Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международные торговые договоры (конвенции, соглашения)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержательной унификации, гармонизации и централизации не может состояться без принципиальной универсальности содержания международных договоров, без действительно международного (интернационального, космополитического) характера составляющих их норм. Международный торговый договор по своему содержанию должен регулировать отношения, одинаковые у всех народов и стран или по крайней мере… Читать ещё >

Международные торговые договоры (конвенции, соглашения) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международные торговые договоры (конвенции, соглашения, трактаты) — это договоры, заключенные между государствами (правительствами различных государств). С самых древних времен (договоры Руси с греками, с Ригой и Готским берегом, с городами Ганзейского союза и др.) и вплоть до конца третьей четверти XIX в. международные договоры носили преимущественно двусторонний характер и определяли главным образом публично-правовой режим торговли между самими странамиучастницами, действующими в лице своих подданных — коммерсантов (купцов, торговцев). Какие товары, куда и на каких условиях можно ввозить, какие — вывозить, предоставляются ли частным лицам-резидентам стран-участниц те или иные льготы и привилегии на территориях этих государств, предоставляется ли судебная защита по требованиям иностранных торговцев и т. д. — вот круг вопросов, регулируемых международными торговыми договорами в этом своем — первоначальном — смысле, международными торговыми договорами представляли как источниками международного публичного торгового права.

Но уже русские дореволюционные юристы заметили, что кроме международных договоров, определяющих взаимные отношения заключивших их государств по поводу правового режима двусторонней торговли, существуют и международные договоры иного типа — договоры, нормы которых рассчитаны на единообразное регулирование торговых отношений граждан (подданных) и (или) резидентов заключивших их государств. Так, уже Г. Ф. Шершеневич в 1908 г.1 отметил важное значение первого Общегерманского торгового уложения 1869 г. — классического многостороннего международного договора, унифицирующего материальное торговое право ряда германских земель и сыгравшего, между прочим, немалую роль в создании объединенного германского государства; Швейцарского[1]

обязательственного закона 1881 г., объединившего швейцарские кантоны, а также Бернской конвенции о перевозке грузов, но железным дорогам 1890 г. Дополняя и продолжая этот перечень, следует прежде всего отметить пропущенные классиком (видимо, из-за их опосредованного отношения к торговому праву) Парижскую, Бернскую и Мадридскую конвенции 1883,1886 и 1891 гг. в сфере интеллектуальной собственности. Затем можно было бы назвать Брюссельские конвенции об унификации правил о столкновении судов, об оказании помощи и о спасении на море 1910 г., Гаагскую конвенцию об объединении законоположений о векселях переводных и простых и утвержденный ею Общий устав о векселях 1912 г., Женевскую конвенцию о технической эксплуатации железных дорог 1923 г., Гаагские правила о коносаментах 1924 г., Брюссельские конвенции по ограничению ответственности владельцев морских судов (тоже 1924 г.) и о морских ипотеках (1926), Кодекс международного частного права — Кодекс Бустаманте 1928 г., Варшавскую конвенцию по воздушным перевозкам 1929 г., Женевские вексельные конвенции (1930) и чековые (1931), Римские конвенции о железнодорожных перевозках 1933 г. и многие другие аналогичные документы.

Ознакомление с содержанием любой из названных конвенций позволяет увидеть, что их содержание составляется из унифицированных норм.

(а) материального, либо (б) коллизионного, либо (в) процессуального права. Значение источников коммерческого (торгового) права имеют конвенции всех трех типов, но самое важное среди них принадлежит конвенциям первого типа — актам, содержащим материально-правовые нормы, адресованные непосредственно частным лицам — участникам коммерческих (торговых) отношений. Если бы такие отношения складывались между гражданами (подданными) или резидентами одного государства, то к ним применялись бы классические правила внутреннего (национального) гражданского права; более того, они же продолжали бы применяться и к отношениям граждан (подданных) и резидентов различных государств, если бы соответствующего международного договора не существовало, а интересующее отношение регулировалось бы тем национальным правом, которое было бы определено сторонами или компетентным судом в качестве применимого права. Наличие же международного договора, регулирующего известный тип коммерческих отношений, позволяло обойтись без применения национальных законодательств.

Долгое время нормы международных договоров, определяющие права и обязанности частных лиц — участников трансграничных отношений, не образовывали целостной системы и в полной мере заменить традиционное (национальное) регулирование не могли. Строго говоря, и в настоящее время из норм международных договоров вряд ли возможно составить полную во всех смыслах систему частноправовых институтов и конструкций, которая охватывала бы собой все типы международных отношений частных лиц. Тем не менее постепенно подобные международные договоры унифицировали все новые и новые области правовой регламентации, становились все более содержательными, распространяли свое действие не только на внешние, но и на внутренние частные отношения, а количество стран — их участниц все более и более увеличивалось. В результате мир сегодня пришел к такой системе международных договоров, которые дают вполне законченное правовое регулирование по крайней мере тех частных отношений, которые возникают из сделок, совершаемых на почве международной торговли. Больше того, некоторые из этих договоров в силу разных причин становились содержательными образцами для создания национальных законодательств странучастниц.

Таким образом, наряду с национальным правом отдельных государств постепенно была создана система международного (в смысле объединенного, единого для нескольких государств) правового регулирования торговой сферы частных отношений. Понятно и естественно то, что поначалу это были исключительно международные (трансграничные) отношения, т. е. отношения подданных (граждан) различных государств. Но постепенно — по мере осознания того очевидного обстоятельства, что подданным неудобно иметь два закона (один для контрагентов внутренних, другой для внешних) государства начинают отступать от этого правила, точнее — искать такие отношения, правовое регулирование которых можно было бы унифицировать независимо от того, в сфере какой именно торговли — внутренней или внешней — они складываются. Далеко не все институты права перешагнули эту грань: так, например, Венские конвенции 1974 и 1980 гг. по-прежнему посвящены договорам одной только международной куплипродажи товаров, в то время как Женевские конвенции о векселях и чеках.

1930 и 1931 гг. касаются в равной мере как международных, так и внутренних расчетов, использующих эти инструменты.

Содержательная сторона международных договоров всецело определяется теми целями, которые ставят перед собой государства, заключающие такие договоры, и теми методами, при помощи которых эти цели достигаются. Международные частноправовые договоры материально-правового содержания имеют в виду преимущественно одну цель — создание содержательно единообразной системы правового регулирования международных торговых отношений частных лиц, независимо от их национальной принадлежности. Способы (методы) ее достижения обычно двоякие: или это.

a) установление норм, непосредственно применяемых в частных отношениях лиц-резидентов стран — участниц Конвенций, а то и резидентов третьих стран (типичный пример — Венская конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 г.) — унификация в собственном смысле слова, или же.

b) установление норм, адресованных странам-участницам и обязывающих их либо (i) к принятию соответствующего национального законодательства (Женевские вексельные конвенции 1930 г. и чековые.

1931 г.) — процесс, обычно называемый гармонизацией, либо (и) к проведению определенной (валютной, финансовой, внешнеторговой, таможенной и иной) государственной политики — особого названия этому методу нет, но вполне уместным будет сказать о методе централизации. Примером конвенций этого рода служат международные соглашения, образующие основу ВТО.

Иногда — наряду с задачей содержательной унификации законодательства — международные договоры задаются с целью его облечения в единообразную форму (таковыми являются опять-таки Женевские конвенции о единообразных законах 1930 и 1931 гг. — вексельном (ЕВЗ) п чековом (ЕЧЗ)). Иногда сфера их применения ограничивается одними только международными (внешнеторговыми) отношениями и т. д. (Венская конвенция, Конвенции ООН (1988) о международном финансовом лизинге, международном факторинге, международных переводных и простых векселях и др.), а иногда и выходит за их рамки, распространяясь также и на регулирование отношений внутринациональных.

Содержательной унификации, гармонизации и централизации не может состояться без принципиальной универсальности содержания международных договоров, без действительно международного (интернационального, космополитического) характера составляющих их норм. Международный торговый договор по своему содержанию должен регулировать отношения, одинаковые у всех народов и стран или по крайней мере отношения, тяготеющие к одному единому (видимо — наиболее прогрессивному) образцу. Русские юристы давно заметили, что именно торговые отношения являются отношениями, наиболее отвечающими этому требованию. Так, например, А. И. Камиика писал: «…приемы торговли всюду в известной степени повторяются. …Народы, у которых происходила позже дифференциация занятий и торговля позже принимала широкое развитие, получали свое коммерческое образование именно под руководством более торговых народов, перенимая у них институты торгового права и путем обычая, и путем законодательства. …В области торговли, более чем в какой-либо другой, мы можем всюду презюмировать заимствование-, ее деятели — слишком практический народ, чтобы собственным, всегда тяжелым, горьким опытом создавать там, где можно просто заимствовать. Сама жизнь учит этому заимствованию»1. А уже в советское время В. Н. Шретер, говоря о факторах, обусловивших развитие английского торгового права, заметил, что именно ему — торговому праву Англии — «…в настоящее время принадлежит наибольшее влияние и которое определяет стиль и характер права большинства новых стран, втянутых в мировую торговлю, начиная с Соединенных Штатов и кончая колониями и полуколониями»[2][3]. За вычетом колоний и полуколоний замечание это можно считать актуальным и по сию пору: содержание подавляющего большинства ныне действующих международных договоров в сфере коммерческих отношений определено традициями, институтами и конструкциями стран англосаксонской системы права.

Центральное место в системе международных договоров-источников коммерческого (торгового) права в настоящее время занимает Конвенция ООН (ЮНСИТРАЛ) о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная 11.04.1980 в Вене (Австрия) и вступившая в силу с 01.01.1988, в обиходе широко известная как Венская конвенция. В ней участвует 79 государств, включая Австралию, Бразилию, Германию, Испанию, Канаду, все скандинавские страны, Россию (с 24.12.1994), США, Францию, Швейцарию, Японию. Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных договаривающихся государствах, или когда нормы частного международного права указывают на применение права какого-либо договаривающегося государства. Регулируя большинство аспектов, касающихся заключения и исполнения договоров международной купли-продажи, а также ответственности за их нарушение, Венская конвенция не касается, однако, некоторых смежных вопросов. Их правовое регулирование предполагалось унифицировать с помощью нескольких других международных договоров, а именно — (а) Конвенции ООН (ЮНСИТРАЛ) об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14.06.1974); (б) Конвенции УНИДРУА о представительстве при международной купле-продаже товаров (Женева, 17.02.1983; (в) двух коллизионных Конвенций о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15.06.1955 и 26.12.1986); (г) коллизионной Конвенции о нраве, применимом к агентским соглашениям (Гаага, 14.03.1978). К сожалению, ни одна из этих попыток не смогла повторить успеха основного документа: Россия не участвует ни в одном из названных актов, причем Конвенции 1983 и 1986 гг. до сих пор так и не вступили в силу.

Альтернативной системой международной унификации права, относящегося к купле-продаже товаров, является система из двух Гаагских конвенций от 01.07.1964 — (а) о единообразном законе о международной купле-продаже товаров и (б) о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров, вступивших в силу с 18.08.1972. До появления Венской конвенции это была самая авторитетная и успешная международная унификация права внешнеторговых продаж — в Гаагских конвенциях участвовали ключевые европейские страны. Но в настоящее время их международное значение невелико и определяется главным образом тем фактом, что свою приверженность к ним сохраняют такие государства, как Великобритания и Израиль.

Важное значение для целей определения частноправового режима обращения некоторых видов товаров — тех, что являются объективными формами тех или иных результатов интеллектуальной деятельности (произведений, охраняемых авторским или смежным правом, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков), — имеют международные конвенции по праву интеллектуальной собственности. Многие из них определяют круг правомочий, признаваемых за обладателями исключительных прав различных типов в отношении так называемых контрафактных товаров, т. е. товаров, выпущенных в оборот с нарушением исключительных прав на воплощенные в них результаты интеллектуальной деятельности, в том числе права на приостановление их обращения, арест, изъятие из обращения и уничтожение. Ключевое значение в ряду таких международных договоров имеют (а) Соглашение

по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС) — приложение 1C к Соглашению об учреждении ВТО (Марракешскому соглашению) от 15.04.1994, объединяющее 159 стран, в том числе и Россию (участвует с 22.08.2012); (б) Конвенция по охране литературных и художественных произведений (Берн, 09.09.1886), ныне действующая в так называемой парижской редакции от 24.07.1971 с изм. от 02.10.1979 (164 участника, в том числе и Россия с 12.03.1995); (в) Договоры ВОИС (1) по авторскому праву (ДЛИ), а также (2) по исполнениям и фонограммам (ДИФ) от 20.12.1996 (Россия участвует с 05.02.2009); (г) Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) от 26.10.1961 (Россия участвует с 26.05.2003); (д) Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская) от 29.10.1971 (действует для России с 12.03.1995); (е) Конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883, в настоящее время действующая в так называемой Стокгольмской редакции от 14.07.1967 (Россия участвует с 01.07.1965)).

Рекордсменом по числу актуальных международных договоров, объединяющих подавляющее большинство государств мира, является международное транспортное право, в первую очередь морское торговое мореплавание. Ключевое значение в этой области имеют: (а) Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25.08.1924), действующая в редакции так называемых Брюссельских протоколов 1968 и 1979 гг. (в ред. 1968 г. обязательна для России с 21.12.1979, а в ред. 1979 г. — с 06.01.1999); (б) Конвенция ООН (ЮПСИТРЛЛ) о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), подписанная 31.03.1978, вступившая в силу 11.11.1992 и объединяющая 34 участника (Россия не участвует); (в) Конвенция ООП (ЮИСПТРАЛ) о договорах (полностью или частично) морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) от 11.12.2008 (подписана 24 государствами, но в силу пока не вступила); (г) главы VI и VII (с приложениями) Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (так называемой Конвенции СОЛАС, от англ. «Safety of Life at Sea»), подписанной в Лондоне 01.11.1974 и ныне действующей в так называемом консолидированном варианте 1992 г. (Россия участвует с 25.05.1980; всего Конвенция объединяет 162 государства).

Из конвенций, касающихся перевозок другими видами транспорта, должны быть отмечены (а) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок Варшавская конвенция от 12.10.1929, в ред. Доп. протокола от 28.09.1955 (объединяет более 120 государств, участвующих в основном тексте Конвенции и более 100 в Протоколе; Россия участвует с 18.11.1934 в основном тексте и с 01.02.1963 в тексте Протокола); (б) Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции (Гвадалахара (Мексика), 18.09.1961; для России обязательна с 21.12.1983); (в) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Монреаль (Канада), 28.05.1999; вступила в силу с 04.11.2003, объединяет 97 государств; Россия в ней формально не участвует, но по существу ее положения соблюдает); (г) Конвенция о договоре международной [дорожной] перевозке грузов автомобильным транспортом (Женева, 19.05.1956, с нам. от 05.07.1978; в Конвенции участвует 55 стран, в Протоколе — 41; Россия участвует только в Конвенции с 01.12.1983); (д) Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки — Конвенция МДИ/TIR (Женева, 14.11.1975, Россия участвует с 08.06.1982); (е) Конвенция о международных перевозках (грузов и пассажиров) по железным дорогам — конвенция КОТИФ (Берн, 09.05.1980, действует в редакции так называемого Вильнюсского протокола от 03.06.1999; Россия участвует с 01.02.2010); (ж) Конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (Будапешт, 22.06.2001; действует для России с 01.08.2007).

Всемирную известность имеют международные конвенции в области вексельного и чекового права, а именно (а) три таких международных договора, как (1) Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе (ЕВЗ); (2) Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, и (3) Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей. Все они были подписаны в Женеве 07.06.1930 и вступили в силу с 01.07.1934, а для России — с 23.02.1937. Формально объединяя только 29 стран, Женевские вексельные конвенции де-факто положены в основание вексельного законодательства еще более чем 50 государств. Весьма близки к ним (б) три женевских чековых конвенции от 19.03.1931 — (1) о Единообразном законе о чеках (ЕЧЗ); (2) коллизионная конвенция и (3) конвенция о гербовом сборе в отношении чеков (вступили в силу с 01.07.1937, объединяют формально 26, а реально — около 50 государств, но Россия в них не участвует). Наконец, надлежит отметить (в) Конвенцию ООП (ЮНСИТРАЛ) о международных переводных и международных простых векселях (подписана в Нью-Йорке 09.12.1988, ратифицирована, среди прочих стран, Россией и США, но до настоящего времени так и не вступила в силу).

Непосредственное отношение к вопросам международных кредитнорасчетных отношений имеют также (а) Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28.05.1988, вступила в силу с 01.05.1995, Россия присоединилась к ней 05.05.2014); (б) Конвенция ООН (ЮНСИТРАЛ) об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (Нью-Йорк, 12.12.2001, в силу не вступила); (в) Конвенция ЮНСИТРАЛ (ООН) о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 11.12.1995, действует с 01.01.2000, Россия не участвует).

Существует также большое количество международных конвенций по отдельным — довольно узким, специализированным — вопросам международного торгового права, а также некоторое число конвенций, унифицирующих международное коллизионное и процессуальное право; с их перечнями можно ознакомиться в специальной литературе1.[4]

  • [1] См.: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. 4-е изд. Т. I.

    Введение

    Торговые деятели.СПб., 1908. С. 22.

  • [2] Каминка Л. И. Новая попытка создания науки русского торгового права // ЖурналМинистерства Юстиции. 1896. № 8. С. 126, 127—128.
  • [3] Шретер В. Н. Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное): учеб, пособие. М.; Л., 1928. С. 32.
  • [4] См., например: Белов В. А. Международное торговое право и право ВТО. Т. 1. Понятиеи источники. Обычаи. Международные договоры. М., 2014. С. 290—314.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой