Гражданское общество.
Философская антропология.
Социальная философия
Государственный инстинкт нельзя представлять себе чем-то вроде устойчивого вируса, время от времени порождающим вспышки имперских амбиций. Столь же легкомысленно думать, что современное «постнациональное» общество в условиях глобализации породит толерантных космополитов. На самом деле именно сегодня наблюдаются интенсивные национально-этнические конфликты, происходит новое разделение общества… Читать ещё >
Гражданское общество. Философская антропология. Социальная философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как реконструировать историю общества? Какой могла бы быть реконструкция политического? С методологической точки зрения эволюционный подход к генеалогии политического уязвим. Историки размещают факты по схеме эволюции общества — от этноса к народу и от него к нации. Такая позиция кажется вполне объективной и рациональной основой для взвешенной политики: да, сегодня еще есть остатки племенной жизни, а также традиционные общества, где население чувствует себя подданными короля, но эти люди должны быть просвещены и воспитаны в демократическом духе и таким образом доведены до состояния нации. Разумеется, нет возражений против того, что общественный прогресс идет от первобытной орды до современной демократии. Вопрос в том, куда девается наше примитивное наследие и как поступать при встрече с «другим», не доросшим до современной стадии национального самосознания. В отличие от сторонников эволюционного и диалектического подхода, учитывающего кроме простого развития от низшего к высшему их борьбу, взаимодействие, трансформацию и сохранение старого, можно предположить, что «примитивное» существует не только в прошлом, но и в настоящем, внутри цивилизованного общества, внутри нас самих. И именно на необходимости самопознания, а не на простом историческом любопытстве, основан интерес к генеалогии политического.
Государственный инстинкт нельзя представлять себе чем-то вроде устойчивого вируса, время от времени порождающим вспышки имперских амбиций. Столь же легкомысленно думать, что современное «постнациональное» общество в условиях глобализации породит толерантных космополитов. На самом деле именно сегодня наблюдаются интенсивные национально-этнические конфликты, происходит новое разделение общества, возникают новые барьеры, в том числе и национально-культурного характера.
Развитие гражданского общества рассматривается историками как естественно-исторический процесс, в котором изменения в сознании определяются теми или иными сложившимися обстоятельствами и раскладом политических сил. Можно указать на некоторые базисные установки современного общества:
- ? во-первых, общество представляет собой солидарную общность, основанную на правовом равенстве своих членов;
- ? во-вторых, граждане привязаны к территории, на которой они устанавливают свое политическое самоуправление, образуют государство;
- ? в-третьих, единство нации основано на политическом и культурном суверенитете.
Понятие культурной нации чревато национализмом; считается, что в современном обществе оно должно уступить место понятию гражданской нации.