Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы обучения биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во многих пособиях по педагогике и предметным методикам обучения к формам обучения относят урок, лекцию, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсию, домашнюю (внеурочную) работу (рис. 2). Каждая из названных форм учебных занятий имеет свои цели, свой учебный материал, преимущественно используемые методы, особенности педагогического управления познавательной деятельностью… Читать ещё >

Формы обучения биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие сведения о формах обучения

Методы обучения реализуются в определенных организационных формах. Основной из них в классно-урочной системе обучения признан урок. В выделении других форм как в педагогике, так в методике обучения биологии существуют разные подходы. Так, одни из авторов наряду с уроками выделяют лабораторные занятия. Другие считают, что по месту и времени использования лабораторные занятия мало чем отличаются от уроков и относят их к лабораторным урокам. От учителей биологии часто можно слышать, что на уроках они проводят лабораторные занятия.

Наряду с этим, в методической литературе имеет место выделение уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-экскурсий и пр. Следовательно, урок при такой классификации становится не только основной, но и единственной формой обучения. В то же время, в педагогике и в предметных методиках говорится о многообразии форм обучения.

Одна из причин сведения к уроку лабораторных занятий и некоторых других форм обучения связана с неполнотой существующих определений понятия «урок» или с их расплывчатостью. «Урок, — по определению М. Н. Скаткина, — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса» (М. Н. Скаткин. Требования к современному уроку. МГИУУ, 1969, с. 4). Однако под это и подобные ему определения подходят лабораторные занятия, экскурсии и любые другие формы учебной работы. Лабораторное занятие, например, как и урок, представляет собой ограниченный определенными временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, целостный и логически законченный.

Из-за неполноты определения урока, отождествления его с 45-минутным отрезком учебно-воспитательного процесса некоторые авторы, хотя и выделяют лабораторные занятия в особую форму обучения, но используют такие фразы, как «Уроки с лабораторными занятиями являются…», «Место лабораторных занятий среди других уроков…» и т. п.

Заметному разграничению форм обучения способствовало бы включение в определение понятия «урок» таких критериев, как «преобладание используемых методов», «основные функции учителя», «характер познавательной деятельности учащихся». На уроке при сообщении нового материала учитель преимущественно использует рассказ или беседу; учитель — основной источник получения учащимися учебной информации, которую они перерабатывают в своем сознании и усваивают. На лабораторном занятии, в отличие от урока, преимущественно используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, работа с учебником (книгой), а учитель организует самостоятельную работу учащихся, руководит их познавательной деятельностью, в процессе которой они получают и усваивают новые знания, приобретают необходимые умения. Экскурсия, в отличие от урока, проводится вне класса; требует от учителя особой организации учебной деятельности учащихся в условиях действия на них различных внешних раздражителей; основным источником получения знаний служат наблюдения, проводимые учащимися под руководством учителя.

Во многих пособиях по педагогике и предметным методикам обучения к формам обучения относят урок, лекцию, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсию, домашнюю (внеурочную) работу (рис. 2). Каждая из названных форм учебных занятий имеет свои цели, свой учебный материал, преимущественно используемые методы, особенности педагогического управления познавательной деятельностью учащихся.

Формы обучения биологии.

Рис. 2. Формы обучения биологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой