Индекс нищеты населения (ИНН-2) для промышленно развитых стран
Используя сочетания показателей различных величин продолжительности предстоящей жизни и показателей коэффициентов смертности, можно также получить информацию как о краткосрочных изменениях в развитии человеческого потенциала, гак и о более долговременных изменениях. Например, такой коэффициент смертности, как коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет, может изменяться относительно быстро… Читать ещё >
Индекс нищеты населения (ИНН-2) для промышленно развитых стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Индекс включает четыре показателя, представляющих масштабы лишений в трех областях:
- — продолжительность жизни;
- — овладение знаниями;
- — обеспеченность доходом;
- — социальная изоляция.
Для определения масштабов лишений в отношении продолжительности жизни в ИНН-2 используется вероятность недостижения 60 лет. Этот показатель поясняет, каким образом варианты продолжительности предстоящей жизни (например, ожидание достижения 40 лет или ожидание достижения 60 лет) могут быть использованы в счетах развития человеческого потенциала. Для определения масштабов лишений в отношении овладения знаниями используется функциональная грамотность, которая определяется как знание и навыки, необходимые для понимания и использования информации, содержащейся в печатном тексте, как это оценивается в Международном обследовании уровня грамотности среди взрослых ОЭСР. Использование функциональной грамотности в ИНН-2 указывает на значение разработки определения грамотности для счетов развития человеческого потенциала, которое является более полезным, чем общепринятое. Грамотность часто не проверяется, а просто определяется приблизительно на основе данных о том, окончило ли данное лицо в возрасте 15 лет и старше по крайней мере четыре класса начальной школы.
Более проблематичными являются показатели ИНН-2, касающиеся масштабов лишений и обеспеченности доходом и социальной изоляции. Для первого из них в ИНН-2 используется показатель в виде процентной доли населения, на которую приходится менее 50% медианного личного располагаемого дохода в данной стране. Это относительное измерение нищеты, а именно такое измерение, которое является разным в разных странах. В принципе такое относительное измерение могло бы использоваться в счетах развития человеческого потенциала, хотя результаты не были бы сравнимы по странам. Для международных сопоставлений было бы предпочтительнее какого-либо рода измерение абсолютной нищеты — установленная черта бедности, имеющая одно и то же значение для всех стран. Но если смотреть глубже, вызывает сомнение, должен ли показатель нищеты по доходам быть частью счетов развития человеческого потенциала, поскольку он измеряет масштабы лишений в средствах обеспечения достойного качества жизни, а не лишения, затрагивающие качество самой жизни. С подобной проблемой сталкивается использование дохода на душу населения в ИРЧП.
Показателем социальной изоляции в ИНН-2 является процент всей рабочей силы, которая остается без работы на долгосрочной основе, г. е. в течение 12 месяцев и больше. Одна из проблем заключается в том, что этот показатель неизбежно будет повторять информацию о процентной доле населения, бедного с точки зрения доходов.
Используя сочетания показателей различных величин продолжительности предстоящей жизни и показателей коэффициентов смертности, можно также получить информацию как о краткосрочных изменениях в развитии человеческого потенциала, гак и о более долговременных изменениях. Например, такой коэффициент смертности, как коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет, может изменяться относительно быстро. Продолжительность предстоящей жизни, поскольку это переменная, характеризующая более устойчивое явление, вероятно, будет изменяться медленнее. Стремление наглядно представить как краткосрочные, так и долговременные изменения в развитии человеческого потенциала совместимо с использованием счетов развития человеческого потенциала.
Подобные аналитические разработки, безусловно, полезны в качестве дополнительной информации при постановке целей прогнозного периода и оценке существующего положения. Однако непосредственное использование их в прогнозной работе, т. е. получение количественных характеристик прогнозного периода, невозможно.
Основные элементы (этапы) прогнозной работы в сфере доходов и потребления обобщенно можно объединить в три блока:
- 1) аналитические процедуры, связанные с выявлением и количественной идентификацией узловых проблем базового периода — периода, предшествующего прогнозному;
- 2) количественное определение целевых ориентиров развития, выражаемых обычно через уровни потребления отдельных видов благ и услуг, показатели развития отраслей социально-культурного комплекса и показатели дифференциации доходов и потребления;
- 3) собственно прогнозные расчеты, включающие и выбор наилучшего из альтернативных вариантов.
Эти составляющие прогнозных исследований характерны для всех секторов и сфер экономики. Определение целевых ориентиров и отбор альтернатив важны прежде всего в среднеи долгосрочном прогнозировании, однако в той или иной степени они реализуются и при разработке краткосрочного прогноза.
Существенным моментом при построении прогноза является учет взаимосвязи уровня и динамики доходов со всеми основными элементами экономики.
Например, уровни заработной платы и начислений на нее определяют уровень издержек производства в рыночном секторе, объем бюджетных расходов в социальной сфере. В свою очередь, издержки и выручка рыночного сектора, доходы бюджета формируются в зависимости от динамики физического объема производства и уровня цен. Поэтому заданное изменение уровня реальной заработной платы в перспективе возможно только при определенном сочетании динамики производства, занятости, уровня цен, доходной части бюджета. Динамика средних показателей доходов отражена в табл. 11.3.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения и на 12.
Таблица 113
Номинальные и реальные денежные доходы населения
Показатель. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Номинальные денежные доходы населения. | ||||||
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. | 12 540. | 14 864. | 16 895. | 18 958. | 20 780. | 23 058. |
В процентах. | ||||||
к: 2007 г. | 118,5. | 134,7. | 151,7. | 165,7. | 183,9. | |
2008 г. | 113,7. | 128,0. | 139,8. | 155,1. | ||
2009 г. | 112,6. | 123,0. | 136,5. | |||
2010 г. | 109,6. | 121,6. | ||||
2011 г. | 111,0. | |||||
Реальные денежные доходы населения. | ||||||
В процентах. | ||||||
к: 2007 г. | 103,8. | 105,7. | 111,4. | 113,3. | 119,9. | |
2008 г. | 101,8. | 107,3. | 109,1. | 115,5. | ||
2009 г. | 105,4. | 107,2. | 113,4. | |||
2010 г. | 101,2. | 107,0. | ||||
2011 г. | 105,8. | |||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения. | ||||||
В процентах. | ||||||
к: 2007 г. | 102,4. | 105,5. | 111,7. | 112,9. | 118,2. | |
2008 г. | 103,0. | 109,1. | 110,3. | 115,4. | ||
2009 г. | 105,9. | 107,1. | 112,0. | |||
2010 г. | 100,5. | 105,1. | ||||
2011 г. | 104,6. |
Источник: Росстат. Население. Уровень жизни. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/level/.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Для устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т. д.).
При пересчете в сопоставимые цены используются:
- • индексы потребительских цен: сводные или субиндексы на отдельные товарные группы;
- • индексы потребительских цен, дифференцированные по группам населения с различным уровнем доходов.
Номинальный размер денежных доходов населения/начисленной заработной платы — абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчетном периоде размер денежных доходов/заработной платы.
Реальный размер денежных доходов населения/начисленной заработной платы (в процентах к соответствующему временному периоду) — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения/начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Практика прогнозной работы состоит в том, что вначале построение прогноза уровня жизни основывается на предельно агрегированных показателях динамики производства и цен в перспективном периоде. Эти показатели играют роль первых приближений и в дальнейшем последовательно уточняются.
Основу инструментария прогнозных расчетов составляет баланс денежных доходов и расходов населения (БДДР). Общая его схема с незначительными упрощениями приводится в табл. 11.4.
Баланс денежных доходов и расходов населения — один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.
В балансе денежный доход — это расчетный показатель, исчисляемый как сумма денежных расходов и прироста (уменьшения) финансовых активов в период обследования. Показатель денежного дохода домохозяйств трактуется как объем денежных средств (без привлечения ранее накопленных или заемных), которыми располагали домохозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений.
Баланс строится на федеральном и на местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.н.
Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, и т. д. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников. Расходная часть баланса состоит из расходов на приобретение товаров и услуг, прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах, трансфертов, выплаченных населением.
Таблица 11.4
Баланс денежных доходов и расходов населения, млрд руб.
Показатель. | Обозначение. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Денежные доходы — всего. | D | 21 311,5. | 25 244,0. | 28 697,5. | 32 498,3. | 35 648,7. | 39 623,4. |
в том числе: доходы от предпринимательской деятельности. | DR | 2133,8. | 2583,5. | 2734,7. | 2873,3. | 3187,4. | 3413,9. |
оплата труда. | W | 14 381,9. | 17 255,7. | 19 299,6. | 21 190,3. | 23 388,1. | 26 051,5. |
социальные выплаты. | TS | 2477,7. | 3333,3. | 4247,7. | 5761,8. | 6513,8. | 7319,4. |
доходы от собственности. | DP | 1892,6. | 1565,7. | 1847,4. | 2022,8. | 1846,4. | 2046,2. |
другие доходы. | DOT | 425,5. | 505,8. | 568,1. | 650,0. | 713,0. | 792,4. |
Денежные расходы и сбережения — всего. | Е | 21 311,5. | 25 244,0. | 28 697,5. | 32 498,3. | 35 648,7. | 39 623,4. |
в том числе: покупка товаров и оплата услуг. | С | 14 831,4. | 18 715,8. | 20 034,9. | 22 614,4. | 26 185,9. | 29 330,9. |
обязательные платежи и разнообразные взносы. | TN | 2503,9. | 3094,8. | 3002,8. | 3164,9. | 3677,7. | 4439,9. |
приобретение недвижимости. | Д5,. | 834,0. | 1194,7. | 838,8. | 1104,5. | 1444,1. | 1691,8. |
прирост финансовых активов. | A S2 | 3142,2. | 2238,7. | 4821,0. | 5614,5. | 4341,0. | 4160,8. |
Показатель. | Обозначение. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
из него прироет/уменьшение (-) денег на руках у населения. | т | 819,0. | 85,1. | 101,5. | 735,3. | 581,6. | 3,1. |
Источник: Росстат. Население. Уровень жизни. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/level/.
Примечание:
где b{, Ь2, Ь3 — коэффициенты пропорциональности, определяемые по отчетным данным; Г5, — социальные трансферты в форме пенсий; TS2 — социальные трансферты в форме пособий; TS3 — социальные трансферты в форме стипендий; TSA — социальные трансферты в форме страховых возмещений; TS$ — прочие социальные трансферты; TS0 — трансферты из госбюджета, задаваемые экзогенно; TN2 — обязательные платежи, но страхованию; WS — начисления на заработную плату.
В балансе рассматриваются именно денежные доходы. Следует отметить, что это одна из частей валового дохода домашних хозяйств. Валовой доход домашних хозяйств состоит из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений. Стоимость натуральных поступлений — суммарная оценка стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений и привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений называется располагаемыми ресурсами домашних хозяйств. В целом показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств трактуется как объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагав домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования.
Баланс является одним из источников для построения счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов на федеральном уровне.