Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологическое обеспечение автономности учебной деятельности в профессиональной подготовке преподавателя-лингвиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студент — представитель особой социальной категории, специфической общности людей, организационно объединенных институтом высшего образования, находящийся в периоде ранней зрелости и обладающий статусом взрослости. Задачи студенческого возраста заключаются в выборе профессии, подготовке к ней, апробировании работы, включении в общественную деятельность, формировании чувства ответственности перед… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Автономность в практике обучения иностранным языкам
    • 1. 1. Автономность как один из ведущих принципов новой образовательной парадигмы
    • 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование автономности в обучении
    • 1. 3. Развитие автономности студентов в условиях изучения иностранных языков
  • Выводы
  • Глава II. Учебно-технологическое обеспечение автономности в профессиональном лингвистическом образовании
    • 2. 1. Разность потенциалов методики и технологии
    • 2. 2. Технологическая база обеспечения автономности в практических языковых курса
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию автономности учебной деятельности
  • Выводы

Технологическое обеспечение автономности учебной деятельности в профессиональной подготовке преподавателя-лингвиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие современной высшей школы характеризуется такими идеями, как демократизация и гуманизация образования, многообразие и плюрализм его форм, дифференциация и интеграция его содержания. Поиск вузами путей решения проблем гуманизации подготовки специалистов ведется как по линии оптимизации и интенсификации преподавания учебных дисциплин, так и по линии разработки гибких систем обучения, призванных обеспечить развитие автономности, которая играет ведущую роль в условиях непрерывного образования.

Основной особенностью сегодняшнего мира является становление информационного общества, в котором способность добывать, перерабатывать и использовать информацию имеет решающее значение. Особую ценность приобретает не столько знание совокупности определенных фактов и данных самих по себе, сколько умение их осмысливать и интерпретировать, поскольку со временем данные и факты могут устаревать или приобретать иной смысл. Такое изменение ценностного акцента непосредственно сказывается на целях и содержании современного образования. Поэтому важно не столько передать студенту конкретный набор знаний, умений и навыков, сколько научить его быть «самопрограммируемым», способным быстро и самостоятельно приобретать новые знания и критически их осмысливать. Следовательно, социальные процессы в обществе ставят перед системой образования требование воспитывать личность, способную к автономности и личной ответственности в условиях изменяющегося и динамично развивающегося общества.

Студент — представитель особой социальной категории, специфической общности людей, организационно объединенных институтом высшего образования, находящийся в периоде ранней зрелости и обладающий статусом взрослости. Задачи студенческого возраста заключаются в выборе профессии, подготовке к ней, апробировании работы, включении в общественную деятельность, формировании чувства ответственности перед обществом и желания такой ответственности как центральных компонентов образования. Таким образом, развитие автономности учебной деятельности в процессе формального вузовского образования основано на глубокой потребности студентов в самостоятельности. При этом задача современного высшего образования — сформировать у обучающихся личностные смыслы, которые будут способствовать становлению автономного человека, стремящегося преобразовывать общество и себя с позиции гуманизма.

В контексте качественных структурных изменений системы высшего образования в силу преодоления былой отчужденности от внешнего мира возрастает роль и значение иностранного языка как одной из приоритетных дисциплин, о чем свидетельствуют увеличение времени, отведенного новым Госстандартом на его изучение, и результаты социологических опросов. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его изучение — социальный заказ общества. Вместе с тем, традиционная для российского формального образования методика преподавания иностранного языка, обеспечивавшая на достаточно высоком уровне владение навыками чтения и перевода и глубокое знание грамматики, в настоящее время не способна выполнить требования социального заказа. Следовательно, одной из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам становится ориентация всего учебного процесса на формирование автономности учебной деятельности.

Совокупность общепринятых методик и учебных пособий, присущих формальному образованию, является определенной системой стандартов, регламентирующих требования общества (государства) к системе образования и объему знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения. Принятая система стандартов в формальном образовании призвана противостоять вольному обращению с методами и методиками преподавания, и в этом ее несомненное достоинство.

Однако система стандартов в образовании, как и всякая другая система стандартов, статична по своей природе и не способна развиваться синхронно с динамично развивающейся системой знаний. Поэтому система формального образования неизбежно отстает от уровня знаний, накопленных человечеством. Постоянно ускоряющиеся процессы развития науки и накопления знаний при применении стандартных методик формального образования заставляют настолько увеличивать учебную нагрузку и сроки образования, что это перестает укладываться в разумные пределы. Для преодоления таких противоречий необходимо выйти за пределы установившихся стандартов формального образования, используя для обучения современные технологии обучения.

Таким образом, можно выявить противоречие между насущной необходимостью переориентации процесса обучения на автономное изучение иностранного языка, с одной стороны, и отсутствием условий для развития реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности, которую он мог бы реализовать в условиях реального самообразования, — с другой. В этой связи необходимым представляется исследование технологического обеспечения формирования автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков в контексте формального образования.

Изучение работ зарубежных и отечественных исследователей Х. Холека, Л. Дикинсона, Д. Литтла, Л. Мариани, Л. Ван Лиера, Дж. Куллена, Дж. Бигза, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудиса, Н. Ф. Талызиной, Г. М. Бурденюк, М. Т. Евдокимовой, К. М. Ирисхандовой, Н. Ф. Коряковцевой, Г. И. Резницкой, Т. К. Цветковой, И. П. Павловой по формированию автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков показал недостаточность разработки данной проблемы в контексте высшего образования. Кроме того, недостаточно рассмотрено влияние технологий обучения на формирование автономности учебной деятельности. Большинство исследований посвящено моделированию, проектированию технологий (М.П.Сибирская, Ю. К. Чернова, Д.Г.Левитес), общим вопросам технологизации учебного процесса (И.В.Муштавинская, Г. Г. Сучок, И. М. Шенцева, В.В.Гузеев), технологизации образования (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, М. Б. Волович,.

И.П.Калошина, З. А. Решетова, И. И. Ильясов, Л. Н. Ланда, Н. А. Менчинская, М. Я. Микулинская, Л. Ф. Обухова, О. С. Анисимов, Б. И. Коротяев, А. Б. Наумов, В. П. Беспалько, В. М. Монахов, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко, С. И. Дуров, М. М. Левина, С.А.Смирнов), применению технологий обучения для изучения иностранных языков (Л.А.Новожилова, В.Д.Карташова).

Анализ диссертационных исследований и теоретической литературы, посвященных данной проблеме, позволил установить, что проблема формирования автономности учебной деятельности в профессиональном образовании лингвистов-преподавателей с использованием современных технологий обучения требует тщательной разработки.

В этой связи проблема исследования заключается в выявлении, обосновании и реализации оптимальных условий формирования автономности учебной деятельности у студентов лингвистических специальностей при изучении иностранных языков. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка лингвиста-преподавателя, а его предметом — технологическое обеспечение автономности учебной деятельности в сфере формального образования.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что формирование автономности учебной деятельности у студентов языковых специальностей будет наиболее эффективным, если:

— реализовывать образовательный процесс, основанный на андрагогической модели обучения;

— целесообразно использовать и творчески совмещать традиционную методику и современные технологи обучения в профессиональной подготовке лингвистов-преподавателей в условиях современного вузовского образования;

— разработать и реализовать модель интеграции проектной технологии в традиционный процесс обучения с целью формирования автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. уточнить структуру и основные компоненты автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков;

2. выявить и обосновать эффективные педагогические условия формирования автономности учебной деятельности лингвистов-преподавателей и определить степень сформированное&tradeкомпонентов автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков в формате современного вузовского образования в рамках использования технологического подхода;

3. выявить возможности совмещения традиционной методики и современных технологий обучения в процессе формирования автономности учебной деятельности в профессиональной подготовке лингвистов-преподавателей в условиях современного вузовского образования;

4. определить арсенал средств технологического обеспечения для развития автономности учебной деятельности, разработать рекомендации по его применению в процессе формального образования и экспериментально проверить эффективность в формировании автономности учебной деятельности студентов лингвистов при изучении иностранных языков;

5. разработать и экспериментально проверить модель интеграции проектной технологии в традиционный процесс образования с целью формирования автономности учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составили: философия демократического и гуманистического подходов в образовании, концепция о непрерывном образовании, теория личностно-ориентированного образованиятеоретические положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личностиобщенаучные положения системного подхода в образованиитеоретические положения автономного подхода в процессе обучения иностранным языкамметодология внедрения технологического подхода в процесс современного вузовского обучения.

Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили: теория деятельности (И.А.Зимняя, А. Н. Леонтьев и др.), теория развития личности и индивидуальности (Г.Л.Ильин, Л. С. Выготский и др.), теория непрерывного образования (Б.С.Гершунский, Г. Л. Щедровицкий, Н.Н.Нечаев), теория автономного обучения (Г.И.Резницкая, Х. Холек, Д. Литтл, Т. К. Цветкова и Др)> теория образования взрослых (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, М. Ноулз, ПЛ. Гальперин, В.В.Давыдов), концепция лично-стно-ориентированного образования (В.В.Сериков, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, И. СЛкиманская и др.), положения современной педагогики и лингводидактики о технологиях обучения иностранным языкам (Е.С.Полат, Н. Д. Гаськова и др.).

В ходе работы для проверки поставленных задач были использованы следующие взаимодополняющие методы исследования: теоретическиеанализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы и электронных информационных ресурсов по проблемам исследованияанализ ранее выполненных диссертационных исследованийпедагогическое моделированиеизучение и обобщение традиционного и инновационного педагогического опытаэмпирические — тестирование, анкетирование, интревьюированиепсихолого-педагогическое прямое и косвенное наблюдение за групповой и самостоятельной работой студентовконстатирующий и формирующий экспериментыстатистические методы обработки данных, их качественный анализ, графическая интерпретация. При выборе методов исследования учитывались принципы объективности, комплексности, системности.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования стал факультет романо-германских языков Ставропольского государственного университета. В исследовании принимали участие более 400 студентов факультета.

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой теме и непосредственном осуществлении опытно-экспериментальной работы.

Организация исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — поисково-теоретический (2001 — 2002 гг.) — осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа педагогической, лингвистической и методической литературы, изучалась степень разработанности данной проблемы в зарубежной и отечественной теории образованияформировалась рабочая гипотеза концепции исследования.

Второй этап — экспериментальный (2002 — 2003 гг.) — проводился констатирующий эксперимент, состоявший в выявлении уровня развития автономности учебной деятельности студентов-лингвистовпроводился формирующий эксперимент, состоявший в разработке инвентория технологического обеспечения, направленного на развитие автономностиподвергалось экспериментальной проверке влияние разработанных рекомендаций на повышение уровня автономности.

Третий этап — обобщающий (2004 г.) — обобщались результаты экспериментальной работы и соотносились с положениями принятой в исследовании гипотезы, формулировались выводы по интенсификации процесса развития автономности учебной деятельности студентов-лингвистов в ходе изучения дисциплин практического курса.

Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «автономность учебной деятельности», определении содержательных компонентов автономности учебной деятельности и специфики ее формирования в профессиональной подготовке студентов-лингвистов, в обосновании технологического подхода как средства формирования автономности студентов-лингвистов в процессе формального образования, определении технологического обеспечения формирования автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков.

Теоретическая значимость работы состоит в определении важнейших педагогических условий формирования автономности учебной деятельности студентов-лингвистов и технологического подхода к процессу формирования автономности в профессиональной подготовке лингвистов-преподавателей в процессе формального образованияв теоретическом обосновании модели интеграции проектной технологии в традиционный процесс обученияв выявлении зависимости успешных результатов формирования автономности учебной деятельности студентов-лингвистов от применения указанной модели в процессе обучения в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования авторской модели интеграции проектной технологии в традиционный процесс обученияприменении полученных результатов и выводов в работе на принципиально новой основе по формированию автономности учебной деятельности студентов лингвистических специальностей, а также в научных исследованиях по проблеме оптимизации процесса формирования автономности учебной деятельности при изучении иностранных языков в профессионально подготовке лингвистов-преподавателей в условиях современного вузовского образования. Положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшими педагогическими условиями формирования автономности учебной деятельности студентов-лингвистов при изучении иностранных языков являются:

— применение андрагогической модели обучения в современном вузовском обучении иностранным языкам;

— интеграция современных технологий обучения в традиционный процесс обучения;

— организация образовательного процесса как гуманистически направленной системы взаимодействия преподавателя и студента.

2. Эффективность технологического подхода как средства формирования автономности учебной деятельности основана на:

— гарантированности конечного результата;

— наличии проекта будущей деятельности;

— осуществлении непрерывного контроля деятельности обучаемого;

— постепенной передаче функций контроля самому обучаемому;

3. Проектная технология обладает наибольшим потенциалом в сфере развития автономности учебной деятельности в процессе формального образования, так как она:

— легко интегрируется в традиционный процесс формального обучения, позволяя в полной мере использовать материал учебного курса в соответствии с учебными программами и государственными стандартами;

— учитывает специфику изучения иностранных языков;

— способствует развитию всех компонентов автономности учебной деятельности.

4. Использование в процессе современного вузовского обучения предложенной авторской модели интеграции проектной технологии в процесс традиционного образования оптимально способствует формированию автономности учебной деятельности и готовности к непрерывному образованию посредством расширения возможностей реализации личностных ресурсов студентов, сдерживаемых рамками формального образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивались четкостью исходных позиций, связанных с методологическим подходом к поставленной проблеме, применением комплекса методов, адекватных поставленным цели, задачам и логике исследованиядлительным характером экспериментальной работы, положительными промежуточными итогами экспериментальной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске, Ставрополе. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение международных (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Пятигорск, Internet), на российских (г. Ставрополь), на региональных (г. Ставрополь) научных и научно-практических конференциях по проблемам методики преподавания иностранных языков, образования взрослых, проблемам социогуманитарного знания.

Объем и структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, таблицы, схемы, список литературы, приложения. Основной объем рукописи составляет 183 страницы текста. Работа содержит 10 таблиц, 1 рисунок, библиографический список из 195 источников, 20 из них — на иностранных языках, 7 Internet источники.

Выводы.

Совокупность общепринятых методик и учебных пособий, присущих формальному образованию, является определенной системой стандартов, регламентирующих требования общества (государства) к системе образования и объему знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения. Принятая система стандартов в формальном образовании призвана противостоять вольному обращению с методами и методиками преподавания, и в этом ее несомненное достоинство.

Однако система стандартов в образовании, как и всякая другая система стандартов, статична по своей природе и не способна развиваться синхронно с динамично развивающейся системой знаний. Поэтому система формального образования неизбежно отстает от уровня знаний, накопленных человечеством. Для преодоления таких противоречий необходимо выйти за пределы установившихся стандартов формального образования, используя для обучения современные образовательные технологии.

Технологизация учебного процесса предполагает упорядочение, приведение в систему, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения. Технологии обучения исходят из посылок, что процесс обучения должен быть определенным образом организован, и выполнение определенных действий и функций обучающегося и обучающего по осуществлению конкретных операций на каждом из этапов процесса обучения может с высокой степенью гарантированности или вероятности привести к достижению поставленных целей обучения.

Технология обучения предполагает управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, то есть изменяет дальнейшую организацию деятельности. По результатам диагностики проектируется процесс на каждом шаге. Таким образом, получение информации обратной связи становится непрерывным синтетическим процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием. Постепенная передача функций контроля в руки самого учащегося способствует рефлексивному обучению и развитию автономной личности.

Эффективность технологического подхода как средства формирования автономности студентов-лингвистов при изучении ИЯ и культур в процессе формального образования основано на:

— гарантированности конечного результата;

— наличии проекта будущей деятельности;

— непрерывном взаимодействии деятельности обучаемого и контроля этой деятельности;

— постепенной передаче функций контроля самому обучаемому. Наибольшим потенциалом для развития автономности учебной деятельности при изучении ИЯ и культур в процессе формального образования обладает проектная технология, интегрированная в традиционный процесс обучения, так как она:

— содействует постепенной передаче функций учебной компетенции и контроля сами учащихся;

— способствует развитию позиции деловой активности и инициации учебной деятельности, так как выбор тематики и конкретных проблем для проектных заданий на любом этапе практически не ограничен;

— формирует позицию конструктивной и креативной активности, так как результатом каждого проекта является презентация личностно значимого образовательного продукта;

— легко интегрируется в традиционный процесс формального обучения, позволяя в полной мере использовать материал учебного курса в соответствии с учебными программами и государственными стандартами;

— учитывает специфику изучения ИЯ — наличие двух звеньев, представленных сообщением и усвоением определенных знаний и формированием речевых умений — в процессе изучения ИЯ и культур.

Для повышения эффективности применения проектной технологии с учетом специфики обучения ИЯ и особенностей структуры формального образования необходимо применять следующие рекомендации:

1. Использовать проектные технологии, интегрированные в традиционный курс обучения.

2. Проводить ознакомление студентов с поведенческой культурой и речевыми знаниями на основе объяснений преподавателя.

3. Прорабатывать необходимый лексико-грамматический материал на традиционных типах упражнений, обеспечивающих сознательное усвоение материала перед его непосредственным включением в речь.

4. На этапе тренировки речевых умений часть ответственности перекладывать на самих студентов, постепенно подводя их к реализации проектной деятельности.

5. Объяснить студентам методику работы по проектной технологии и снабдить их рекомендациями по реализации этапов ПТ.

6. Осуществлять контроль деятельности студентов с постепенной передачей функций учебной компетенции и контроля в руки самих обучающихся.

7. При коммуникативной деятельности исправлять только ошибки, мешающие пониманию.

8. Оценивать не только результат речевой деятельности, но и активность студентов, их способность к рефлексивной самооценке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования и доказаны положения, выносимые на защиту.

По нашему мнению, развитие автономности учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯ и культурами является образовательной задачей, требующей целенаправленной работы по формированию и развитию:

— технологической стороны учебной деятельности;

— учебной компетенции;

— личностных характеристик, обеспечивающих возможность конструктивной, творческой реализации субъекта учебной деятельности;

— положительной мотивации к изучению иностранного языка;

— эффективных приемов интеллектуальной деятельности, являющихся основой автономного учения;

— умения критически осознавать социальный и культурный контекст процесса изучения ИЯ и культур.

Нами доказано, что эффективность технологического подхода как средства формирования автономности студентов-лингвистов при изучении ИЯ и культур в процессе формального образования основана на:

— гарантированное&tradeконечного результата;

— наличии проекта будущей деятельности;

— непрерывном взаимодействии деятельности обучаемого и контроля этой деятельности;

— постепенной передаче функций контроля самому обучаемому;

— учете специфики обучения ИЯ как двухзвенного процесса.

В ходе формирующего эксперимента нами выявлено, что проектная технология обладает наибольшим потенциалом в сфере развития автономности учебной деятельности в процессе формального образования, так как она:

— содействует постепенной передаче функций учебной компетенции и контроля самим учащимся;

— способствует развитию позиции деловой активности и инициации учебной деятельности, так как выбор тематики и конкретных проблем для проектных заданий на любом этапе практически не ограничен;

— формирует позицию конструктивной и креативной активности, так как результатом каждого проекта является презентация личностно значимого образовательного продукта;

— легко интегрируется в традиционный процесс формального обучения, позволяя в полной мере использовать материал учебного курса в соответствии с учебными программами и государственными стандартами;

— учитывает специфику изучения ИЯ — наличие двух звеньев, представленных сообщением и усвоением определенных знаний, а также формированием речевых умений — в процессе изучения ИЯ и культур.

В результате проведенного исследования мы выделили следующие основные направления адаптации проектной технологий для развития автономности учебной деятельности в контексте формального образования:

— использование проектных технологий, интегрированных в традиционный процесс обучение: проводить ознакомление студентов с поведенческой культурой и речевыми знаниями традиционно на основе объяснений преподавателяна этапе тренировки необходимого лекси-ко-грамматического материала с использованием традиционных типов упражнений часть ответственности перекладывать на самих студентов, постепенно подводя их к реализации проектной деятельностииспользовать ПТ на этапах ознакомления с фактологической информацией и речепорождения;

— направленность проектной технологии на формирование автономной личности, которая понимает, почему и как ее учат, способна формулировать собственные цели обучения, находить ресурсы для реализации этих целей, умеет выбирать и применять те или иные стратегии учения, расставлять приоритеты в учебных задачах, способна находить и самостоятельно создавать материалы для собственного учения, контролировать и оценивать успешность учебного процесса, знает себя как субъекта обучения, свои слабые и сильные стороны и способна развивать свои метакогнитивные умения- - формирование у студентов навыков работы по проектной технологии на основе рекомендаций по реализации этапов ПТ и постоянного контроля за их выполнением с постепенной передачей функций учебной компетенции и контроля в руки самих обучающихся. Таким образом, результаты нашего исследования показали, что формирование автономности в процессе изучения иностранных языков и культур в курсе формального образования с использованием проектной технологии обучения происходит на качественно более высоком уровне, нежели с использованием традиционных методик обучения, направленных на передачу и усвоение готового знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.А. Ученик как субъект педагогической технологии. // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С.39−44.
  2. , О. Кто меня научит?: Рук. для тех, кто работает в образовании взрослых: Прил. к журн. «Новые знания» / Подгот. к печати О. Агаповой- СПб.: Тимошка, 1998. 79 с.
  3. , В. Преподаватель и студент. // Высшее образование в России.1997. № 1. — С.87−96.
  4. Актуальные проблемы высшей и средней специальной школы. Научно-исслед. институт проблем высшей школы. Экспресс — информация. — М., 1990.-Вып. 3.-15 с.
  5. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-воЛГУ, 1969.-339 с.
  6. , С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С. И. Архангельский, В. И. Михеев, С. А. Машников. М.: Знание, 1974. — 48 с.
  7. , Р. Психосинтез, теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я» / Р. Ассаджиоли. М.: РЕФЛ-бук, 1994. — 314 с.
  8. , М.Н. Педагогические теории и системы: аспект технологий. Учебное пособие. Часть II / М. Н. Ахметова. Чита: Изд-во Заб. ГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 1998. — 254 с.
  9. , Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований:. (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  10. , Р.В. Работа со взрослой аудиторией / Р. В. Бабун. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. — 54 с.
  11. , Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 416 с.
  12. , А. Еще одна парадигма образования. // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С.92−98
  13. , М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. // Педагогика. 1996. — № 4 — С.23−27
  14. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспаль-ко. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  15. Бим-Бад, Б. Образование для свободы в России // Педагогика. № 6. -1993.-С. 3−9.
  16. , О. Р. Межкультурные аспекты коммуникативной компетенции на иностранном языке / О. Р. Бондаренко // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. (Тр./МГЛУ- вып. 370)-М., 1991. С.38−48.
  17. , В. А. Методы педагогических исследований процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие / В. А. Бордовский / — М.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-169 с.
  18. , Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1994. — № 5. — С.12−15.
  19. , Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога / Т. Г. Браже // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 18−21.
  20. , Б.С. Нравственное сознание личности, (психологические исследования) / Б. С. Братусь М.: Знание, 1985. — 64 с.
  21. , П. Технология обучения в высшей школе / П. Буга, В. Карпов // Вестник высшей школы. 1991. — № 11. — С.14−18.
  22. , JI. Диалогическая педагогика / JI. Бухарева // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 122−127.
  23. , Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного, (вита-генного) опыта / Н. О. Вербицкая // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 14−20.
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк. — 1991. -207 с.
  25. , А.А. Контекстное обучение: формирование мотивации / А. А. Вербицкий, В. Кругликов // Высшее образование в России. 1998. -№ 1. — С.101−108.
  26. , А.А. Развитие мотивации в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. Бакшаева // Вестник высшей школы. — 1998. № 1−2. — С. 47−50.
  27. , С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский. — М.: Педагогика, 1987. —184 с.
  28. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых, (сборник научных трудов) / Под ред. Е. И. Степановой. Ленинград: Научно-иссл. институт общего образования взрослых, 2001 — 89 с.
  29. Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. — 1999. № 3. — С.29−36.
  30. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!/ Под ред. Е. С. Кошракова, А. С. Сидоренко. М., 1996. — 84 с.
  31. , Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982.- Т.2. 361 с.
  32. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.-150 с.
  33. , Ю. О различных точках зрения на процессы развития образования / Ю. Громыко // Вестник высшей школы. 1998. — № 10. — С. 12- 15.
  34. , В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореф. дис.канд. пед. наук / В. В. Гузеев М., 1998. — 38с.
  35. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Гузеев.-М., 1998. 390 с.
  36. , В.В. Можно ли полностью детерминировать образовательный процесс / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С.252−265.
  37. , В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев.- М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  38. , В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
  39. , Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
  40. , А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых / А. В. Даринский // Педагогика. 1995. — № 2. — С.61−64.
  41. , Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор // Университетская книга. 1997. — № 4.
  42. Дж. Демократия и образование: пер с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  43. , Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. Пер. с англ. — М.: Педагогика — Пресс, 2000. — 384 с.
  44. М. Г. Компьютерная среда развития автономности студента в процессе овладения иностранным языком // Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. М.: МГЛУ, 2001. — С.81−97
  45. Европейский языковой портфель для филологов. М.: МГЛУ, 2003.-z.il
  46. , Е.И. Дистанционное образование как средство самоактуализации личности Электрон, изд. — Режим доступа к изд.: http://www. wsu.ru/niirpo/cont/2001octl6/coll/50.asp Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer.
  47. , В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высшихпедагогических заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов — М.: «Академия», 2001.-208 с.
  48. Загрекова, J1. Основы педагогических технологий / JI. Загрекова // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С.97−98.
  49. JI.B. Школьные технологии. 2002. — № 5. — С.62−67
  50. , И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. -М.: Русский язык, 1989. 220 с.
  51. , В.А. Высшая школа в России на рубеже 19−20 вв. / В. А. Змеев // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 1. — С.207−223.
  52. , С.И. Андрагогика: становление и пути развития / С. И. Змеев // Педагогика. 1995. — № 2. — С.64−67.
  53. , С.И. Наука 21 века / С. И. Змеев // Высшее образование в России. -1998.-№ 2.-С. 76−80.
  54. , С.И. Образование взрослых в России и современном мире / С. И. Змеев // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 106−108.
  55. , С.И. Технология обучения взрослых / С. И. Змеев // Педагогика. — 1998. С.42−45.
  56. , B.C. Основы образовательных технологий / В. С. Игропуло. — Ставрополь: Институт развития образования, 1996. — 226 с.
  57. , Г. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С.64 — 69.
  58. , Г. Проблема различия обучения и образования / Г. Ильин // Вестник высшей школы. 2001. — № 5. — С.22−25.
  59. , К.М. «Языковой портфель» для нефилологов как средство развития автономии студента / К. М. Ирисханова, Г. В. Стрелкова // Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. М.: МГЛУ, 2001. — С. 125−143.
  60. , О. Иноязычная профессиональная компетентность / О. Ис-кандаров // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С.53−54.
  61. , Е. Овладение иноязыком в игре / Е. Казакова // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 73−77.
  62. , В. Формирование профессиональной культуры учителя иностранного языка: вопросы технологии / В. Карташова // Вестник высшей школы. 2002. — № 9. — С.27−32.
  63. Н.С. Саморегулируемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. С. Киргинцева. Ставрополь, 2003. -192 с.
  64. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин М.: Наука, 1997. -223 с.
  65. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена — 1994. — 222 с.
  66. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  67. , М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Советская педагогика. 1984. — № 4. — С.117−122.
  68. Т.А. Андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Коноваленко. — Калининград, 2001. 212 с.
  69. , Г. Непрерывное образование: Основные принципы / Г. Коптаж // Вестник высшей школы. № 6. — 1991. — С. 52−63.
  70. , А.В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. JI. Рязанова // Педагогика. № 1. — 2002. — С. 18−22.
  71. , Н. Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры / Н. Ф. Коряковцева // Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. М.: МГЛУ, 2001. — С. 12−29.
  72. , Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / Н. Ф. Коряковцева. ИЯШ. — 2001. — № 1. — С. 13−27.
  73. , Н.Ф. Использования «Языкового Портфеля» в курсе профессионального образования преподавателя неродного языка / Н. Ф. Коряковцева // Перспективы внедрения «Языкового Портфеля» в систему образования РФ. М.: МГЛУ, 2000. — С.42 — 46.
  74. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. / Н. Ф. Коряковцева. -М.:АРКТИ, 2002. 176 с.
  75. , А.И. Разработка вопросов педагогической технологии в США / А. И. Космодемьянская // Педагогика. 1973. — № 10. — 132 с.
  76. , И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом / И. Костенко // Высшее образование в России. — 1995. № 1. -С.101−106.
  77. , И.Б. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Р-н-Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1994.-63 с.
  78. , В. Обучение грамоте взрослых в ФРГ: методы и материалы / В. Крефт // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 2. — С.62−69.
  79. , В.В. Теоретико-методологические проблемы личностного роста студентов / В. В. Кузовкин // Инновации в образовании. 2001. -№ 1. — С.103−122.
  80. , Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию / Ю. Н. Кулюткин, Г. С Су-хобская. М.: Педагогика, 1977. -152 с.
  81. , Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. -СПб.: Тускарора, 1996- 174 с.
  82. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Просвещение, 1985. с. 128.
  83. , Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ.- М.: Прогресс, 1970. 261с.
  84. , И. Деловая игра в воспитании качеств лидера, (на примере занятий по деловому этикету) / И. Курочкина // Вестник высшей школы.- 2001. № 8. — С. 18−22.
  85. , А.Ж. Исторические типы образования / А. Ж. Кусжанова // Кредо. 1999. — № 6(18) — Режим доступа к изд.: http://povman.sstu.edu.ru.- Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer
  86. , А. Новая Россия подрастает. / А. Кушнир // Народное образование. 1997. — № 5. — С.20−27.
  87. Лайма, Отала. Задача обучения на протяжении всей жизни — вызов университетам / Отала Лайма // Вестник высшей школы. — 1997. № 4. -С.24−28.
  88. , Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Д. Г. Левитес СПб., 1998. — 375 с.
  89. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий / Авт.-сост.: В. И. Боголюбов. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. -188 с.
  90. , И.Я. Внимание: технологии обучения / И. Я. Лернер // Педагогика.- 1990. -№ 3. С.139−141.
  91. , Л.Н. К обществу образованных людей./ Теория и практика образования взрослых / Л. Н. Лесохина СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998.-273 с.
  92. , Т.Н. Андрагогические основы вузовского образования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Т. Н. Ломтева Ставрополь, 2001. -390 с.
  93. , У.Ф. Значение языков в современном мире / У. Ф. Маккей // Перспективы. Вопросы образования. — 1993. № 1. — С.49−64.
  94. ЮЗ.Малькова, З. А. Джон Дьюи — философ и педагог-реформатор / 3. А. Малькова // Педагогика. 1995. — № 4. — С.95−104.
  95. , И. Ключевые проблемы образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравнительно-педагогический аспект / И. Марцинковский // Вестник высшей школы. — 2001. № 7. -С.41−45.
  96. , А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии / А. А. Маслак. Курск: РОСИ, 1998. — 167 с.
  97. Юб.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  98. , А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты / А. Маслоу. -М., 1982.-317 с.
  99. , О. Модель специалиста. (К вопросу о гуманизации образования) / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. -№ 5. 2000. — С.19−25.
  100. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  101. , В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий / В. М. Монахов // Педагогика. — 1997. № 6. — С.26−31.
  102. Ш. Монахов, В. М. Педагогические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  103. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995. -152 с.
  104. , В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии /
  105. B. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева М.: Просвещение, 1981. — 345 с.
  106. И.В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Муштавинская.-СПб., 2001.- 180с.7
  107. O.JI. Педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании студентов индустриально-педагогического колледжа: Дис. канд. пед. Наук: 13.00.01.-Челябинск, 1997- 167 с.
  108. , Т.С. Педагогические технологии: новый этап революции? / Т.
  109. C. Назарова// Педагогика. 1997. — № 3. — С.20−27.
  110. , В.Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. М.: МГУ, 1992
  111. , JI.A. Теоретическое и технологическое обеспечение эффективности курса обучения деловому иностранному языку. — дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI. А. Новожилова. Саратов, 2001. — 159 с.
  112. Педагогика и народное образование за рубежом / Акад. пед. наук СССР, НИИ общей педагогики: Экспресс-информация. Вып. 1. -М., 1990. 145 с.
  113. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -544 с.
  114. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болтов, JI. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 — 528 с.
  115. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 223 с.
  116. , А.В. Личность в психологии / А. В. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 — 510 с.
  117. , И.П. Где помогут технологии? / И. П. Подласый // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С. 10−25.
  118. Проблемы развития познавательной активности студентов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1980. -175 с.
  119. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  120. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В. А. Мижерикова. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
  121. Пути повышения эффективности обучения в вузе. Дидактические основы частных методик. Горький: изд-во ГТУ им. Н. И. Лобачевского, 1980.- 144 с.
  122. Г. И. Психолого-педагогические аспекты развития автономности учащихся в освоении иноязычной культуры // Г. И. Резницкая. -Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. М.: МГЛУ, 2001.1. С.5−12.
  123. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993. Т.1 — 607 с.
  124. , СЛ. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1989.-317 с.
  125. , А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С.29−38.
  126. , Г. И. Теория, методика и технология обучения / Г. И. Саранцев // Педагогика. -1999. № 1. — С.19−24.
  127. , И.П. Смена типов образования в 20 веке и роль учителя / И. П. Сафронов. Электрон, изд. — Режим доступа к изд.: http://bank.ooipko.ru/text/tl3209.htm — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer.
  128. , Л. К вопросу о принципах технологий / Л. Серафимов, В. Айнштейн // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.36−45.
  129. , М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации профессионального образования: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 /М. П. Сибирская — 357с.
  130. , В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция» / В. Н. Симкин // Иностранные языки в школе. 1998. — № 3. — С.82 — 86.
  131. Сипгх Бхола Харбенс. Обучение грамоте взрослых: от теории к практике / Бхола Харбенс Сипгх // Перспективы. Вопросы образования. — 1990. -№ 4. С.27−41.
  132. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований, (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин М.: Педагогика, 1986.-152 с.
  133. НЗ.Скворцова, И. И. Проектная технология развития иноязычной монологической речи учащихся, (общепедагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / И. И. Скворцова. Саратов, 2000. — 170 с.
  134. , Ю.В. Новая жизнь художественного текста в преподавании иностранных языков / Ю. В. Скугарова // Вестник МУ. — 2002. № 3. -С.54−60.
  135. , В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1996. 360 с.
  136. , В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов -М.: Педагогическое общество России, 2000. 416 с.
  137. , С. Технологии в образовании / С. Смирнов // Высшее образование в России. 1999. -№ 1. — С. 109−112.
  138. , Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ори-ентаций западно-европейской и российской ментальности / Ю. Б. Смирнов М.: Флинта-наука, 1995. — 328 с
  139. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. — М.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  140. Т.В. Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Степанова. Кемерово, 1998. — 178 с.
  141. , С.Д. Основы психологии / С. Д Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 735 с.
  142. , Г. Г. Технологическое обеспечение формирования учебной деятельности студентов в условиях непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. Г. Сучок. Волгоград, 2000. — 186 с.
  143. , А.В. Инновационный подход к повышению профессиональной квалификации лингвиста-преподавателя в рамках требований общеевропейских компетенций: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Сычева. -Майкоп, 2004. 192 с.
  144. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых /Под ред. А. Е. Марона СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 216 с.
  145. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онуш-кина- М.: Педагогика, 1987. -208 с.
  146. , В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России/ В. Тихомиров // Вестник высшей школы. 2002. — № 1. — С.9−14.
  147. , А.Е. Методика и/или технология обучения / А. Е. Ткачева // Материалы международной научной конференции «Классическое лингвистическое образование — в современном мультикультурном пространстве». Москва — Пятигорск. — 2004. — С.404−411.
  148. , И.И. Языковая политика России / И. И. Халеева // «Языковой портфель в России». Результаты 1 этапа пилотного проекта. М: МГЛУ, 1999. -С.3−5.
  149. Хамадаш, Али Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы / Али Хамадаш //Перспективы. Вопросы образования № 1,2. -1992.— С.138−156.
  150. , А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. М.: Владос, 2000. — 320 с.
  151. , Т.К. Пути формирования автономности обучаемого в учебном процессе по иностранному языку / Т. К. Цветкова // Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. М.: МГЛУ, 2001. — С. 125 — 143.
  152. , Ю.К. Теория и практика проектирования квалитативных технологий обучения: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю. К. Чернова. Казань, 1998. — 364 с.
  153. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С.21−29.
  154. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М: МГУ, 1996. — 217 с.
  155. , В. Лингвокульторологический фактор в современной системе образования, (из анализа преподавания лингвокультурологических дисциплин в вузах США) / В. Шаклеин // Вестник высшей школы. 1998. -№ 8.-С. 14−17.
  156. , М.И. Развитие технологий обучения в едином образовательном пространстве «школа вуз»: Дис. канд. пед. наук.: 13.00.08 / М. И. Шенцева — М., 2000. — 210 с.
  157. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Ставроп. гос. пед. ин-т. — Москва — Ставрополь, 1991. — 206 с.
  158. , В.Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество / В. Э. Штейнберг // Школьные технологии. — № 1. — 2000. — С.15−35.
  159. , Д.П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц. Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. — 528 с.
  160. , С. Модель открытого дистанционного образования взрослых С. Щенников // Вестник высшей школы. 2002. — № 8. — С.31−38.
  161. Autonomy and independence in language learning / Edited by Phil Benson and Peter Voller. London and New York: Longman, 1997.-270 p.
  162. Biggs J.B.and Moore P.J. The Process of Learning. -New York: Prentice Hall, 1993.-527 p.
  163. Brown C.A., Hedberg J.G., and Yarper B.M. Metacognition as a Basis for Learning Support Software Performance Improvement // TESOL Quarterly. 1994. 7(2) — P.3−26.
  164. Burke K., Fogarty S., Belgrad S. The Porfolio Connection. IRI/ Skylight Training and Publishing, Inc. Arlington Heights, Illinois, 1994. — 197 p.
  165. Cullen J. Young children’s learning strategies: Continuities and discontinuities // International Journal of Early Childhood. Vol.23. — 1991.-№l.-P.44−58
  166. Dave R.H. Foundations of Lifelong Education./Ed. By R.H. Dave. Paris: Pergamon Press, 1976. — 328 p.
  167. Dickinson L. Self-instruction in language learning. Cambridge University Press, 1987. — 200 p.
  168. Flavell J. Metacognition. Cognitive Development. New Jersey: Englewood Cliffs, 1987. -P.103−117.
  169. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning: Pergamon Press, 1979.53 p.
  170. Individualization/Edited by Marion Geddes and Gill Sturtridge. Modem English Publications LTD, 1982. — 83 p
  171. Kurtz B.E., Schneider W. Strategy instruction and attributional beliefs in West Germany and the United States: Do teachers foster metacognitive development? // Contemporary Educational Psychology. Vol. 15. — 1990. -P.268−283.
  172. Lawson K.H. Philosophical Concepts and Values in Adult Education. Rev. ed. Milton Keynes: Open Univ. Press, 1979. — 120 p.
  173. Learning to learn: investigating learner strategies and learner autonomy. Report on Workshop 2A, Uppsala, Sweden, 1990. P.42- 48.
  174. Lengrand P. An Introduction to Lifelong Education. — London: Croom Helm- Paris: The UNESCO Press, 1975. 99 p.
  175. Lier L.Van. Interaction in the language curriculum. Awareness, autonomy &authenticity. Harlow: Longman, 1996. 248 p.
  176. Little D. Learner Autonomy. Dublin, 1991. — 154 p.
  177. Mariani L. Teacher support and teacher challenge in promoting learner autonomy. Perspectives, a Journal of TESOL-Italy. Vol. XXIII, No. 2, Fall 1997. -P.28−36
  178. Teaching Modern Languages/Edited by Ann Swarbrick. London and New York in association with The Open University, 1994. — 185 p.
  179. The Longman Dictionary of English Language and Culture Longman, 1993.827 p.
  180. Oskarsson M. Approaches to Self-assessment in Foreign Language Learning. -OUP, 1984.-239 p.195. http://chur.sakha.ru/DocEduRF/ERF0001 .htm
Заполнить форму текущей работой