Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индекс нищеты населения (ИНН-2) для промышленно развитых стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используя сочетания показателей различных величин продолжительности предстоящей жизни и показателей коэффициентов смертности, можно также получить информацию как о краткосрочных изменениях в развитии человеческого потенциала, гак и о более долговременных изменениях. Например, такой коэффициент смертности, как коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет, может изменяться относительно быстро… Читать ещё >

Индекс нищеты населения (ИНН-2) для промышленно развитых стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индекс включает четыре показателя, представляющих масштабы лишений в трех областях:

  • — продолжительность жизни;
  • — овладение знаниями;
  • — обеспеченность доходом;
  • — социальная изоляция.

Для определения масштабов лишений в отношении продолжительности жизни в ИНН-2 используется вероятность недостижения 60 лет. Этот показатель поясняет, каким образом варианты продолжительности предстоящей жизни (например, ожидание достижения 40 лет или ожидание достижения 60 лет) могут быть использованы в счетах развития человеческого потенциала. Для определения масштабов лишений в отношении овладения знаниями используется функциональная грамотность, которая определяется как знание и навыки, необходимые для понимания и использования информации, содержащейся в печатном тексте, как это оценивается в Международном обследовании уровня грамотности среди взрослых ОЭСР. Использование функциональной грамотности в ИНН-2 указывает на значение разработки определения грамотности для счетов развития человеческого потенциала, которое является более полезным, чем общепринятое. Грамотность часто не проверяется, а просто определяется приблизительно на основе данных о том, окончило ли данное лицо в возрасте 15 лет и старше по крайней мере четыре класса начальной школы.

Более проблематичными являются показатели ИНН-2, касающиеся масштабов лишений и обеспеченности доходом и социальной изоляции. Для первого из них в ИНН-2 используется показатель в виде процентной доли населения, на которую приходится менее 50% медианного личного располагаемого дохода в данной стране. Это относительное измерение нищеты, а именно такое измерение, которое является разным в разных странах. В принципе такое относительное измерение могло бы использоваться в счетах развития человеческого потенциала, хотя результаты не были бы сравнимы по странам. Для международных сопоставлений было бы предпочтительнее какого-либо рода измерение абсолютной нищеты — установленная черта бедности, имеющая одно и то же значение для всех стран. Но если смотреть глубже, вызывает сомнение, должен ли показатель нищеты по доходам быть частью счетов развития человеческого потенциала, поскольку он измеряет масштабы лишений в средствах обеспечения достойного качества жизни, а не лишения, затрагивающие качество самой жизни. С подобной проблемой сталкивается использование дохода на душу населения в ИРЧП.

Показателем социальной изоляции в ИНН-2 является процент всей рабочей силы, которая остается без работы на долгосрочной основе, г. е. в течение 12 месяцев и больше. Одна из проблем заключается в том, что этот показатель неизбежно будет повторять информацию о процентной доле населения, бедного с точки зрения доходов.

Используя сочетания показателей различных величин продолжительности предстоящей жизни и показателей коэффициентов смертности, можно также получить информацию как о краткосрочных изменениях в развитии человеческого потенциала, гак и о более долговременных изменениях. Например, такой коэффициент смертности, как коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет, может изменяться относительно быстро. Продолжительность предстоящей жизни, поскольку это переменная, характеризующая более устойчивое явление, вероятно, будет изменяться медленнее. Стремление наглядно представить как краткосрочные, так и долговременные изменения в развитии человеческого потенциала совместимо с использованием счетов развития человеческого потенциала.

Подобные аналитические разработки, безусловно, полезны в качестве дополнительной информации при постановке целей прогнозного периода и оценке существующего положения. Однако непосредственное использование их в прогнозной работе, т. е. получение количественных характеристик прогнозного периода, невозможно.

Основные элементы (этапы) прогнозной работы в сфере доходов и потребления обобщенно можно объединить в три блока:

  • 1) аналитические процедуры, связанные с выявлением и количественной идентификацией узловых проблем базового периода — периода, предшествующего прогнозному;
  • 2) количественное определение целевых ориентиров развития, выражаемых обычно через уровни потребления отдельных видов благ и услуг, показатели развития отраслей социально-культурного комплекса и показатели дифференциации доходов и потребления;
  • 3) собственно прогнозные расчеты, включающие и выбор наилучшего из альтернативных вариантов.

Эти составляющие прогнозных исследований характерны для всех секторов и сфер экономики. Определение целевых ориентиров и отбор альтернатив важны прежде всего в среднеи долгосрочном прогнозировании, однако в той или иной степени они реализуются и при разработке краткосрочного прогноза.

Существенным моментом при построении прогноза является учет взаимосвязи уровня и динамики доходов со всеми основными элементами экономики.

Например, уровни заработной платы и начислений на нее определяют уровень издержек производства в рыночном секторе, объем бюджетных расходов в социальной сфере. В свою очередь, издержки и выручка рыночного сектора, доходы бюджета формируются в зависимости от динамики физического объема производства и уровня цен. Поэтому заданное изменение уровня реальной заработной платы в перспективе возможно только при определенном сочетании динамики производства, занятости, уровня цен, доходной части бюджета. Динамика средних показателей доходов отражена в табл. 11.3.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения и на 12.

Таблица 113

Номинальные и реальные денежные доходы населения

Показатель.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Номинальные денежные доходы населения.

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.

12 540.

14 864.

16 895.

18 958.

20 780.

23 058.

В процентах.

к: 2007 г.

118,5.

134,7.

151,7.

165,7.

183,9.

2008 г.

113,7.

128,0.

139,8.

155,1.

2009 г.

112,6.

123,0.

136,5.

2010 г.

109,6.

121,6.

2011 г.

111,0.

Реальные денежные доходы населения.

В процентах.

к: 2007 г.

103,8.

105,7.

111,4.

113,3.

119,9.

2008 г.

101,8.

107,3.

109,1.

115,5.

2009 г.

105,4.

107,2.

113,4.

2010 г.

101,2.

107,0.

2011 г.

105,8.

Реальные располагаемые денежные доходы населения.

В процентах.

к: 2007 г.

102,4.

105,5.

111,7.

112,9.

118,2.

2008 г.

103,0.

109,1.

110,3.

115,4.

2009 г.

105,9.

107,1.

112,0.

2010 г.

100,5.

105,1.

2011 г.

104,6.

Источник: Росстат. Население. Уровень жизни. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/level/.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Для устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т. д.).

При пересчете в сопоставимые цены используются:

  • • индексы потребительских цен: сводные или субиндексы на отдельные товарные группы;
  • • индексы потребительских цен, дифференцированные по группам населения с различным уровнем доходов.

Номинальный размер денежных доходов населения/начисленной заработной платы — абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчетном периоде размер денежных доходов/заработной платы.

Реальный размер денежных доходов населения/начисленной заработной платы (в процентах к соответствующему временному периоду) — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения/начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Практика прогнозной работы состоит в том, что вначале построение прогноза уровня жизни основывается на предельно агрегированных показателях динамики производства и цен в перспективном периоде. Эти показатели играют роль первых приближений и в дальнейшем последовательно уточняются.

Основу инструментария прогнозных расчетов составляет баланс денежных доходов и расходов населения (БДДР). Общая его схема с незначительными упрощениями приводится в табл. 11.4.

Баланс денежных доходов и расходов населения — один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.

В балансе денежный доход — это расчетный показатель, исчисляемый как сумма денежных расходов и прироста (уменьшения) финансовых активов в период обследования. Показатель денежного дохода домохозяйств трактуется как объем денежных средств (без привлечения ранее накопленных или заемных), которыми располагали домохозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений.

Баланс строится на федеральном и на местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.н.

Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, и т. д. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников. Расходная часть баланса состоит из расходов на приобретение товаров и услуг, прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах, трансфертов, выплаченных населением.

Таблица 11.4

Баланс денежных доходов и расходов населения, млрд руб.

Показатель.

Обозначение.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Денежные доходы — всего.

D

21 311,5.

25 244,0.

28 697,5.

32 498,3.

35 648,7.

39 623,4.

в том числе: доходы от предпринимательской деятельности.

DR

2133,8.

2583,5.

2734,7.

2873,3.

3187,4.

3413,9.

оплата труда.

W

14 381,9.

17 255,7.

19 299,6.

21 190,3.

23 388,1.

26 051,5.

социальные выплаты.

TS

2477,7.

3333,3.

4247,7.

5761,8.

6513,8.

7319,4.

доходы от собственности.

DP

1892,6.

1565,7.

1847,4.

2022,8.

1846,4.

2046,2.

другие доходы.

DOT

425,5.

505,8.

568,1.

650,0.

713,0.

792,4.

Денежные расходы и сбережения — всего.

Е

21 311,5.

25 244,0.

28 697,5.

32 498,3.

35 648,7.

39 623,4.

в том числе: покупка товаров и оплата услуг.

С

14 831,4.

18 715,8.

20 034,9.

22 614,4.

26 185,9.

29 330,9.

обязательные платежи и разнообразные взносы.

TN

2503,9.

3094,8.

3002,8.

3164,9.

3677,7.

4439,9.

приобретение недвижимости.

Д5,.

834,0.

1194,7.

838,8.

1104,5.

1444,1.

1691,8.

прирост финансовых активов.

A S2

3142,2.

2238,7.

4821,0.

5614,5.

4341,0.

4160,8.

Показатель.

Обозначение.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

из него прироет/уменьшение (-) денег на руках у населения.

т

819,0.

85,1.

101,5.

735,3.

581,6.

3,1.

Источник: Росстат. Население. Уровень жизни. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/level/.

Примечание: Индекс нищеты населения (ИНН-2) для промышленно развитых стран.

где b{, Ь2, Ь3 — коэффициенты пропорциональности, определяемые по отчетным данным; Г5, — социальные трансферты в форме пенсий; TS2 — социальные трансферты в форме пособий; TS3 — социальные трансферты в форме стипендий; TSA — социальные трансферты в форме страховых возмещений; TS$ — прочие социальные трансферты; TS0 — трансферты из госбюджета, задаваемые экзогенно; TN2 — обязательные платежи, но страхованию; WS — начисления на заработную плату.

В балансе рассматриваются именно денежные доходы. Следует отметить, что это одна из частей валового дохода домашних хозяйств. Валовой доход домашних хозяйств состоит из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений. Стоимость натуральных поступлений — суммарная оценка стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений и привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений называется располагаемыми ресурсами домашних хозяйств. В целом показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств трактуется как объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагав домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования.

Баланс является одним из источников для построения счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов на федеральном уровне.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой