Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После официального получения статуса уполномоченный экономический оператор подписывает соглашение о порядке взаимодействия с таможенным органом. Порядок включает регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых уполномоченным экономическим оператором. Таможенные органы осуществляют мониторинг соблюдения уполномоченным экономическим оператором… Читать ещё >

Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К коллективным субъектам таможенных правоотношений относятся:

  • • юридические лица;
  • • организации без образования юридического лица;
  • • международные организации, деятельность которых имеет непосредственное отношение к таможенному делу.

По принадлежности к системе таможенного управления Таможенного союза среди коллективных субъектов таможенных правоотношений можно выделить следующие группы:

  • • иностранные коллективные субъекты — юридические лица и лица без образования юридического лица, не являющиеся субъектами государств — членов Таможенного союза;
  • • коллективные субъекты государств — членов Таможенного союза (ст. 4 ТК ТС) — юридические лица или организации без образования юридического лица, созданные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, в том числе российский коллективный субъект (ст. 5 Закона о таможенном регулировании) — юридическое лицо или организация без образования юридического лица с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством РФ.

По характеру участия в таможенных правоотношениях юридические лица делятся на функциональные группы:

  • • участники коммерческой внешнеторговой деятельности;
  • • лица, обслуживающие внешнеторговые связи (почтовые, транспортные, кредитные организации, органы предотгрузочной инспекции, экспертные организации и т. д.);
  • • некоммерческие организации — объединения участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (торгово-промышленные палаты, гильдии участников ВЭД, ассоциации предпринимателей в сфере таможенного дела и т. д.);
  • • дипломатические и консульские учреждения иностранных государств;
  • • лица, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, владельцы таможенных складов, таможенные перевозчики и т. д.).

В таможенных правоотношениях могут принимать участие организации без образования юридического лица: филиалы и представительства организаций, осуществляющих деятельность в области ВЭД, и общественные организации, созданные в любой форме без образования юридического лица, а также некоммерческие объединения, не прошедшие процесс государственной регистрации.

Для участия в таможенных правоотношениях коллективные субъекты должны обладать таможенной правосубъектностью. Это юридическая категория, под которой понимается способность юридического лица и организации без образования юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности в сфере таможенного дела и нести юридическую ответственность за нарушение норм таможенного права. Правосубъектность коллективного субъекта появляется на основании наличия признаков правоспособности и дееспособности, которые возникают в момент его официального создания. Коллективные субъекты приобретают права и принимают на себя обязанности через свои органы, действующие согласно законодательству и учредительным документам.

Участники внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности (участники ВЭД) — юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров) в соответствии с законом, учредительными документами и обладающие правоспособностью в данной сфере деятельности. Подобные коллективные субъекты в сфере таможенных правоотношений представлены наиболее широко, так как перемещение товаров и средств международных перевозок реализуется постоянно и непрерывно в условиях мировой экономической интеграции.

Участники внешнеторговой деятельности можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру совершаемых торгово-экономических операций это:

  • • производители продукции (включая правообладателей зарегистрированных торговых знаков);
  • • торгово-посреднические фирмы, комиссионеры;
  • • агентские и брокерские фирмы.

По направленности внешнеторговой деятельности это:

  • • экспортеры — юридические лица, совершающие сделки и операции по вывозу товара Таможенного союза за пределы таможенной территории;
  • • импортеры — юридические лица, совершающие сделки и операции по ввозу иностранного товара на территорию Таможенного союза.

Статья 10 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливает принцип общего доступа к внешнеторговой деятельности любых российских и иностранных лиц.

Для установления правоспособности участник внешнеторговой деятельности должен пройти регистрацию в налоговых органах в соответствии с законодательством РФ1. Каждый участник ВЭД, являясь субъектом гражданского права, имеет определенную организационно-правовую форму в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ. Организационно-правовая форма определяет сферу ответственности юридического лица, его правомочия как участника ВЭД, форму налоговой отчетности и порядок уплаты налогов.

При трансграничном перемещении товара данные участники таможенных правоотношений обязаны соблюдать все предписания таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации:

  • • соблюдать установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;
  • • соблюдать ограничения и запреты экономического и неэкономического характера;
  • • надлежащим образом декларировать и оформлять товары и транспортные средства международных перс-возок, проводить таможенные операции в установленном таможенным законодательством порядке;
  • • представлять отчетность, достоверную информацию и действительные документы в таможенных целях;
  • • соблюдать требования таможенных процедур;
  • • в полном объеме и в установленные сроки уплачивать таможенные платежи;
  • • нести юридическую ответственность в случае нарушения ими таможенного законодательства в процессе внешнеторговой деятельности.

Таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает применение мер административного поощрения добросовестных участников ВЭД, которые на протяжении длительного срока зарекомендовали себя как законопослушные субъекты таможенных правоотношений. Данные лица имеют право пользоваться специальными таможенными упрощениями в области таможенного оформления и проведения таможенных операций, что ускоряет процесс перемещения товара и делает его более экономичным. Таможенным законодательством Таможенного союза и России предусмотрено присвоение специального таможенного статуса уполномоченного экономического оператора добросовестным участникам ВЭД. Институт уполномоченных экономических операторов в таможенном праве России появился в 2010 г. в связи с введением в действие ТК ТС. Основы правового регулирования статуса данного субъекта таможенных правоотношений содержатся в гл. 3 ТК ТС.

Уполномоченный экономический оператор — юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ТК ТС (ст. 38 ТК ТС). Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства — члени Таможенного союза, и распространяется в пределах его территории. Па национальном уровне статус данного лица конкретизируется в гл. 6 Закона о таможенном регулировании. Российским уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. Данное юридическое лицо должно быть зарегистрировано надлежащим образом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Статья 86 Закона о таможенном регулировании содержит перечень специальных упрощений, которые могут быть предоставлены уполномоченному экономическому оператору:

  • 1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;
  • 2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС);
  • 3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора (включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию);
  • 4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование.

Указанные упрощения реализуются только применительно к товару, в отношении которого уполномоченный экономический оператор имеет полномочия декларанта.

Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус. Реестр российских уполномоченных экономических операторов ведет и опубликовывает ФТС России. Включение в реестр производится в заявительном порядке и бесплатно. Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов сроком действия не ограничивается.

Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора па территории РФ установлены ст. 39 ТК ТС и конкретизируются ст. 88 Закона о таможенном регулировании. Они включают выполнение совокупности следующих требований:

  • • осуществление внешнеторговой деятельности не менее одного года со дня обращения в таможенный орган с заявлением о включении в реестр;
  • • предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро, по курсу валюты РФ на день предоставления такого обеспечения;
  • • предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин 150 тыс. евро по курсу валюты РФ на день предоставления такого обеспечения в случае, если юридическое лицо производит и (или) экспортирует товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением ЕЭК (ранее определялись решением КТС);
  • • отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней, недоимки по налогам;
  • • отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за нарушение таможенных правил, если совокупная сумма административных штрафов достигла 500 тыс. руб.;
  • • отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация и совершение таможенных операций, с соблюдением аналогичных требований в отношении таможенного представителя уполномоченного экономического оператора;
  • • наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций;
  • • применение автоматизированной информационной системы, содержащей меры защиты информации, предоставление таможенным органам доступа в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций, раздельный учет совершения операций с иностранными товарами и товарами Таможенного союза;
  • • неприменение упрощенной системы налогообложения;
  • • нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров.

Помещения, открытые площадки уполномоченного экономического оператора имеют статус зоны таможенного контроля. Требования к их обустройству ограничиваются тем, что конструктивно они должны обеспечить сохранность товаров, исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками уполномоченного экономического оператора), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров мер таможенного контроля.

После официального получения статуса уполномоченный экономический оператор подписывает соглашение о порядке взаимодействия с таможенным органом. Порядок включает регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых уполномоченным экономическим оператором. Таможенные органы осуществляют мониторинг соблюдения уполномоченным экономическим оператором условий присвоения такого статуса в ходе осуществления им деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора. В случае выявления таможенным органом нарушений действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов может быть приостановлено либо отозвано с принятием решения об исключении юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов по основаниям, предусмотренным в ст. 94 Закона о таможенном регулировании.

Современный этап развития таможенных правоотношений характеризуется уменьшением объема публично-правового регулирования и выражается в делегировании таможенными органами некоторых своих функций субъектам частного права — юридическим лицам, оказывающим услуги в таможенной сфере.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела, оказывают профессиональные услуги участникам ВЭД, чем позволяют таможенным органам оптимизировать реализацию задач по регулированию правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Иначе данные лица именуются участниками «околотаможенного» сервиса. К таким лицам таможенное законодательство Таможенного союза относит:

  • • таможенного представителя;
  • • таможенного перевозчика;
  • • владельца склада временного хранения;
  • • владельца таможенного склада;
  • • владельца магазина беспошлинной торговли.

Таможенно-правовые статусы данных субъектов имеют много общих признаков:

  • 1) таможенное регулирование порядка и правил их деятельности находится в совместном регулировании Таможенного союза и Российской Федерации: основы статуса закрепляются на международном уровне и конкретизируются на национальном уровне;
  • 2) их деятельность связана с проведением операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • 3) они имеют статус юридического лица и наделяются возможностью осуществлять деятельность при условии включения их в соответствующие реестры и выдачи свидетельства о включении в такие реестры;
  • 4) отношения с участниками ВЭД, пользующимися их услугами, строятся на основании возмездных договоров.

Ведение реестров в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в области таможенного дела имеет общие черты:

  • • включение в реестр производится в заявительном порядке;
  • • па национальном уровне ведение реестров участников предпринимательской деятельности в таможенной сфере, а также установление порядка и формы его ведения входит в компетенцию органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;
  • • ЕЭК (ранее — КТС) на основании национальных реестров формирует общий реестр данных лиц и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий;
  • • исключение из реестра производится на основании нарушения условий включения в реестр, ликвидации или реорганизации юридического лица, а также на основании заявления юридического лица об исключении его из реестра;
  • • лицо должно в течение пяти дней со дня изменения сведений, включенных в реестр, информировать уполномоченный таможенный орган об этих изменениях.

Далее рассмотрим специфические статусные признаки коллективных субъектов таможенных правоотношений.

Согласно законодательству Таможенного союза таможенный представитель — юридическое лицо государстваучастника Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенный законодательством Таможенного союза на территории государства — участника Таможенного союза, таможенный органом которого он включен в реестр таможенных представителей (ст. 12 ТК ТС).

Параграф 12 гл. 5 Закона о таможенном регулировании, применяя к статусу таможенного представителя национальное законодательство, устанавливает, что российским таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.

Услуги, предоставляемые таможенным представителем участникам ВЭД, связаны с декларированием товаров и средств международных перевозок, представлением таможенным органам документов и сведений, предъявлением декларируемых грузов, обеспечением уплаты таможенных платежей. Таможенный представитель может ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров, видов транспортировки товаров, совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности.

Условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:

  • 1) наличие в штате этого лица не менее двух специалистов по таможенным операциям, а в его обособленном структурном подразделении минимум одного специалиста по таможенным операциям;
  • 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами на сумму не менее 20 млн руб.;
  • 3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро по курсу валюты РФ, установленному на день предоставления такого обеспечения;
  • 4) юридическое лицо не должно являться казенным предприятием;
  • 5) при достижении совокупной величины штрафа суммы 250 тыс. руб. отсутствие повторности (два и более раз) совершения административных таможенных правонарушений;
  • 6) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 тыс. руб. и более.

При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами. При нарушении таможенного законодательства представитель несет ответственность на основании таможенного законодательства государств — членов Таможенного союза.

Согласно законодательству Таможенного союза, таможенный перевозчик — юридическое лицо государстваучастника Таможенного союза, осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 18 ТК ТС). Применительно к национальному законодательству российским таможенным перевозчиком является российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных перевозчиков (параграф 3 гл. 5 Закона о таможенном регулировании).

В обязанности таможенного перевозчика входит:

  • • соблюдение условий и требований процедуры таможенного транзита, ведение учета товаров и представление отчетности о перевозке товаров в соответствии с этой процедурой;
  • • исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленных случаях при процедуре транзита;
  • • соблюдение конфиденциальности информации, полученной от отправителя товаров.

Условия включения таможенного перевозчика в реестр определены ст. 19 ТК ТС и конкретизируются в ст. 67 Закона о таможенном регулировании. К ним относятся:

  • 1) осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения в таможенный орган;
  • 2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро по курсу валюты РФ, установленному на день предоставления такого обеспечения;
  • 3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов;
  • 4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
  • 5) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
  • 6) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей до момента фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения либо правообладателю товаров с разрешения таможенного органа после доставки товаров в этот орган. Таможенный перевозчик несет ответственность за недоставку товаров и документов в таможенный орган назначения по законодательству государства таможенного органа отправления, а при нарушении требований перевозки — по законодательству государства, на территории которого выявлено правонарушение.

Согласно законодательству Таможенного союза владелец склада временного хранения — это юридическое лицо государства — участника Таможенного союза, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 23 ТК ТС). Статья 69 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что российским владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения.

В процессе своей деятельности данное юридическое лицо обязано:

  • • обеспечивать сохранность товаров;
  • • вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них;
  • • не допускать посторонних лиц к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
  • • обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
  • • в трехдневный срок известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения, относительно принятия решения о прекращении функционирования склада;
  • • исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

К условиям включения в таможенный реестр владельцев складов временного хранения относятся:

  • 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного храпения и отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ;
  • 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму, рассчитанную исходя из норматива 3 тыс. 500 руб. за каждый квадратный метр полезной площади открытого помещения или 1 тыс. руб. за каждый кубический метр полезного объема закрытого помещения, но не менее 2 млн руб.;
  • 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
  • 4) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей па сумму:

  • • 2,5 млн руб. и дополнительно 300 руб. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1 тыс. руб. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, для владельцев складов временного хранения открытого типа;
  • • 2,5 млн руб. для владельцев складов временного хранения закрытого типа.

Ответственность владельца склада временного хранения устанавливается законодательством РФ.

Согласно законодательству Таможенного союза владелец таможенного склада — юридическое лицо государства — участника Таможенного союза, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролю в случаях и на условиях, установленных ТК ТС (ст. 28 ТК ТС). Статья 75 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что российским владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев таможенных складов. Данное юридическое лицо обязано:

  • • обеспечивать сохранность товаров;
  • • обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
  • • вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о них;
  • • не допускать посторонних лиц к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
  • • обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
  • • в трехдневный срок известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения, относительно принятия решения о прекращении функционирования склада;
  • • в случае утраты товаров (за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действия непреодолимой силы) либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Условиями включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов являются:

  • 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ;
  • 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму, рассчитанную исходя из норматива 3 тыс. 500 руб. за каждый квадратный метр полезной площади открытого помещения или 1 тыс. руб. за каждый кубический метр полезного объема закрытого помещения, но не может составлять менее 2 млн руб.;
  • 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанное™ по уплате таможенных платежей, пеней;
  • 4) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством РФ.

Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму:

  • • 2,5 млн руб. и дополнительно 300 руб. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве таможенного склада используется помещение, для владельцев таможенных складов открытого типа и (или) 1 тыс. руб. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка;
  • • 2,5 млн руб. для владельцев таможенных складов закрытого типа.

Ответственность владельца склада временного хранения устанавливается законодательством РФ.

Согласно таможенному законодательству Таможенного союза владелец магазина беспошлинной торговли — юридическое лицо государства — участника Таможенного союза, осуществляющее хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (ст. 33 ТК ТС).

Статья 81 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что российским владельцем магазина беспошлинной торговли может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Данное юридическое лицо обязано:

  • • обеспечивать сохранность товаров;
  • • обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
  • • вести учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в этом магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах;
  • • уплатить таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин.

Условия включения владельца магазина беспошлинной торговли в таможенный реестр:

  • 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ;
  • 2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю;
  • 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
  • 4) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, определенные законодательством РФ;
  • 5) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 млн руб.;
  • 6) согласование открытия магазина беспошлинной торговли в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ.

За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Некоммерческие организации — объединения лиц, осуществляющих ВЭД и деятельность в сфере таможенного дела, — это организации, не имеющие целью извлечение прибыли в качестве основной цели совей деятельности, объединяющие юридических и физических лиц — участников ВЭД.

В Российском гражданском законодательстве перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым. В области ВЭД наиболее активное закрепление получили такие формы некоммерческих организаций, как ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, гильдии, торгово-промышленные палаты (ТПП). В России действуют ассоциации экспортеров и импортеров, гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД и различные ТПП. Целью деятельности подобных организаций является создание профессиональных союзов, содействие в поиске деловых партнеров и установлении контактов в странах ближнего и дальнего зарубежья; посещение профессиональных выставок; продвижение товаров и услуг; организация семинаров (конференций) по наиболее актуальной проблематике, консультирование в сфере ВЭД и т. д.

Статья 53 Закона о таможенном регулировании отводит особую роль участию некоммерческих организаций, объединяющих участников ВЭД, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела. ФТС России в целях согласования общественно значимых интересов привлекает некоммерческие организации, объединяющие таких лиц, к участию в формировании и реализации государственной политики к области таможенного дела.

Участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела некоммерческих организаций может осуществляться в следующих формах:

  • • участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области таможенного дела, актов таможенного законодательства Таможенного союза;
  • • участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития ВЭД, в том числе в отдельных отраслях экономики, на территориях субъектов РФ;
  • • участие в оценке эффективности применения мер таможенного администрирования;
  • • подготовка для органов государственной власти РФ предложений о совершенствовании таможенного дела и т. д.

Примером подобных организаций, активно проявляющих себя в России, является Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТИП РФ). Это негосударственное некоммерческое объединение российских предпринимателей для защиты своих интересов. ТПП РФ создана по инициативе российских коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей РФ, объединяющих своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом РФ от 07.07.1993 № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, утвержденным Учредительным съездом ТПП РСФСР от 19.10.1991.

В Уставе ТПП РФ закреплены функции, имеющие значение в области таможенного управления, в частности:

  • • удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров;
  • • оформление документов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг, а также других документов, связанных с осуществлением ВЭД;
  • • выдача корнетов ATA — международных таможенных документов для временного ввоза/вывоза товаров, определение порядка их оформления и выдачи;
  • • проведение по поручению российских и иностранных организаций и предпринимателей сертификации, экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров, а также экспертизы работ и услуг.

ТПП России имеет право:

  • 1) участвовать в подготовке проектов законов РФ, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы предпринимателей;
  • 2) осуществлять независимую экспертизу проектов правовых актов в области экономических, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы коммерческих и некоммерческих организаций, а также предпринимателей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой