Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Что такое наука

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научное знание является системным, упорядоченным на основе определенных научных принципов, что делает его обоснованным. Это и есть его отличие от обыденной познавательной деятельности человека. Наука предполагает наличие людей, занимающихся получением научного знания. При этом под наукой понимается как сам процесс получения научного знания, так и результат, полученный на основе этих знаний… Читать ещё >

Что такое наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • структурные уровни организации материи;
  • • структуру естествознания;
  • • этические нормы науки; уметь
  • • отличать науку от псевдонауки;
  • • доказать, что наука есть элемент культуры;
  • • объяснять причины дифференциации и интеграции научного знания; владеть
  • • умением аргументированно и ясно анализировать этические нормы науки;
  • • практическими навыками классифицирования наук по разным основаниям;
  • • навыком определять в человеческой культуре элементы, относящиеся к естественнонаучной культуре.

Понятие «наука»

Наука как феномен культуры

Наука (греч. ети<�усг)рг| — знание; лат. scientia — знание) — это вид человеческой деятельности, который направлен на создание объективных знаний о действительности. Осуществляется данный вид деятельности с помощью сбора фактов, их критического анализа и систематизации. Далее с помощью методологических приемов на основе полученных данных идет их обобщение, выявление причинно-следственных связей. А далее строятся гипотезы и теории, которые после неоднократного подтверждения новыми экспериментальными данными приобретают статус законов природы или общества, в зависимости от области их применимости.

Наука как феномен культуры. Понятие «культура» (лат. cultura — возделывание) многозначное и используется в различных областях деятельности человека.

В широком смысле культура — это вся совокупность деятельности людей, направленная на самовыражение и самопознание, это накопление навыков и умений как отдельными людьми, различными социальными группами, так и обществом в целом.

Из такого представления о понятии «культура» следует, что оно является родовым по отношению к понятию «наука».

Наука играет большую роль в развитии культуры. Она участвует в формировании системы ценностей, влияет на развитие материальной и духовной культуры, присутствуя в политике, праве, социальной сфере, военном деле, финансах и материальном производстве и т. д. Она может действовать положительно, развивая культуру, а может и тормозить ее (особенно общественные науки). Например, важный элемент общественных наук — идеология — занимается контролем развития культуры.

Наука как один из самостоятельных элементов культуры подчиняется собственным принципам, законам и условиям развития. Более того, сама культура анализируется в рамках науки культурологии. Так что она способствует развитию культуры не только через собственное развитие как элемента культуры, но и через влияние на другие элементы культуры.

Сегодня наука воспринимается как производительная сила общества, важнейший социальный институт и элемент духовной культуры. Именно наука дает возможность преобразовывать действительность в интересах общества, предсказывать будущее. Возникновение и развитие науки есть неотъемлемая часть истории человечества, поэтому ни одно развитое общество не может существовать без науки.

Общие признаки науки. Наука занимается целенаправленным сбором фактов, построением на их основе гипотез, теорий, развитием приемов и методов исследования. Наука развивает собственный язык для выражения полученного знания в точных понятиях. Истинность ее результатов проверяется общественной практикой.

Наука является элементом более широкого понятия «знания». Знания могут быть житейскими, донаучными и научными. Предметом науки является научное знание, сущность которого есть обобщение достоверных фактов, обнаружение в случайном — необходимого и закономерного, в единичном — общего, предсказание новых объектов, свойств и отношений. Французский философ, основоположник социологии Огюст Конт (1798—1857) в своей работе «Курс позитивной философии» (1830—1842) так определял смысл всякой науки: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать». То есть целенаправленное собирание и анализ достоверных фактов доводится до включения их в теорию, на основе которой делаются предсказания, которые проверяются, и в случае их достоверности происходит развитие науки.

Научное знание является системным, упорядоченным на основе определенных научных принципов, что делает его обоснованным. Это и есть его отличие от обыденной познавательной деятельности человека. Наука предполагает наличие людей, занимающихся получением научного знания. При этом под наукой понимается как сам процесс получения научного знания, так и результат, полученный на основе этих знаний, образующих научную картину мира. Предмет науки и есть результаты исследовательской деятельности людей. А цель науки есть познание во имя постижения истины. Наука определяет предмет исследования. А чтобы его исследовать, надо обладать знанием и умением пользоваться научными методами, как общими, так и специфическими для данного предмета.

Естественно, что на высшей стадии развития науки ее методология превратилась в самостоятельную науку.

Наука имеет собственный язык, который отличается от обыденного языка. Это связано с тем, что обычный язык оперирует многозначными понятиями, смысл которых обычно проясняется в процессе общения. Научный язык, во избежание неопределенности в понимании, должен четко определять свои понятия. Наука устанавливает фундаментальные законы, присущие изучаемому предмету. Это позволяет выходить за рамки уже изученного и расширяет горизонты изученного мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой