Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История отношения людей к смерти и врачей к умирающему человеку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особые акценты в проблеме эвтаназии были расставлены в 40-х гг. XX в. в фашистской Германии. На уровень практики вышла принудительная эвтаназия. Был разработан и принят закон «Программа эвтаназии» (1938—1939 гг.), по которому осуществлялось уничтожение «жизненнонеполноценных» лиц по экономическим и социальным основаниям. И если в конце первой половины XX в. эти идеи были осуждены мировым… Читать ещё >

История отношения людей к смерти и врачей к умирающему человеку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важно отметить, что сама по себе проблема эвтаназии не нова — она существует столько же, сколько живут и умирают люди на Земле, или столько, сколько существует медицина как сфера профессиональной деятельности. История отношения людей к смерти и врачей к умирающему человеку во многом прояснит сам термин «эвтаназия».

Четыре экскурса в историю принципиальны для понимания сути проблемы.

  • 1. Язычество отличалось неуемной жаждой самоубийства. Древнеримский историк Тит Ливий описывал то величавое спокойствие, с которым раненые галльские и германские варвары кончали с собой. В языческой Дании воины считали позором умереть в постели от болезни. Известна готская «Скала предков», с которой бросались вниз немощные старики. Об испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал в возраст, следующий за полным физическим расцветом, он кончал жизнь самоубийством. Обычаи, которые предписывали престарелому или больному человеку покончить с собой, в случае их неисполнения лишали его уважения, погребальных почестей и т.н. Это свободное, на первый взгляд, действие было на самом деле в языческих сообществах достаточно жестко регламентировано. Исследуя явление самоубийства в древних культурах, Э. Дюркгейм приходит к выводу о его чрезвычайной распространенности, при этом на первом месте среди всех возможных мотивов самоубийства стоят преклонный возраст и болезни[1].
  • 2. Отрицательное отношение к самоубийству вырабатывает христианство, неразрывно связывая его с ветхозаветной заповедью «не убий» (рис. 5.8). Церковь говорит об обреченности самоубийцы на вечную гибель, отказывает им в погребении по христианскому обряду. Ф. Ницше признавал, что одна из причин социального признания христианства коренилась именно в его бескомпромиссной борьбе с «неуемной жаждой самоубийства, ставшей столь распространенной ко времени его (христианства — И. С.) возникновения»[2].

В I в. н.э. в христианстве формируются и представления о «благой смерти». «Благая смерть» в христианстве — не слепая случайность, но дар Творца.

Каждый день церковь просит Бога о том, чтобы наша смерть была «безболезненной, непостыдной и мирной». Понимание блаженной смерти в христианстве никогда не означало того, что означает сейчас — «умерщвления пациента из жалости».

Эвтаназия.

Рис. 5.8. Эвтаназия.

  • (Андреа Мантенья. «Мертвый Христос». Ок. 1490 г.)
  • 3. Новый смысл придал эвтаназии в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон, который впервые употребляет этот термин. Термин «эвтаназия» (от греч. ей — хорошо и thanatos — смерть) Бэкон использует для обозначения смерти без мучений и страданий, подразумевая заботу близких об облегчении мук умирающих. Он заявлял, что профессиональным долгом врачей в отношении таких больных является эвтаназия, понимаемая как облегчение мук умирания.
  • 4. Особые акценты в проблеме эвтаназии были расставлены в 40-х гг. XX в. в фашистской Германии. На уровень практики вышла принудительная эвтаназия. Был разработан и принят закон «Программа эвтаназии» (1938—1939 гг.), по которому осуществлялось уничтожение «жизненнонеполноценных» лиц по экономическим и социальным основаниям. И если в конце первой половины XX в. эти идеи были осуждены мировым сообществом, то в конце второй половины XX в. они вновь набирают силу.

Итак, в содержание термина «эвтаназия» входят эти четыре эпизода человеческой истории: практика самоубийства по причине старости и болезни, признание недопустимости убийства и самоубийства и идеал «благой смерти» как «безболезненной и непостыдной», практика медицинского ухода за умирающим больным и принудительная эвтаназия по экономическим основаниям. Именно эти исторические эпизоды затрагивают глубинные слои человеческого существования, формируют моральный смысл эвтаназии в современном общественном сознании как превращенной формы убийства и самоубийства одновременно и определяют остроту дискуссий в обществе.

  • [1] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. С. 197.
  • [2] Ницше Ф. Веселая наука. СПб., 1993. С. 380.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой