Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перекрестная эластичность спроса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это означает, что если товар Л дополняет товар В, то и товар В, в свою очередь, дополняет товар А. Правда, сила этих связей может изменяться в зависимости от того, цена какого из двух товаров изменяется. В качестве иллюстрации рассмотрим две первые строки в табл. 3.2! Из данной таблицы следует, что при изменении цены маргарина покупатели активнее изменяют спрос на масло, чем в обратном случае… Читать ещё >

Перекрестная эластичность спроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объем спроса на благо реагирует главным образом на изменение его рыночной цены. Но существует множество обстоятельств, способных повлиять на объем спроса. И хотя далеко не все эти обстоятельства носят ценовой или даже экономический характер, для каждого из них может быть исчислен коэффициент эластичности спроса.

Рассмотрим в качестве примера зависимость спроса на пиво от температуры воздуха на улице. График этого спроса представлен на рис. 3.2. Можно предположить, что даже при самом лютом морозе найдутся любители выпить пива. Количество проданного пива будет невелико. Главное же состоит в том, что объем потребления пива не будет заметно реагировать на повышение температуры в диапазоне от, скажем, от -40° до -10° С.

Кривая спроса на пиво на этом участке изменения температуры будет располагаться практически вертикально, что свидетельствует о слабой его эластичности. Но если температура становится положительной, то даже небольшое повышение температуры вызовет ощутимое увеличение объема спроса на пиво. Кривая спроса отклонится от вертикального положения.

Наконец, когда на улице установится жаркая погода, каждое приращение температуры на градус будет приводить к значительному приращению объема спроса. Кривая спроса приблизится к горизонтальному положению, что свидетельствует о высокой эластичности спроса на пиво.

График спроса на пиво в зависимости от температуры воздуха.

Рис. 3.2. График спроса на пиво в зависимости от температуры воздуха

Располагая соответствующими данными об изменениях температуры и объемах продажи пива, мы легко можем подсчитать коэффициент эластичности спроса.

В экономике коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по отношению к различным аргументам, используется довольно часто. Исчисляют, например, эластичность экспорта (импорта) по изменению таможенного тарифа. Или эластичность доходов бюджета по изменению налоговой ставки и пр. Часто изменение объема спроса на товар Л оказывается результатом колебания цен на другие товары. Такую зависимость называют перекрестной эластичностью спроса.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса рассчитывается по формуле.

Перекрестная эластичность спроса.

При исследовании перекрестной эластичности спроса большого внимания заслуживает не столько абсолютная величина коэффициента, сколько его знак. Возможны три варианта.

Во-первых, если перекрестная эластичность спроса положительна, то товары, А и В считаются конкурирующими. Действительно, если цена товара В снижается, то в соответствии с законом спроса объем спроса на него увеличивается. Положительное значение коэффициента сигнализирует о том, что спрос на товар, А сократился. Иначе говоря, товар В просто вытесняет товар А из потребления индивидов. Оправдать поведение людей можно только в том случае, если они считают, что данные товары вполне способны заменить друг друга в потреблении.

Отсюда еще одно название таких товаров — товары-субституты (товары-заменители). Цены конкурирующих товаров всегда изменяются в одном и том же направлении. Если товар В становится дешевле, то вслед за ним подешевеет и товар А. Объясняется это тем, что спрос на товар, А сократится и его продавцы вынуждены будут снизить цену. Так, например, снижение уровня цен на поездку городским общественным транспортом заставило прибегнуть к снижению уровня тарифов и владельцев частных маршрутных такси.

Во-вторых, если перекрестная эластичность спроса отрицательна, то товары, А и В считаются дополняющими другу друга. В этом случае снижение цены товара В приводит к росту спроса не только на сам этот товар, но и на товар А. Поведение покупателей объясняется тем, что полезность товара, А стала для них выше только из-за того, что теперь в их распоряжении находится больший запас товара В. Цены на дополняющие товары изменяются в противоположных направлениях. Действительно, если вследствие удешевления товара В и расширения спроса на него полезность товара, А и спрос на него возрастают, то цена товара, А с необходимостью станет выше.

В качестве примера можем привести события из истории современной российской экономики. Летом 1999 г. цена на бензин за какие-то три месяца выросла с 2,50 до 7,50 руб. Такой стремительный рост цен на бензин заставил население повременить с покупкой автомобилей, так что иркутская фирма «Баргузин-Авто» объявила о снижении цен на 5%.

Следует принять во внимание, что отношения дополнения и конкуренции между благами являются взаимно обратными.

Это означает, что если товар Л дополняет товар В, то и товар В, в свою очередь, дополняет товар А. Правда, сила этих связей может изменяться в зависимости от того, цена какого из двух товаров изменяется. В качестве иллюстрации рассмотрим две первые строки в табл. 3.2!. Из данной таблицы следует, что при изменении цены маргарина покупатели активнее изменяют спрос на масло, чем в обратном случае. Это означает, что масло является более сильным конкурентом по отношению к маргарину, чем маргарин по отношению к маслу.

Таблица 3.2

Перекрестная эластичность спроса для некоторых пар продуктов.

Товар или услуга.

Товар или услуга с измененной ценой.

Перекрестная эластичность спроса.

Масло.

Маргарин.

+ 0,81.

Маргарин.

Масло.

+0,67.

Природный газ.

Нефть.

+ 0,44.

Говядина.

Свинина.

+0,29.

Электричество.

Природный газ.

+0,20.

Деликатесы.

Обычная еда.

— 0,72.

Крупяная каша.

Свежая рыба.

— 0,87.

В-третьих, коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть равен нулю. Это означает, что любое колебание цен на товар В не оказывает никакого влияния на объем спроса на товар А. В качестве примера можем привести взаимосвязь между ценой клубники и объемом спроса на смокинги. Такие товары принято называть независимыми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой