Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативно-правовые основы управления образовательной организацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устав проходит обязательную процедуру утверждения. После разработки документа образовательной организацией он согласуется с главой районной администрации и утверждается органом управления образованием, после чего соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, а также осуществляется регистрация в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). После принятия ФЗ-273 отдельной процедуры принятия Устава… Читать ещё >

Нормативно-правовые основы управления образовательной организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материала данной главы студенты будут:

знать

  • • нормативно-правовую базу, регулирующую организацию труда в образовательной организации;
  • • виды и типы документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • • требования к обеспечению открытости образовательной организации;
  • • нрава, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности;
  • • подходы к построению системы управления охраной труда в образовательной организации;
  • • сущность понятий «организация труда», «условия труда», «охрана труда», «рабочее место», «трудовой договор» и их особенности применительно к образовательной организации;
  • • принципы рациональной организации рабочего места;

уметь

  • • проводить анализ структуры и содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • • разрабатывать отдельные локальные акты образовательной организации;
  • • осуществлять действия по обеспечению прав, учащихся в образовательной организации;
  • • планировать действия по рациональной организации труда;
  • • планировать мероприятия по охране труда;

владеть

  • • технологиями разработки локальных актов образовательной организации;
  • • методами исследования труда;
  • • навыками планирования и организации личного труда;
  • • навыками оценки рабочих мест в образовательной организации.

Законодательная база функционирования и развития образовательной организации

Законодательная база образовательной организации — это набор нормативно-правовых актов, регулирующих ее деятельность. Выделяют четыре уровня такой регламентации:

  • • федеральный;
  • • региональный;
  • • муниципальный;
  • • уровень образовательной организации.

К федеральному уровню относятся следующие документы.

  • 1. Регламентирующие функционирование образовательной организации:
    • • Конституция Российской Федерации;
    • • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
    • • Типовые положения об образовательных учреждениях всех форм и видов (утвержденные Правительством РФ);
    • • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» ;
    • • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации» ;
    • • Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» ;
    • • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» ;
    • • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» ;
    • • Трудовой Кодекс РФ;
    • • другие федеральные законы, постановления Правительства и пр., касающиеся регламентации деятельность образовательных организаций по вопросам обеспечения комплексной безопасности, здоровьесбережения, организации условий образовательного процесса, охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, экологической и информационной безопасности и др.
  • 2. Регламентирующие процессы развития образовательной организации•.
  • • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р);
  • • Федеральная программа «Дети России» ;
  • • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • • Распоряжение 28-ра от 15.02.2013 «Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования» ;
  • • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направление на повышение эффективности образования и науки“» и др.

Примерами нормативно-правовых актов, разрабатываемых на региональном уровне, могут служить следующие документы.

  • • Региональный закон об образовании (области, субъекта Федерации), поясняющий требования ФЗ «Об образовании» с учетом особенностей данного региона.
  • • Приказы, постановления, положения, утвержденные региональными органами управления образованием (например, Приказ управления образования Тамбовской области от 06.02.2014 № 228 «Об утверждении Порядка согласования Программы развития образовательной организации»).

На муниципальном уровне существуют следующие нормативно-правовые акты: территориальные нормативно-правовые акты (приказы, положения, распоряжения), регламентирующие как функционирование, так и развитие образовательных организаций[1].

На уровне образовательной организации разрабатываются следующие локальные акты.

  • • Устав образовательной организации.
  • • Образовательные программы.
  • • Программа развития образовательной организации.
  • • Система локальных актов, регламентирующих деятельность:
  • — по организации образовательного процесса;

органов самоуправления в образовательной организации;

  • — административную и финансово-хозяйственную;
  • — школьных комиссий;
  • — учебную и внеурочную деятельность;
  • — по обеспечению комплексной безопасности и организации условий образовательного процесса и пр.

Наряду с основными принципами государственной политики РФ в сфере образования (об этом см. в гл. 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ-273) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования, тем самым являясь законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.

Функционирование образовательной организации начинается с ее создания. Возможные формы образовательных организаций устанавливаются гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.). Ст. 50. Коммерческие и некоммерческие организации). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).[2]

Различают при этом государственные, муниципальные и частные образовательные организации в зависимости от того, каким органом они созданы (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Формы образовательных организаций.

Образовательные организации.

Формы.

Учредитель.

Государственн ые.

Создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальные.

Создаются муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частные.

Создаются физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций

•Согласно ч. 12. ст. 27 ФЗ—273 не допускается создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) и в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Наименования образовательных организаций. ФЗ № 273 в ч. 5—6 ст. 23.

устанавливает требования к наименованию образовательной организации. В связи с тем, что после введения в действия нового ФЗ № 273 возникло множество вопросов, связанных с переименованием образовательных организаций, Министерство образования и пауки Российской Федерации выпустило специальное Письмо, разъясняющее данный порядок. В частности, в связи с вопросом о необходимости замены устоявшегося названия «образовательное учреждение» па «образовательная организация» в соответствии с терминологией Закона, в письме дается следующее разъяснение: «Федеральным законом «Об образовании» не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация» «. Следует заметить, что в ранее действовавшем Законе об образовании термин «образовательное учреждение» относился ко всем образовательным организациям, что противоречило гражданскому законодательству, в котором «учреждением» называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими используемыми формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство и т. п.). Называть такие организации учреждениями неправильно с точки зрения гражданского законодательства.

В соответствии с ФЗ наименование образовательной организации должно содержать:

1. Организационно-правовую форму. Согласно, Классификатору организационно-правовых форм к организационно-правовым формам юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, в том числе относятся:

Содержание наименования образовательной организации.

Рис. 4.1. Содержание наименования образовательной организации.

  • 2. Тип образовательной организации. Согласно со ст. 23 ФЗ № 273 образовательные организации подразделяются па типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (подробнее об этом в параграфе 3.1). Если таких программ несколько, тип образовательной организации определяется по реализуемой программе наиболее высокого уровня.
  • 3. Собственник имущества (для автономных учреждений) муниципальное, государственное, федеральное.

Согласно ч. 5 ст. 108 ФЗ № 273 наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г.

Переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом «Об образовании» .

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием и создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

При этом наименование образовательной организации может содержать собственное название (детский сад, средняя школа, образовательный центр, комплекс и т.н., номер учреждения, собственное имя и др.), а также специальное наименование по желанию или установленному статусу, отражающему уровень реализуемых образовательных программ (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов и др.), условий их реализации, осуществления специальной деятельности (лечения, реабилитации и др.), присвоенное учреждению имя выдающегося гражданина или наименование юридического лица, в том числе фирменное и т. д.

Например, название образовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей знаний», где «муниципальное» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» — указание на организационноправовую форму; «бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно); «общеобразовательное» — указание на тин образовательной организации; «Лицей знаний» — специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности. Устав образовательной организации. Основным документом, на основании которого действует образовательная организация, согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 273-ФЗ, является Устав, утвержденный в порядке, установленном законодательством РФ.

Устав — это официальный правовой документ, подтверждающий законность создания организации, определяющий и регулирующий порядок и условия его функционирования, основы взаимоотношений между его членами.

Устав образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.

В соответствии со ст. 52 «Учредительные документы юридических лиц» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав — основной организационно-правовой и единственный учредительный документ казенных и бюджетных организаций (ч. 1. ст. 12. ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Функция этого нормативного документа состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.

В рамках нового ФЗ-273 содержательная часть устава значительно сократилась. Если в Законе об образовании 1992 г. устав насчитывал свыше 25 пунктов обязательного содержания, то в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ-273 устав должен содержать следующую информацию:

  • • тип образовательной организации,
  • • информацию об ее учредителе (группе учредителей),
  • • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности,
  • • структуру и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Также обязательным условием (ч. 3 ст. 25 ФЗ-273) является обеспеченность доступа к уставу и возможность ознакомления с его положениями всех работников организации, обучающихся и их родителей (законных представителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 ФЗ-273 управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие в соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ-273 подразумевает управление образовательной организацией ее руководителем (ректором, директором и т. п.). Термин «коллегиальность» схож с термином «самоуправление», используемым в старой версии Закона, и подразумевает формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:

общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);

педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет);

а также:

  • — попечительский совет;
  • — управляющий совет;
  • — наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 ФЗ-273).

ФЗ-273 также указывает на возможность создания совещательных и контрольных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей — советы обучающихся, советы родителей, профессиональные союзы обучающихся и т. п. (ч. 6 ст. 26 ФЗ-273). При этом организация имеет право на самостоятельное определение их структуры (ст. 27).

В соответствии с новым законодательством образовательная организация обладает автономией (ч. 1 ст. 28), т. е. может проявлять самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В ч. 2 ст. 28 ФЗ-273 говорится, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического

обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Часть 3 ст. 28 устанавливает широкий спектр компетенций образовательной организации, к которым относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; предоставление отчетности учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; установление штатного расписания; прием на работу работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, программы развития образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию; определение списка учебников в соответствии с утвержденным ФГОС и др.

Законом подчеркивается, что образовательная организация обязана выполнять требования законодательства, в том числе:

  • • обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме и соответствующего качества;
  • • создавать безопасные для жизни и здоровья условия обучения, воспитания обучающихся и работников;
  • • соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с Законом образовательная организация песет ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, а также за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. При этом организация и ее должностные лица несут административную ответственность (в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Устав проходит обязательную процедуру утверждения. После разработки документа образовательной организацией он согласуется с главой районной администрации и утверждается органом управления образованием, после чего соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, а также осуществляется регистрация в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). После принятия ФЗ-273 отдельной процедуры принятия Устава коллективом образовательного учреждения не требуется. С 1 января 2003 г. все юридические лица обязаны проходить регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом выдается свидетельство о внесении записи в реестр, также необходимо получать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Образовательные программы. Образовательные программы определяют содержание образования. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Регламентация основной деятельности образовательной организации. Образовательная деятельность является основной для образовательных организаций и дополнительной для организаций, осуществляющих обучение. Требования к образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности также определяет ФЗ-273. Так, гл. 6 предусматривает специальные положения, касающиеся оснований для возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

В ФЗ-273 отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них следует отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений.

Можно считать образовательные отношения возникшими при оформлении распорядительного акта (приказа) образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем договора об образовании). Однако существуют ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такая форма предусматривается при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования или на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами. Отличительной особенностью обладает целевой прием в образовательную организацию, при котором до издания распорядительного акта необходимо заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. По своей правовой природе договор на оказание образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

Все требования к действиям, осуществляемым по договору об образовании, нормированы ст. 54 ФЗ-273. В договоре отражаются:

основные характеристики предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность образовательной программы);

  • — форма обучения;
  • — продолжительность обучения.

Особые требования предъявляются при условии представления платных услуг. Так, в договоре об образовании (в данном случае — договоре об оказании платных образовательных услуг) должна быть также указана полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты (при этом не допускается увеличение стоимости образования после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции). Важным условием является соответствие информации в договоре информации, размещенной на официальном сайте организации в сети Интернет на момент заключения договора.

Правила оказания платных образовательных услуг определяются Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Кроме того, существует целый ряд форм договоров об оказании платных услуг, установленных Минобрнауки России. В соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» .

Основания и порядок прекращения договора об образовании. Образовательные отношения считаются прекращенными в случае отчисления обучающегося из образовательной организации. Существует два основания для этого:

  • — завершение обучения (получением образования);
  • — досрочное прекращение образовательных отношений.

При этом досрочное прекращение образовательных отношений может произойти по инициативе как самого обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную организацию), так и образовательной организации. Если организация сама инициирует прекращение образовательных отношений, то сделать это можно только в соответствии с установленными ст. 61 ФЗ-273 основаниями и только в отношении лиц, достигших 15-летнего возраста:

— в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному исполнению и выполнению учебного плана;

если порядок приема, обучающегося в образовательное учреждение, был нарушен, но вине обучающегося, что повлекло его незаконное зачисление;

— по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае ликвидации образовательной организации).

Согласно Закону № 273-ФЗ договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядке. Например, в таких ситуациях, как просрочка оплаты образовательных услуг, или, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. При этом в самом договоре должны быть определены основания для осуществления подобных действий.

В случае если прекращение образовательных отношений произошло по причине прекращения деятельности образовательной организации в случае, когда она лишилась государственной аккредитации, либо срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также если аннулирована лицензия этой организации, то данная образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.

Отдельные требования предъявляются к открытости образовательной организации, которая обеспечивается путем формирования и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет) открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности организации (ст. 29). Перечень обязательного информационного контента сайта образовательной организации отражен в ч. 2 ст. 29. ФЗ-273, а также в приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации» .

Локальные акты образовательной организации. Эго нормативно-правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.

Важно отметить, что изменения законодательства влекут за собой и соответствующие изменения в системе локальных актов.

По типам локальные акты делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативные локальные акты рассчитаны на неоднократное применение и содержат обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса, например, правила внутреннего распорядка.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные) локальные акты рассчитаны на однократное применение и юридически оформляют решения администрации образовательной организации, чаще всего в отношении конкретного участника образовательного процесса, например, приказ о приеме на работу.

Можно выделить следующие формы локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.

Постановление оформляет решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ оформляет решение руководителя образовательной организации.

Решение — локальный акт собрания участников образовательного процесса.

Положение устанавливает правовой статус органа управления, структурного подразделения, либо порядок реализации какого-либо из правомочий.

Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.

Правила регламентируют организационные, хозяйственные, дисциплинарные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации или участников образовательного процессе.

Локальные акты образовательной организации могут быть классифицированы.

[3]:
  • а) в соответствии с компетенцией образовательной организации:
    • — локальные акты организационно-распорядительного характера,

локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса,.

  • — локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и организацию учебно-методической работы,
  • — локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления образовательной организации,
  • — локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность,
  • — локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства;
  • б) по критериям:

по степени значимости: обязательные и необязательные,.

  • — по сфере действия: общего характера и специального характера,
  • — по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников образовательной организации и не распространяющиеся на всех работников организации,

но способу принятия: принимаемые руководителем образовательной организации единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений,.

— по сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия, по сроку хранения: постоянного хранения, 75 лет и др.

К локальным актам, требование о наличии которых закреплено законодательно, относятся: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Эти документы должны быть размещены и находиться в свободном доступе па сайте образовательной организации в сети Интернет.

Важно помнить!

Если принятие локальных нормативных актов затрагивает права обучающихся и работников образовательной организации, то в этих случаях ФЗ-273 (ч. 3. ст. 30) предписывает учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также, при необходимости, представительных органов работников (при их наличии).

Если нормы принятых локальных актов ухудшают положение обучающихся или сотрудников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании или трудовым законодательством, либо они были приняты с нарушением уставного порядка, то в соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ-273 данные локальные акты не применяются и подлежат отмене.

Локальный акт — это официальный правовой документ, который издается в письменной форме и должен содержать необходимые реквизиты. Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями " Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения", а также нормами " Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30- 2003″ (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»).

Примерный, но не исчерпывающий список локальных актов общеобразовательного учреждения может быть таким.

  • • Положение о стимулировании работников образовательной организации.
  • • Штатное расписание.
  • • Планы работы учреждения.
  • • Правила внутреннего трудового распорядка педагогических работников.
  • • Положение о профессиональной этике.
  • • Положение об общем собрании.
  • • Положение об Управляющем совете.
  • • Положение о разработке и принятии локальных актов[4].
  • • Положение о распределении компенсационного фонда оплаты труда.
  • • Положение о распределении стимулирующего фонда.
  • • Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
  • • Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
  • • Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • • Положение о квалификационном испытании педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • • Положение о методическом совете школы.
  • • Положение о педагогическом совете школы.
  • • Положение о системе оценки качества образования.
  • • Положение о мониторинге качества образования.
  • • Положение о самообразовании педагогов.
  • • Положение о повышении квалификации педагогов.
  • • Положение о рабочей программе учителя.
  • • Положение о ведении классных журналов.
  • • Положение о публичном докладе.
  • • Положение о программе развития.
  • • Положение о родительском комитете.
  • • Положение о внутри школьном контроле.
  • • Положение о школьном сайте в сети Интернет.
  • • Положение о языке обучения.
  • • Положение о промежуточной аттестации.
  • • Положение о порядке перевода и отчисления.
  • • Положение о посещении мероприятий обучающимися.
  • • Положение о ведении тетрадей.
  • • Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися.
  • • Положение об организации контрольно-пропускного режима.
  • • Положение о порядке подготовки и проведения самообследования.
  • • Порядок доступа педагогических работников к базам данных.
  • • Порядок по урегулированию споров конфликтов между участниками образовательного процесса и др.
  • • Приказы и распоряжения директора.

Программа развития. Сегодня реализуется масштабная программа модернизации российского образования, требующая реализации соответствующих процессов в образовательной организации любого уровня. Документом, входящим в базу нормативно-правовых документов и регламентирующим деятельность по развитию образовательной организации, является Программа развития. Эго стратегический документ образовательной организации, представляющий систему управленческих действий по достижению желаемой модели образовательной организации, призванный усилить конкурентные позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Подробнее о содержании, требованиях, порядке разработки и экспертизы Программы развития образовательной организации вы можете прочитать в параграфе 7.3 данного учебника.

Выводы

  • 1. Законодательная база — это набор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательной организации. Выделяют четыре уровня законодательной базы: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательной организации.
  • 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» является законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.
  • 3. Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.
  • 4. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
  • 5. Локальный нормативный акт образовательной организации — это нормативный правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.
  • [1] Например, распоряжение администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 14.02.2015 № 221-р «Об утверждении организационно-технологической схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Центральном районе Санкт-Петербурга в 2015 году» .
  • [2] Письмо Минобрнауки России № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г. «О наименовании образовательных учреждений» .
  • [3] eduinspector.ru/2013/ll/24/lokalnyj-akt-o-lokalnom-akte/ (дата обраще

    ния: 8 декабря 2015 г.).

  • [4] В силу того, что локальных актов, необходимых для регламентации деятельности образовательной организации в соответствии с действующим законодательством, очень много, и для их разработки привлекаются работники организации, порой не имеющие опыта нормотворческой деятельности, рекомендуется разработать Положение о разработке и принятии локальных актов, устанавливающее единые требования к локальным нормативным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу, отмене, внесению изменений и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой