Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процесс принятия решений в менеджменте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка, принятие и реализация решений — процесс, определяющий управленческую деятельность менеджера, его характеризует определенная последовательность процедур (приемов и методов), способствующих достижению поставленных целей. Для достижения каждой цели необходимы ресурсы. Такими ресурсами для принятия решений являются методы сбора, обработки и анализа информации. Чтобы обеспечить системное… Читать ещё >

Процесс принятия решений в менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс принятия управленческого решения осуществляется руководителями всех уровней. Он состоит в выборе наилучшей альтернативы в конкретных условиях влияния факторов внешней и внутренней среды организации и направлен на достижение целей организации.

От того, каким будет такое решение, зависят многие результаты деятельности организации, а главное — будет ли достигнута поставленная цель. Выбор наилучшего решения в определенных условиях у менеджера любого уровня часто вызывает серьезные затруднения, так как за выбор одного из существующих вариантов он полностью несет ответственность. Получение оптимального решения требует систематизации целеосуществимости частных решений в процессе реализации всех функций управления (прогнозирования, планирования, организации, мотивации, оценки и контроля, анализа, координации и регулирования), что способствует сбережению ресурсов. Это означает, что все функции в процессе управления системой должны быть согласованы и обеспечивать реализацию конечной цели. Поэтому изучение технологии принятия решений и контроля их исполнения играет определяющую роль в системе управления любой организацией или предприятием.

Мнение специалистов

В настоящее время наиболее авторитетные отечественные и западные специалисты, ученые, работающие в сфере управления, считают, что именно системный подход является научной основой и главным методологическим инструментом деятельности современного менеджера.

на многочисленные вопросы и постоянно решать возникающие проблемы. Каждая функция управления связана с решением ряда вопросов, которые требуют конкретных ответов (решений). Содержание этих вопросов позволяет понять суть тех решений, которые принимаются в рамках конкретных функций управления. Некоторые из них перечислены в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Содержание вопросов, требующих решения в рамках основных функций управления.

Функция управления.

Вопросы, требующие решения.

Прогнозирование.

Какие действуют тенденции и имеются условия развития организации или бизнеса в перспективе? Каково положение на рынке организации и конкурентов? Какие изменения происходят во внешнем окружении, как они отражаются или могут отразиться в будущем на организации? Каковы основные характеристики внешней среды (взаимосвязанность, подвижность, сложность и неопределенность)?

Планирование.

Какова система целей функционирования и развития организации? Какие средства (ресурсы) необходимы для достижения поставленных целей? Какую стратегию и тактику следует выбрать для достижения целей? Как осуществить распределение ресурсов? Как осуществлять взаимодействие с объектами и субъектами внешней среды? Какой должна быть система контроля и оценки деятельности подразделений и организации в целом? Какова должна быть учетная политика?

Организация и координация.

Какой должна быть организационная структура для эффективного функционирования? Как установить постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями организации (фирмы)? Какими необходимо установить административный порядок управления и условия функционирования подразделений? Какие методы оперативного управления следует выбрать? Как координировать деятельность подразделений (подструктур)? Какие решения на каждом уровне организации следует делегировать линейным руководителям?

Мотивация.

Как обеспечить заинтересованность всех работников организации в повышении эффективности своей деятельности? Как мотивировать и стимулировать творческий, интеллектуальный потенциал работников? Как обеспечить работникам благоприятные условия удовлетворения потребностей в производственной деятельности? Какими методами осуществлять управление кадрами для эффективного достижения целей организации? Как укрепить корпоративную культуру поведения в организации?

Контроль.

Какие методы контроля наиболее эффективны для достижения целей организации? Какие критерии необходимы для оценки результатов деятельности на всех уровнях управления и создания единой системы контроля в организации? Какова периодичность контрольных мероприятий в организации?

Анализ.

Каковы цели и задачи анализа? Какая информация необходима для проведения анализа на каждом уровне управления? Как оценить результаты анализа? Как использовать результаты анализа для корректировки плановых заданий?

Менеджер всегда должен принимать обоснованное и взвешенное решение, в котором учитываются цели, располагаемые ресурсы и запланированный результат. Связь между ними имеет обратный характер. Следует напомнить, что правильно сформулированная цель — всегда желаемый результат, который требует определенных ресурсов. Например, если для достижения цели нет достаточных ресурсов, то можно получить отличный от запланированного результат. В этом случае необходимо или скорректировать цель, или обеспечить решение достаточными ресурсами.

Для менеджера важно не только принимать решение, но и добиваться его исполнения. Успешное принятие решения зависит не только от уровня профессиональных знаний менеджера и умений использовать методы системного анализа в конкретных условиях, но и от творческой интуиции.

В процессе подготовки любого решения в менеджменте на основе системного анализа используется все многообразие системных методов и процедур (формальный и неформальный подходы). Например, системный аналитик Ю. С. Солнышков выделяет при подготовке решения возможность использования следующих процедур1:

  • • абстрагирование и конкретизация;
  • • анализ и синтез, индукция и дедукция;
  • • формализация и конкретизация;
  • • композиция и декомпозиция;
  • • выделение линейных и нелинейных составляющих;
  • • алгоритмизация;
  • • моделирование и эксперимент;
  • • программное управление и регулирование;
  • • распознавание и идентификация;
  • • кластеризация и классификация;
  • • экспертное оценивание и тестирование;
  • • верификация;
  • • структурирование;
  • • реструктурирование;
  • • макетирование;
  • • реинжиниринг.

Применение системного анализа в процессе подготовки и информационной поддержки управленческих решений ориентировано на поиск наиболее рационального или оптимального решения сложных проблем. Как отмечалось выше, процесс принятия решения для разрешения слабоструктурированных проблем на основе системного анализа включает следующие основные этапы[1][2]:

  • 1) определение и формулировка проблемы;
  • 2) определение целей, построение «дерева целей»;
  • 3) определение критериев ограничений и достижения целей;
  • 4) формулирование решаемых задач;
  • 5) выбор методов и средств для решения поставленных задач;
  • 6) построение моделей (альтернатив) для обоснования решений;
  • 7) поиск оптимальных вариантов;
  • 8) процесс согласования решения;
  • 9) процесс подготовки решения для реализации;
  • 10) утверждение решения;
  • 11) управление процессом реализации решения;
  • 12) выполнение решения;
  • 13) оценка эффективности реализации решения.

Например, процесс стратегического планирования деятельности предприятия и составления рационального плана можно представить в виде последовательности следующих процедур (рис. 9.1).

Процедуры поиска рационального решения.

Рис. 9.1. Процедуры поиска рационального решения.

В рамках системного анализа с учетом многообразия факторов влияния (условий) на решение проблемы на первом этапе следует произвести многофакторный анализ, в рамках которого алгоритм поиска оптимального решения можно описать следующим образом:

  • 1) описание условий существования проблемы, т.с. определение вида связей (И, ИЛИ, НЕ) между условиями (факторами) и проблемой;
  • 2) определение уровня влияния каждого фактора на решение проблемы;
  • 3) поиск методов решения проблемы, связанных с уровнем влияния (границ) тех или иных факторов. Для решения нужен хотя бы один-единственный вариант. Например, все связи типа И меняются на ИЛИ, ИЛИ меняются на И, а НЕ меняются на подтверждение, подтверждение меняется на несвязанные проблемы;
  • 4) рекурсивный анализ вытекающих проблем из найденных вариантов, т. е. п. 1 и 2 осуществляются для каждой подпроблемы;
  • 5) оценка всех найденных вариантов решений по критериям исходящих подпроблем, сведенных к материальной (стоимостной) или иной общей оценке.

Подготовка, принятие и реализация решений — процесс, определяющий управленческую деятельность менеджера, его характеризует определенная последовательность процедур (приемов и методов), способствующих достижению поставленных целей. Для достижения каждой цели необходимы ресурсы. Такими ресурсами для принятия решений являются методы сбора, обработки и анализа информации. Чтобы обеспечить системное, т. е. взаимосвязанное, решение поставленной конечной задачи, необходимо разработать систему задач, которая может быть представлена в виде «дерева задач». Такое представление задачи позволяет применить системный подход на этапе анализа проблемы, подразделяющейся на ряд подзадач, которые могут иметь разное предметное содержание, — таким образом осуществляется декомпозиция проблемы (рис. 9.2).

Процедуры анализа и синтеза при принятии решения.

Рис. 9.2. Процедуры анализа и синтеза при принятии решения.

На стадии подготовки решения проводится многофакторный и экономический анализ условий на микрои макроуровнях. На этой стадии особое внимание уделяется поиску, сбору и обработке объективной и многоаспектной информации, которая позволяет определить круг проблемных вопросов и задач, требующих решения. Наиболее эффективными здесь являются специальные программные средства, обеспечивающие поддержку управленческих решений.

На стадии принятия решения осуществляется обоснование, разработка и оценка альтернативных решений. Выбор оптимального решения для определенных условий осуществляется на основе сформулированных критериев и проводимых на их основе многовариантных расчетов. Эта стадия — самая ответственная для менеджера, а ее результаты полностью зависят от его профессиональных знаний, умений и навыков.

Процесс обоснования решения можно представить в виде схемы, разработанной Ю. С. Солнышковым] (рис. 9.3).

Представленный ниже алгоритм состоит из шести этапов. На первом этапе осуществляется разработка возможных альтернатив решения задачи и отсев тех, которые не соответствуют сформулированным ранее критериям. Затем каждая альтернатива оценивается по характеризующим ее показателям. Например, степень выполнения задачи, ожидаемые затраты, предполагаемый срок выполнения задачи и т. п. После этого сравниваются.

альтернативы, отбираются наиболее предпочтительные решения и делаются выводы, которые оформляются в виде отчетов для руководителей. В материалах, подготовленных для руководителя, содержатся обоснования, приводимые в подтверждение выводов специалистов о предпочтительности предложенных вариантов решения при разных условиях.

Алгоритм обоснования альтернативных решений.

Рис. 9.3. Алгоритм обоснования альтернативных решений.

Обратите внимание!

Руководитель любого уровня всегда несет ответственность за принимаемое им решение. Он или принимает подготовленный вариант решения и дает «добро» на его реализацию, или его отклоняет. Во втором случае решение не принимается, и процедуры поиска решения повторяются.

Как видно из рис. 9.4, наиболее трудоемким является процесс подготовки решения, который требует от специалистов умения творчески использовать сочетания методов системного анализа и формального описания. Трудоемкость этого этапа заключается в необходимости отобрать и обработать большой массив информации, снижающей уровень неопределенности в обосновании выбираемого решения.

Содержание технологии принятия решения в менеджменте.

Рис. 9.4. Содержание технологии принятия решения в менеджменте.

Систематизация и упорядочение процедур подготовки, принятия и реализации решения позволяет сочетать качественные и количественные методы, что помогает компенсировать недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе четких, однозначных алгоритмов. Применение методов системного анализа расширяет горизонт исследования, позволяет систематизировать цели, задачи, ресурсы для решения сложных проблем. Поэтому принимаемые решения на альтернативной основе становятся научно обоснованными и качественными.

Таким образом, рассмотренный процесс принятия решений в менеджменте имеет итеративный характер. В ходе работы следует проявлять гибкость при возникновении новых факторов и переоценивать результаты, а в некоторых случаях — и изменять цели, лежащие в основе решения.

Такую переоценку результатов нельзя считать напрасной тратой времени, так как только неоднократно выверенное решение может стать действительно эффективным.

  • [1] Солнышков Ю. С. Обоснование решений: методологические вопросы. М.: Экономика, 1980.
  • [2] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30 519
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой