Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика эскизного освоения музыкального материала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заметно меняются в условиях эскизного разучивания функции и обязанности педагога, руководящего учебным процессом. Прежде всего уменьшается, и существенно, число его встреч с произведениями, эскизно осваиваемыми учеником. Опыт показывает, что в принципе достаточно нескольких таких встреч. Далее, основные проблемы, связанные с интерпретацией музыки и ее техническим воплощением на инструменте… Читать ещё >

Методика эскизного освоения музыкального материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде всего — о репертуаре для эскизного разучивания. В отношении его может быть выдвинуто одно, по существу решающее, требование: быть максимально разнообразным по составу, стилистически богатым и многоплановым. В принципе в этом репертуаре может и должен быть представлен значительно более широкий круг композиторских имен и произведений, нежели тот, который используется педагогом при составлении обычных зачетно-экзаменационных программ. В этом специфическая особенность репертуара для эскизного разучивания, его прямое музыкально-дидактическое предназначение, ибо только из многих «постижений» многих художественно-поэтических явлений и складывается сам процесс формирования будущего музыканта.

Важно, чтобы произведения, разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, будили у него живой и горячий эмоциональный отклик. Если в обязательных (зачетно-экзаменационных) программах подчас наличествует то, что надо сыграть молодому музыканту, здесь вполне возможно обращаться к тому, над чем ему хочется работать. Поэтому, как свидетельствует практический опыт, целесообразно и оправданно идти навстречу пожеланиям учащихся при составлении перечней пьес «для ознакомления»; репертуарная политика педагога в этой ситуации имеет основания быть значительно более смелой и гибкой, нежели, скажем, при других обстоятельствах.

Что касается трудности произведения, осваиваемого в эскизной форме, то она может превышать в известных пределах реальные исполнительские возможности учащегося. Поскольку пьесе из разряда внутриклассных рабочих «эскизов» не суждено фигурировать в дальнейшем на публичных показах и смотрах, педагог вправе пойти здесь на определенный риск. Этот риск тем более оправдан, что именно путь «наибольшего сопротивления» в исполнительской деятельности и ведет, как известно, к интенсификации общемузыкального и двигательно-технического развития учащегося. «Опыт показывает нам, — пишет А. Корто, — что лучшее средство стимулировать прогресс учеников состоит в том, чтобы всегда вовремя предусмотреть в плане их работы изучение какого-нибудь произведения, степень трудности которого (была бы) определенно выше всего того, что они знали до сих пор». И далее: «Не следует, однако, настаивать на безупречном исполнении этих „слишком трудных“ произведений, частая смена которых весьма целесообразна». Таким образом, Корто здесь имеет в виду именно эскизную форму занятий.

Наряду с сольным репертуаром, подходящим материалом для эскизной работы в фортепианном классе могут послужить разного рода аранжировки оперных, симфонических, камерноинструментальных и вокальных произведений, четырехручные (либо иного вида) ансамбли и т. д. Нельзя не напомнить в данной связи поучительный (и притом далеко не единственный) пример, связанный с биографией видного музыканта прошлого столетия Карла Клиндворта, который, не получив в детские годы организованного профессионально-исполнительского образования, сумел компенсировать этот пробел, разучивая один за другим оперные клавиры.

Выучивать ли произведение наизусть в рамках эскизной формы занятий? По мнению ряда авторитетных педагогов и методистов, в этом нет необходимости. Достаточно уверенного, «добротного», с профессиональной точки зрения, проигрывания музыки по нотам. Более того, «выучивание наизусть при этой форме работы… было бы излишним», — резонно считал М. Фейгин. И аргументировал свою мысль: «Нам важно добиваться того, чтобы ученики умели хорошо играть по нотам… Ведь будущая музыкальная жизнь гораздо чаще потребует от пианиста умения играть по нотам, чем концертных выступлений. …Словом, умение играть по нотам необходимо систематически развивать».

Заметно меняются в условиях эскизного разучивания функции и обязанности педагога, руководящего учебным процессом. Прежде всего уменьшается, и существенно, число его встреч с произведениями, эскизно осваиваемыми учеником. Опыт показывает, что в принципе достаточно нескольких таких встреч. Далее, основные проблемы, связанные с интерпретацией музыки и ее техническим воплощением на инструменте, решаются при создании «эскизов» в учебно-исполнительской практике самими занимающимися. Педагог здесь как бы отдаляется от произведения, его задачи в том, чтобы наметить конечную художественную цель работы, дать ей общее направление, подсказать своему воспитаннику наиболее рациональные приемы и способы деятельности.

Необходимо отметить, что приемы и способы деятельности претерпевают здесь определенную трансформацию. При эскизном разучивании они достаточно специфичны. Если общепринятый, «типовой» стиль работы учащегося сводится, как известно, к многократным проигрываниям заданного материала в медленных темпах, различным упражнениям тренировочного характера, тщательной отработке трудных мест, словом, к скрупулезной и последовательной «выточке» всех исполнительских деталей и частностей, то при выполнении музыкально-исполнительских «эскизов» акцент в занятиях смещается на целостное воплощение звукового образа, на обобщенный исполнительский охват музыкальной формы, на попытки сыграть произведение эмоционально приподнято, в требуемых автором темпах, без страха ошибиться, допустить техническую «опечатку». Г. М. Коган в книге «У врат мастерства» говорил в этой связи о своеобразной «примерке» играющего к художественной интерпретации изучаемой им музыки — «…примерке „жаркой“, в быстром темпе, с полным накалом, как если бы дело происходило на концерте». Тот же способ внутриклассной и домашней работы учащегося имел в виду Г. П. Прокофьев, когда он указывает на необходимость смелых, безбоязненных попыток сыграть вещь «как на эстраде»: «Учащийся фактически ведет свое исполнение на какой-то зыбкой грани, как бы на „острие“ между ответственно-сдержанным, „управляемым“ исполнением и тем рискованным, смелым исполнением, при котором легко могут возникнуть недочеты и даже срывы. Но именно такое исполнение „на острие“: а) сильно и неуклонно подвигает исполнителя вперед; б) поддерживает в нем здоровый эмоциональный подъем…».

В заключение заметим: при всем том, что потенциальные ресурсы эскизной формы работы в отношении общемузыкального развития учащихся велики и многообразны, выявлены они могут быть только при условии регулярного и систематического обращения к данной деятельности. Лишь в том случае, если учащийся будет каждодневно уделять эскизному разучиванию определенную часть своего бюджета времени, может быть достигнут желаемый эффект.

Эскизное освоение учащимися одних произведений должно постоянно и непременно соседствовать в их практике с законченным выучиванием других; обе формы учебной деятельности полностью реализуют свои возможности лишь в тесном, гармоничном сочетании друг с другом. Только при этом условии нацеленность учащегося на решение познавательных, музыкально-воспитательных задач не нанесет урона выра;

ботке у него необходимых профессионально-исполнительских качеств, не войдет в противоречие с требованием (им никогда не поступится квалифицированный педагог) уметь аккуратно, точно и тщательно работать на инструменте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой