Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Патриархальная теория государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторами теории внешнего насилия являются Людвиг Гумплович (1838 1909) и Карл Каутский (1854−1938). Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникшие государства, таким образом, рассматривались как реализация… Читать ещё >

Патриархальная теория государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эта теория возникла в древности, ее основоположниками принято считать Аристотеля (384—322 до н.э.) и Конфуция (ок. 551—479 до н.э.). Свое распространение она получила в VII—VIII вв. Идеи этой теории высказывали Роберт Фил мер (автор «Патриарха», XVII в.), Н. К. Михайловский (1842—1904) и др. Смысл данной теории состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Таким образом, его власть — это продолжение власти отца. Монарх же является отцом всех своих поданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти и ее законам[1].

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Теория насилия

Данная теория сформировалась в XIX в. в Германии в двух вариантах: как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Теорию внутреннего насилия создал немецкий философ Евгений Дюринг (1833—1921). Согласно этой теории государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

Авторами теории внешнего насилия являются Людвиг Гумплович (1838 1909) и Карл Каутский (1854−1938). Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникшие государства, таким образом, рассматривались как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоеваний одним народом другого, например, гражданская война Севера и Юга привела к образованию единого американского государства.

Однако, как показывает тот же исторический опыт, процесс возникновения государства обусловлен теми изменениями, которые происходят внутри общества, а потому государство нельзя навязать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки.

Ирригационная (гидравлическая) теория

Основоположником этой теории был немецкий ученый К. А. Виттфогель (1896—1988), который возникновение государств связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического» класса, порабощающего общество. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п.[2]

Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозного ирригационного строительства. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т. п.

  • [1] См.: Общая теория права и государства. С. 26.
  • [2] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. пособие для ССУЗов. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2011. С. 29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой