Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средневековое индусское право — оригинальная система права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В регулировании брачно-семейных отношений феодальной Индии сохранялись многие черты предыдущего периода. По-прежнему существовала патриархальная семья с особыми правами ее главы. Брак обычно заключался в детском возрасте. Среди низших каст широкое распространение получили брак-покупка жениха или невесты, брак-обмен и т. п. В раннефеодальный период сохранялся также обычай самостоятельного избрания… Читать ещё >

Средневековое индусское право — оригинальная система права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индусское право развивалось вне зависимости от других правовых систем.

Н. А. Крашенинникова

В феодальную эпоху брахманское право было критически переосмыслено и истолковано применительно к новым условиям. Появились многочисленные правовые трактаты, комментарии, сборники высказываний религиозных деятелей по тем или иным предметам правового регулирования. Веды уступали место нибандху (комментариям, трактатам), которые со временем стали играть роль главных источников индусского права. Полностью были переписаны и вновь откомментированы Законы Ману.

На протяжении длительного времени Индия отличалась особой устойчивостью этических и правовых индуистских представлений. Особые взгляды существовали и на пути развития традиционного права, рассматриваемого в качестве священного. Деятельность индийских правоведов соответствовала этим представлениям, так как они не претендовали на создание законов, ставя своей целью лишь истолковать предписания дхармашастр. Широко используя нормы обычного права, комментаторы приспосабливали теоретически неизменное «священное» право дхармашастр к новым условиям.

Мнения комментаторов зачастую не совпадали, поскольку формировались в разное время, основываясь на обычном праве. В различных частях средневековой Индии признавался авторитет одних комментаторов и отвергался авторитет других. До прихода мусульманских завоевателей в Индии не было государственного единства, что предопределяло партикуляризм права, обычай оставался одним из важнейших источников традиционного индусского права.

Брахманизм стал вытесняться буддизмом. Например, буддисты руководствовались винайей — сборником изречений Будды на санкрите. На основе винайи был создан учебник по дисциплине монахов «Протимокшу». Он содержал 227 правил поведения для монахов и 500 для монашек, причем о каких-либо юридических обязательствах в учебнике не упоминалось. Дисциплина основывалась на собственных нравственных принципах. Сам Будда говорил: «После моей смерти пусть отменяет община, если того пожелает, малые и меньшие правила поведения». Даже человек, совершивший убийство, считался невиновным, если он, во-первых, знал, что убийство есть зло, а во-вторых, совершил его без умысла или случайно.

Вступление Индии в эпоху феодализма стало толчком к развитию права. Правовое развитие получило два основных направления: а) создание новых сборников законов — дхармашастр, или смрити; б) разработка комментариев к уже существовавшим дхармашастрам. Основное внимание уделялось комментированию и составлению различного рода указателей к уже известным правовым памятникам. В качестве примера можно привести комментарий «Митакшара», созданый в XII в. Исключительную роль продолжали играть Законы Ману. В это время к ним были составлены комментарии: Медхатитхи (IX в.) и Говиндараджи (XII—XIII вв.).

Создание Делийского султаната означало распространение в Индии мусульманского права. В Индии утвердилось положение о том, что все подчиняется закону, основанному на Коране, и что верховным толкователем закона является правитель. Сфера применения местного права, права дхармашастр, была сужена как по кругу лиц, так и по кругу отношений, регулируемых нормами этого права.

Уголовные дела должны были рассматриваться мусульманскими судьями на основе норм мусульманского права, которое в этой своей части приобрело территориальный характер, т. е. применялось ко всем жителям завоеванных территорий.

Вес то, что считалось непосредственно связанным с религией, — брачносемейные отношения, наследование, деятельность религиозных учреждений — регулировалось избирательно: мусульманским правом, если речь шла о мусульманине, и индусским нравом, если дело касалось индуса. Кроме того, мусульманское завоевание мало повлияло на кастовые и общинные порядки.

Насаждение мусульманского права не смогло остановить развития национального права Индии. Широкое использование древних дхармашастр, непререкаемый авторитет Законов Ману, комментирование уже имевшихся правовых сборников — все это обусловило сохранение и закрепление многих правовых положений, сложившихся еще в конце рабовладельческого периода.

Ведущую роль в индийском обществе играла феодальная земельная собственность. Верховным собственником земли в раннефеодальный период являлся махараджа. Он жаловал земли в условную ограниченную собственность своим вассалам.

На условиях несения военной службы и выплаты дани владела землей феодальная знать, располагавшая правом ее передачи по наследству. Другие феодалы были лишены наследственных прав. Государственные чиновники получали землю, «выделенную им на их содержание». С прекращением службы эти земли вновь возвращались правителю.

В эго же время в Индии формировалась наследуемая земельная собственность, не обусловленная феодальными повинностями и службой. Как правило, земля передавалась навечно, а с VII в. — «с правом наследования сыновьями и сыновьями сыновей». Такие категории земель объявлялись «свободными от всех налогов».

В Делийском султанате верховным собственником земли был глава государства — султан. Вся территория делилась на государственные земли и владения феодалов.

Формы земельной собственности были различны. Основной из них была икта — временное и условное держание, владелец которого был обязан военной службой. Первоначально икта являлась не столько пожалованием земли, сколько возможностью получать с нее налог. Султан мог переводить владельцев икты с места на место, в любое время лишить их пожалования. Существовала безусловная частная собственность на землю — мульк, основным путем образования которой было освоение пустошей.

Постепенно развивались формы феодальной собственности. Так, икта постепенно превратилась в пожалование территории вместе с проживающим на ней населением. Ее владельцы сосредоточивали в своих руках административные, фискальные и военные функции.

В Могольской империи господствовала феодальная государственная собственность на землю. Это проявлялось в том, что правительство устанавливало размер и способ взимания земельного налога на всех землях, а обработка земли считалась государственной повинностью крестьянства. Характерно, что при наличии государственной земельной собственности крестьяне могли при соблюдении определенных условий продавать землю, передавать ее по наследству, определять формы своей хозяйственной деятельности.

Часть обрабатываемых земель составляла государственный фонд. Однако он был невелик по своим размерам. Основная масса земель раздавалась феодалам. Причем право жаловать земли принадлежало только центральной власти.

Праву феодальной Индии были известны различные виды договоров. Широко применялся договор дарения. Особый интерес представляло дарение земли. В грамотах говорилось о вечности такого дара (пока «существуют луна, звезды и солнце»), содержались угрозы тем, кто попытался бы его нарушить. Договор должен был составляться в письменной форме. Очень часто текст договоров вырезался на медных пластинках, высекался на камне и т. д.

Соблюдение определенных условий требовалось при отчуждении земли. В раннефеодальный период нужно было получить разрешение хранителя официальных документов. Продажа происходила в присутствии свидетелей и удостоверялась записью на медных пластинках.

При заключении договора аренды земли требовалось соблюдение определенных условий: нужно было точно установить срок аренды, доли договаривающихся сторон, вид семян, которыми планируется засеять арендуемое поле, и т. д. Собственник земли мог определить вид возделываемой культуры и способ получения причитающейся ему доли урожая.

Своеобразием договора займа было сохранение некоторых принципов, заложенных еще в рабовладельческий период. По-прежнему исключительно важное значение имела принадлежность кредитора и должника к определенной касте. В раннефеодальный период по займу обычно взималось 15% в год, но со временем проценты необычайно возросли. Хотя ислам и запрещал взимание процентов, ростовщичество продолжало распространяться.

Получил распространение договор личного найма. Многие ремесленники работали за плату на зажиточных граждан. Известны были и договоры о найме работников в земледелии.

В регулировании брачно-семейных отношений феодальной Индии сохранялись многие черты предыдущего периода. По-прежнему существовала патриархальная семья с особыми правами ее главы. Брак обычно заключался в детском возрасте. Среди низших каст широкое распространение получили брак-покупка жениха или невесты, брак-обмен и т. п. В раннефеодальный период сохранялся также обычай самостоятельного избрания супруга. Строгость кастового деления усилилась. Браки могли заключаться только в пределах касты. В кастах существовали различные правила взаимоотношений между членами семьи, в том числе между мужем и женой. Положение женщины в семье было приниженным.

К X в. окончательно устоялись необычайно строгие правила поведения для вдов. Вторичное замужество запрещалось. Вдова лишалась имущества, рассматривалась как «нечистая»: должна была жить отдельно, есть простую пищу, не носить украшений и т. п. Считалось, что смерть мужа является возмездием жене за ее дурное поведение в предыдущих существованиях.

При Великих Моголах неотъемлемой частью богатого дома являлся гарем. У падишаха Акбара гарем состоял из 5000 женщин. Правда, каждый мусульманин мог иметь не более четырех законных постоянных жен. Каждая жена имела право на содержание, отдельное помещение и на отдельную прислугу. В это же время возникла и система строгого затворничества женщин.

В раннефеодальный период произошли некоторые изменения в порядке наследования. При разделе имущества все, что было нажито членами семьи самостоятельно, не подлежало разделу. Старший сын получал большую долю наследства. В отдельных общинах соблюдался сложный порядок наследования земли сыновьями от разных жен.

Перечень различных преступлений в Индии был значителен. Наиболее тяжкими считались преступления государственного характера: восстание, заговор, покушение на правителя и т. п. Индийскому праву были известны преступления против собственности (кража, грабеж, повреждение или уничтожение чужого имущества), против семьи, против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета) и многие другие.

В раннефеодальный период в качестве наказаний применялись ослепление, отрезание носа или ушей, отрубание руки или ноги. Так, если торговец обвешивал покупателя, у него из тела вырезали такой же по весу кусок мяса. Преступников клеймили, избивали палками или плетьми, изгоняли из страны в безлюдную пустыню. Небольшие проступки влекли за собой наложение денежного штрафа. Практиковалось тюремное заключение.

На передний план выходила такая цель наказания, как устрашение. Как указывалось в одной из хроник того времени: «Страх перед правящей властью… есть основа всякого хорошего управления». Практиковались самые разнообразные виды смертной казни: преступников обезглавливали, сжигали, растаптывали слонами, замуровывали в стены, с живых сдирали кожу. С особой жестокостью расправлялись правители с участниками восстаний и заговоров. Так, в XIII в. после одного из восстаний все его участникимужчины были преданы мучительной казни, а члены их семей (женщины и дети) были отданы в рабство.

Господствующий класс феодалов при назначении наказания пользовался различными льготами. В привилегированном положении находились, например, индусские брахманы.

Обеспечение правопорядка возлагалось на судебную власть. Суд был отделен от администрации, и правосудие осуществлялось в соответствии с шариатом судьями-кадиями. Судебная система не была централизованной. Главную роль в ней играли местные суды — суды панчаятов (органов общинного самоуправления). Они распоряжались общинной землей, регулировали кастовые споры, обеспечивали правопорядок, надзирали за соблюдением кастовых и семейных правил, обычаев.

В раннефеодальный период верховным судьей в государстве являлся правитель. Наиболее важные дела рассматривал верховный судья, выступавший в ряде случаев в качестве апелляционной инстанции. Кроме того, судебные функции осуществляли представители местной администрации, владельцы земли. Правители часто жаловали владения с правом суда. Свои судебные органы имелись у торгово-ремесленных объединений. Высшей судебной инстанцией в Делийском султанате и Могольской империи оставался правитель.

В центральном государственном аппарате существовало судебное ведомство, глава которого, являясь главным судьей, назначал местных судей, следил за отправлением правосудия. Дела об уплате налогов, недоимках рассматривало финансовое ведомство. Большими полномочиями в Могольской империи располагали наместники. Они сами рассматривали дела о преступлениях государственного характера, передавали соответствующие дела местным кадиям и финансовым ведомствам, осуществляли надзор за ведением следствия. Определенные судебные функции выполняли и другие местные чиновники. В города и крупные административные единицы назначались мусульманские судьи — кадии.

Феодальной Индии был известен как обвинительно-состязательный, так и розыскной процесс. Основными видами доказательств являлись показания свидетелей, клятва и ордалии. При совершении преступлений государственного характера либо особо опасных дело подвергалось тщательному расследованию, производился розыск преступника, что соответствовало основам розыскного процесса.

В период правления мусульманских династий розыскной процесс вышел на передний план. Широко распространились шпионаж и тайное осведомительство. В качестве доказательств принимались показания свидетелей, подтвержденные клятвой над Кораном или водами Ганга. Все большее значение приобретало собственное признание обвиняемого. Для его получения использовались пытки.

Таким образом, развитие феодального права Индии, хотя и имело свои особенности, определялось общими закономерностями, присущими эпохе феодализма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой