно считать новым, потому что два важных вопроса, связанных с данным представлением, не получили еще должного внимания в возрастной и перинатальной психологии. Первый вопрос, обладает ли внутриутробный младенец психикой, и второй — может ли взрослый человек актуализировать этот опыт, если он существует. Обе дисциплины имплицитно исходят из традиционной установки, что психическая жизнь начинается с рождения.

Современные исследования внутриутробной жизни человеческого зародыша доказывают, что психическая жизнь человека начинается задолго до его рождения, что у плода в утробе матери уже функционируют сенсорные системы, первичные формы памяти, что он способен узнавать материнский голос и обладает эмоциональным восприятием[3]. Таким образом, способность человеческого детеныша аккумулировать внутриутробный опыт и реагировать на сенсорную стимуляцию не подвергается сомнению современными эмбриологами и специалистами по перинатальной психологии. В самом деле, было бы нелогично предполагать, что в психическом состоянии младенца между поздними этапами внутриутробной жизни и первыми днями внеутробной жизни нет преемственности. Что эти периоды разделены жестким барьером между психическим небытием и психическим бытием, что статус младенца от состояния tabula rasa сразу трансформируется в психический, т. е. что психика возникает из ниоткуда.

Вопрос о доступности этих слоев опыта рефлексии и осознанию взрослым человеком также может быть решен положительно. Психоаналитики британской школы объектных отношений первыми обратились к довербальному (первому) году жизни человека как основополагающему в становлении личности и психического здоровья. Этот опыт, как известно, крайне сложно актуализируется сознанием человека и одним из способов его актуализации также является терапия в измененных состояниях сознания — транса и медитации — и анализ рисунков, сделанных в этих состояниях.

Высказанные соображения можно считать вполне достаточными для того, чтобы уделить концепции перинатальных матриц должное внимание. Гроф полагает, что четыре клинические стадии биологического рождения — это четыре отдельных периода формирования определенных типов опыта, которые получили название перинатальных матриц.

Вопросы для размышления

  • • Разделяете ли вы мнение, что внутриутробный ребенок обладает психическими способностями и может накапливать опыт на стадиях, предшествующих рождению?
  • • Согласны ли вы с представлениями Грофа о том, что опыт рождения — это критически важный опыт, составляющий основу индивидуального бессознательного человека?
  • • Согласны ли вы, что этот опыт может стать основой фобических реакций взрослого человека?
  • [1] Ранк О. травма рождения и ее значение для психоанализа. М.: Когиго-Центр, 2009.
  • [2] Захаров Л. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм.СПб.: СОЮЗ, 1998.
  • [3] Могилевская Е. В. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2011; Султанова А. С. Развитиепсихики ребенка в пренатальном периоде // Хрестоматия по перинатальной психологии.М.: Изд-во УРАО, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой