Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальная психофизиология в России. 
Понятие рефлекса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ученый считал, что разработку психологии следует передать физиологам, чем вызвал яростную полемику с философами. Он надеялся, что, руководствуясь научными представлениями о мозге, удастся «создать» людей-" рыцарей", как он их называл, людей, которые не смогут не делать добро, которые будут совершать высоконравственные поступки с неотвратимостью зрачкового рефлекса на свет. Это была научная… Читать ещё >

Экспериментальная психофизиология в России. Понятие рефлекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие психологии в России в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с развитием этой науки в мире, в частности с экспериментальной психологией, приобретавшей в рассматриваемый период все большую популярность. Многие из отечественных ученых, получив образование в Германии и вернувшись па родину, открывали свои лаборатории, где активно использовали в исследованиях метод эксперимента. Так, в Одессе лабораторию при Новороссийском университете открыл Н. Н. Ланге, а в Казани при психиатрической клинике экспериментальная лаборатория была открыта В. М. Бехтеревым, который, впоследствии переехав в Петербург, совместно с Л. Ф. Лазурским открыл в 1907 г. лабораторию при Психоневрологическом институте. В Москве Г. И. Челпановым был создан Институт экспериментальной психологии.

В этот период многие ученые начали использовать в качестве метода исследования естественный эксперимент, считая его объективным и имеющим высокую степень научной точности, как исключающий преднамеренное вмешательство экспериментатора и максимально приближающий условия опыта к реальным условиям жизни индивида.

Мировой триумф эволюционного учения Ч. Дарвина, не обошедший стороной и Россию и нашедший здесь массу последователей, также поспособствовал развитию экспериментальной психологии в нашей стране. Именно в России проблема поведения получила наиболее глубокую и детальную разработку, было создано несколько фундаментальных школ, исследовавших эту проблему. Таким образом, психология как наука о поведении, возникшая в период «открытого кризиса в психологии», названная бихевиоризмом и получившая такую популярность в Америке, а впоследствии и в мире, возникла именно в России. У ее истоков стояли такие видные отечественные ученые, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский и др.

Основателем физиологического направления в психологии стал русский физиолог И. М. Сеченов (1829−1905).

Ученый считал, что разработку психологии следует передать физиологам, чем вызвал яростную полемику с философами. Он надеялся, что, руководствуясь научными представлениями о мозге, удастся «создать» людей-" рыцарей", как он их называл, людей, которые не смогут не делать добро, которые будут совершать высоконравственные поступки с неотвратимостью зрачкового рефлекса на свет. Это была научная иллюзия, но она отражала направленность и социальный смысл экспериментов Сеченова над мозгом.

В своей работе Сеченов опирался на понятие рефлекса, которое, по его мнению, должно было стать основой для разработки понятия о психическом акте. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего, на открытие явления «центрального торможения» -тормозного влияния нервных центров), он выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны.

Это понятие Сеченов радикально преобразовал. Рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием (согласование связано с торможением). Схема психического процесса является такой же, что и схема рефлекса, однако имеет другую, нежели традиционная декартова дуга, наполненность и имеет форму рефлекторного кольца, состоящего из четырех этапов:

  • • па первом этапе происходит внешнее воздействие. Организм содержит в себе способность к чувствованию специфики раздражителя. Эта способность обеспечивает его информацией о той среде, в которой ему предстоит функционировать. На рассматриваемом этапе важную работу по определению качества стимула и, соответственно, среды выполняет мышца, которая способна мыслить, так как именно она, используя свои сенсорные окончания, определяет условия пространства и времени, в котором совершается действие;
  • • на втором этапе включается деятельность центральной нервной системы по посылке адекватной реакции, а также происходит преобразование сигнала в психический образ внешней среды:
  • • на третьем этапе происходит реакция органа, выраженная в движении, поступке или речи;
  • • на четвертом этапе, отсутствующем в классической схеме рефлекса, происходит отправка от мышцы обратного сигнала мозгу о совершенном действии и проанализированной мышцей информации об измененной среде, и на основе этого познавательного акта, проведенного мышцей, в мозге формируется новый образ среды.

В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические.

Новое понимание рефлекса отличалось от понимания, известного со времен Декарта, — рефлекторность распространялась на всю психическую деятельность человека, поэтому устранялось понятие души, которое сохранялось в работах Декарта — душа оказывалась ненужной в свете такого объяснения.

Этот тип объяснения Сеченов распространил на становление личности (человеческого «Я»). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе как особом внутреннем центре активности.

Подвергнув критике интроспекционизм, Сеченов выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся па объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой. Он назвал отождествление психики и сознания величайшим заблуждением. Однако заслуга Сеченова заключалась не в том, что у него психическое простиралось «далеко за пределы сознания», а в том, что он принципиально по-новому, физиологически представил само психическое.

В своей программе преобразования психологии в самостоятельную опытную науку Сеченов возлагал главные надежды на объективный метод — наблюдения за генезисом и эволюцией индивидуального поведения. Об экспериментальном методе в его программе речи не было. Между тем именно эксперимент сыграл решающую роль в становлении новой психологии, ее категориального строя.

Сеченов не смог преобразовать свою теоретическую модель в экспериментальную программу. В этом заключалась слабая сторона его плана разработки психологии. Поисками экспериментальной программы занялись его последователи.

Идеи Сеченова стали основополагающими для многих направлений русской психологии и физиологии высшей нервной деятельности.

Известнейшим последователем Сеченова стал И. П. Павлов (1849−1936), в 1904 г. получивший Нобелевскую премию за учение об условных рефлексах.

Разработанное Павловым учение о поведении получило широкий резонанс в мировых научных кругах и повлияло на возникновение многих зарубежных и отечественных течений в психологии, крупнейшим из которых был бихевиоризм, активно развивавшийся после открытого кризиса в психологии.

Павлов исследовал физиологические основы психической деятельности, поэтому, будучи физиологом, со временем стал считаться психологом, хотя сам возражал против использования психологических терминов при описании своих опытов. Основные положения учения Павлова сводятся к следующему.

  • 1. Существует тесная связь между организмом (живым существом) и средой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он даст реакцию.
  • 2. Существует две категории раздражителей и соответствующих им рефлексов:
    • • раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию, продуцирующие безусловные рефлексы;
    • • раздражители условные, указывающие на те условия среды, которые могут принести пользу или вред организму. Организм может реагировать па них по-разному, и его реакция поэтому носит название условного рефлекса.
  • 3. Для формирования условного рефлекса необходимо, помимо собственно раздражителя, и так называемое подкрепление реакции, правильной или неправильной. Подкрепление, соответственно, может быть либо положительным, либо отрицательным. Подкрепление обусловливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в среде.
  • 4. Научение, как и обучение, строится на выработке условных рефлексов.
  • 5. Поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка условного рефлекса.
  • 6. Важно постоянное и планомерное подкрепление, иначе постепенно происходит нарушение связи, установленной между сигналом и реакцией на него организма, и со временем рефлекс теряет свою силу.
  • 7. Рефлекс является как физиологическим, так и психическим явлением, так как сигнал, поступающий из окружающей среды, обрабатывается первой сигнальной системой, включающей в себя ощущения и восприятие.
  • 8. Второй сигнальной системой, существующей исключительно у человека, является речевая деятельность, в частности слова, которые образуют понятие.
  • 9. Расширение понятия подкрепления, которое может быть не только биологическим (пища), но и социальным.
  • 10. Распространение понятия рефлекса на понимание личности не ведет к биологизации психики, так как вводятся новые виды рефлекса — «рефлекс цели» и «рефлекс свободы» .

Известный отечественный психиатр, занимавшийся также психологией, невропатологией и разрабатывавший рефлексологию, — В. М. Бехтерев (1857— 1927).

В 1885 г. он открыл при клинике Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии, в 1894 г. — аналогичную лабораторию при Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Психиатрию и объективную психологию он включил в круг наук о мозге, для которых предложил термин «психоневрология». Бехтерев стремился объединить различные разделы неврологии (нейрохирургию, нейропатологию, физиологию и психологию) в одну научную дисциплину.

Научную деятельность Бехтерева можно разделить на три периода. Для первого из них было характерно использование объективных приемов экспериментальных исследований Вундта, в то время как второй период ознаменовался созданием так называемой объективной психологии, в которой на основе объективных исследований человека предлагалась новая система понятий и новая терминология.

Бехтерев считал психическую деятельность человека рефлекторной и выделял такие понятия, как: внимание; рефлекс сосредоточения; мыслительная деятельность; символические рефлексы и т. д. В отличие от павловского условного рефлекса, он использовал термин «сочетательный рефлекс» .

Хотя ученый и рассматривал человека через его поведение и рефлекторные реакции, не исключал сознание из области изучения психологии, как это позднее сделал бихевиоризм. Более того, он признавал, что для изучения психики возможно использовать самонаблюдение для изучения психики, и что рефлексологический метод может являться дополнением к такому исследованию.

В третьем периоде Бехтерев создал общие основы рефлексологии.

  • 1. Связь рефлексологии с психологией заключается в том, что все психологические процессы в конечном счете сводятся к рефлексам различного типа, но многообразие всей психической жизни нельзя вывести из законов рефлексов.
  • 2. Рефлекс является способом формирования относительно устойчивого равновесия между средой и организмом как целостной структурой.
  • 3. Рефлексы имеют больше характер научения, чем наследственности.
  • 4. Предыдущее утверждение переносится в теорию социальной обусловленности поведения, согласно которой именно общество осуществляет социальный отбор, формируя нравственность, что позволяет сделать вывод о социальной обусловленности личности.
  • 5. Задачей коллективной рефлексологии является изучение способов проявления коллективных рефлексов, образующих коллективную деятельность.
  • 6. Необходимо установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный.
  • 7. Исследования генетической рефлексологии на младенцах доказывают гибкость и пластичность нервной системы и ее зависимость от окружающей среды.

Бехтерев, будучи эволюционистом и материалистом, обнаруживал в своем подходе идеи механицизма и энергетизма (концепции, возникшей в конце XIX в., сводящей материю и дух к проявлениям энергии, своего рода квинтэссенции (пятой сущности) древних греков), однако его ориентация па целостный подход к пониманию личности свидетельствовал об объективности и широте его взглядов.

Изучая личность, Бехтерев ввел понятие ее структурности, выделяя в ней как сознательную часть, так и бессознательную.

Считая способом избавления от нежелательного поведения создание более сильного мотива, Бехтерев тем самым настаивал на понимании личности не только как биологической машины, которую можно запрограммировать на определенные действия, но и как целостной структуры, имеющей свою мотивационную основу. Это положение не было принято во внимание бихевиоризмом, строившим психологию поведения под влиянием идей Бехтерева и Павлова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой