Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема «безбилетника». Экономика, организация и управление общественным сектором

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В демократическом обществе граждане ради достижения общественных благ добровольно жертвуют частью свободы. Эффект государственного вмешательства определяется результатом, получаемым от устранения провалов рынка за минусом издержек, связанных с провалами государства (затраты на содержание управленческого аппарата, расходы на сбор и обработку экономической информации, на взимание налогов… Читать ещё >

Проблема «безбилетника». Экономика, организация и управление общественным сектором (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неконкурентность и неисключаемость общественных благ предполагает, что затраты сообщества на их производство будут распределены между потребителями. Участие потребителей в затратах может принимать как денежные, так и иные формы. Часть общественных обязанностей может быть реализована в виде натуральных повинностей. Например, согласно коллективному решению, отдельные индивиды могут безвозмездно передать часть урожая или какого-либо имущества в общественную собственность, участвовать в общественных работах в качестве волонтера, участвовать в защите безопасности государства посредством службы в армии и т. п. Возможно добровольное участие в деятельности общественного сектора в виде благотворительности, меценатства, пожертвований и т. п. Добровольное участие должно поощряться государством посредством льготного налогообложения, представлением к почетным наградам и званиям и т. п. Нужен учет интересов членов общества и мотивов их добровольного участия в общественной деятельности, которое может быть сопряжено:

  • • с избирательными стимулами, т. е. получением частных благ вследствие участия в коллективных действиях (например, участие в забастовках с целью быть избранным в профсоюзы);
  • • со стремлением к взаимной лояльности, ведущей к созданию устойчивых групп, связанных совместным доверием и интересами, т. е. корпоративной солидарностью и клановостью (лоббизмом).

Однако заинтересованность отдельных граждан в общественных благах неодинакова и нередко совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для их получения. В свете этого, в ходе обсуждений, дискуссий, предваряющих общественный (коллективный) выбор, важно убедить граждан в большей эффективности совместных действий в сравнении с разрозненностью индивидуалов.

Теоретические предпосылки эффективности согласованного «кооперативного» поведения людей обоснованы теоремой игр (дилеммой заключенного). Согласно этой теореме согласованное «кооперативное» поведение игроков дает большую выгоду, нежели индивидуальное поведение каждого игрока.

Хотя стратегия взаимного сотрудничества и кооперации экономических агентов при производстве общественного блага предпочтительна, может доминировать некооперативный тип поведения, потому что никто не хочет рисковать в ситуации, когда его могут обмануть, когда другие агенты могут быть «безбилетниками» и оказаться в выигрышном положении. Сам по себе рынок не может создать кооперативный тип поведения людей, он стимулирует независимые добровольные отношения между людьми, не исключающие возможности появления оппортунистического недобросовестного поведения. В связи с этим возникает необходимость принуждения для производства общественных благ. Принуждение реализуется с помощью двух институтов. Во-первых, с помощью контрактного соглашения между экономическими агентами и государственной властью, предусматривающего добровольно-принудительные отношения, партнерские отношения горизонтального типа (в виде отношений солидарности на основе добровольного сбора взносов); но вместе с тем невыполнение принятых обязательств (включая неуплату членских взносов) влечет за собой исключение из сообщества потребителей коллективного блага. Во-вторых, институт принуждения основан на государственной налоговой политике и имеет диктаторскую (в тоталитарных системах) и императивную формы (в демократическом обществе).

В демократическом обществе граждане ради достижения общественных благ добровольно жертвуют частью свободы. Эффект государственного вмешательства определяется результатом, получаемым от устранения провалов рынка за минусом издержек, связанных с провалами государства (затраты на содержание управленческого аппарата, расходы на сбор и обработку экономической информации, на взимание налогов и экономическую оценку ущерба, вызванного отсутствием объективной рыночной сигнальной системы). Сравнение преимуществ и достоинств рынка и государства не ограничивается только ориентацией на экономический эффект того или иного сектора экономики. Не менее важен учет неэкономических факторов человеческого бытия, в том числе незаконопослушности.

Развитие современной цивилизации вступило в такую стадию, когда все ощутимее проявляется ограниченность материально-технического прогресса, все острее встает проблема нехватки природных ресурсов планеты для поддержания на ней экологического и демографического равновесия. При определении перспектив развития современного общества усиливается понимание того, что человек — это «мера всех вещей», и общественный прогресс должен иметь человеческое измерение.

В современном обществе происходит переоценка ценностей, с перенесением центра тяжести с эгоцентристского к солидарному поведению. Императивом нового времени становится утверждение человеческого достоинства и более полная реализация творческого потенциала личности. Все большее значение приобретают духовно-нравственные начала человеческого общежития. Общепринятыми нормами человеческого поведения должны стать правила чести, добросовестности, справедливости, трудовой и предпринимательской этики. Социальное сотрудничество людей предполагает высокое чувство гражданского долга, активное участие граждан в решении задач мирового и местного сообщества. Правильно понятая свобода означает не вседозволенность, а добровольное самоограничение в пользу других, терпение и веру, основанные на нравственной справедливости. «Источник силы или бессилия общества — духовный уровень жизни, — писал А. Солженицын. — Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений — основней, чем уровень изобилия»[1].

  • [1] Солженицын А. Как нам обустроить Россию. М., 1990. С. 8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой