Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторым гражданам досрочная страховая пенсия может назначаться независимо от возраста и от продолжительности страхового стажа. В таком случае достаточно отработать определенное количество лет на соответствующих работах. Например, страховая пенсия по старости назначается досрочно независимо от возраста и страхового стажа лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и горных… Читать ещё >

Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Законе о страховых пенсиях сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости всем категориям граждан, которым данное право было гарантировано Законом о трудовых пенсиях и законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.

Фактически досрочные страховые пенсии представляют собой пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при выполнении определенных законодательством условий.

С 1 января 2015 г. вопросы установления досрочных страховых пенсий регулируются ст. 30—33 Закона о страховых пенсиях.

Названные пенсии можно классифицировать по основаниям их установления на следующие четыре группы.

  • 1. Пенсии, назначаемые в связи с работой во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда (п. 1 —15 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). В частности, к лицам, которым может быть установлена такая пенсия, относятся: граждане, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах; женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов; женщины, работавшие в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; граждане, работавшие непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве; граждане, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и др.
  • 2. Пенсии, назначаемые в связи с длительным выполнением профессиональной деятельности (п. 16—21 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Данные пенсии назначаются спасателям, работавшим в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций; лицам, работавшим с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Минюста России; гражданам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России; лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, творческую деятельность, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Также к этой категории можно отнести досрочные страховые пенсии гражданам из числа работников летно-испытателыюго состава (ст. 31 Закона о страховых пенсиях).
  • 3. Пенсии, назначаемые в связи с работой в особых климатических условиях (п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Такие пенсии устанавливаются лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • 4. Пенсии, назначаемые по социальным мотивам и состоянию здоровья (п. 1, 3—5 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Право на данную пенсию имеют женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до указанного возраста, либо опекун инвалидов с детства; инвалиды вследствие военной травмы; инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности; граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики.

Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой во вредных условиях труда, длительным выполнением профессиональной деятельности, а также работой на Севере лица приобретают при наличии страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, продолжительность которого определяется ст. 30—32 Закона о страховых пенсиях. Для назначения досрочной страховой пенсии по социальным мотивам требуется наличие соответствующего страхового стажа.

При исчислении страхового стажа не имеет значения наименование профессии (должности), в которой протекала работа, в том числе предусмотренная ст. 30—32 Закона о страховых пенсиях, или иная деятельность.

Для определенной категории работников страховая пенсия по старости может назначаться досрочно независимо от страхового стажа, например, женщинам, отработавшим в текстильной промышленности на соответствующих работах 20 лет, страховая пенсия по старости назначается досрочно по достижении ими 50 лет без требования страхового стажа.

Лица, выработавшие необходимый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, реализуют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с того момента, когда достигнут необходимого возраста, установленного законодательством для конкретной категории работников.

Некоторым гражданам досрочная страховая пенсия может назначаться независимо от возраста и от продолжительности страхового стажа. В таком случае достаточно отработать определенное количество лет на соответствующих работах. Например, страховая пенсия по старости назначается досрочно независимо от возраста и страхового стажа лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых; лицам, осуществляющим педагогическую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствующих учреждениях.

Обязательным условием для приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, связанной с выполнением той или иной работы, является наличие у застрахованного лица стажа на соответствующих видах работ, предусмотренного ст. 30—32 Закона о страховых пенсиях.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы на определенных производствах в профессиях и должностях или на отдельных видах работ.

Определение стажа на соответствующих видах работ носит особый характер. В связи с этим порядок исчисления периодов такой работы регулируется отдельными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым регулируются обозначенные вопросы. В частности, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Правила регулируют общие вопросы порядка исчисления отдельных периодов трудовой деятельности всех категорий работников, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях. Вместе с тем, учитывая особенности характера и организации работы отдельных категорий работников, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с указанными статьями, порядок исчисления периодов их работы может устанавливаться отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Так, с 1 января 2015 г. по-прежнему применяется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, но старости, работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Закон о страховых пенсиях, сохраняя круг лиц, пользующихся правом на досрочную пенсию по старости, необходимую продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также другие условия назначения досрочной пенсии, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях, также устанавливает дополнительное требование для приобретения права на нее, как и для обычной страховой пенсии по старости — наличие величины ИНК в размере не менее 30 (в данном случае также действуют упомянутые выше переходные положения).

На основании ч. 3, 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях по выбору застрахованного лица в стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 1 января 2015 г. и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Тем самым периоды работы граждан могут включаться в стаж последовательно с учетом положений пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсий в период выполнения этой работы, независимо от того, выработан стаж полностью либо частично на день отмены соответствующего правового регулирования. Это, например, означает, что периоды работы, протекавшие до 1 января 2002 г. во время действия Закона РФ от 20.11.1990 № 340−1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил названного Закона и иных нормативных правовых актов, согласно которым исчислялся стаж до указанной даты.

Также следует иметь в виду, что с 1 января 2014 г. в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях периоды работы, предусмотренные подп. 1 —18 п. 1 указанной статьи и имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным законодательством об уплате страховых взносов в ПФР, и соответствия класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, определенному по результатам специальной оценки условий труда. Это же правило закреплено и Законом о страховых пенсиях.

Обратим внимание на преимущества лицам, имеющим детей, которые традиционно закрепляются в отечественном пенсионном законодательстве. Имеются они и в Законе о страховых пенсиях. Наличие детей является одним из признаков, по которому осуществляется субъектная дифференциация пенсионного обеспечения.

Основной пенсионной льготой для женщин, родивших детей, является возможность назначения страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет — женщины). Женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, предоставляется право на досрочное назначение пенсии, но старости, но достижении возраста 50 лет. Для приобретения права на этот вид пенсии женщине необходимо иметь не менее 15 лет страхового стажа.

Основополагающими условиями назначения такой досрочной пенсии является факт многодетности матери (рождение пятерых и более детей) в совокупности с фактом воспитания ею детей до установленного возраста (8 лет). При невыполнении одного из этих условий женщине не может быть назначена пенсия со снижением пенсионного возраста. Если женщина родила пятерых детей, один из которых не дожил до 8-летнего возраста, то право на досрочную пенсию не возникнет. Не могут приобрести право на эту пенсию и женщины, лишенные родительских прав.

Многодетными матерями в целях пенсионного обеспечения признаются мамы, имеющие пять и более детей. Не предусматривается снижения пенсионного возраста при наличии у лица менее пяти детей, не существует градации этого возраста в зависимости от количества детей. Если женщина родила и воспитала, к примеру, четверых детей, то право на пенсию по старости ей может быть предоставлено по достижении 55 лет, как и любой бездетной женщине.

Также имеются пенсионные льготы, которые предоставляются не просто в связи с наличием детей и страхового стажа, а в сочетании данных фактов с иными юридически значимыми обстоятельствами. В первом случае этим обстоятельством является инвалидность ребенка. Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, имеют право на назначение трудовой пенсии в том же возрасте и при выполнении тех же стажевых требований, что и женщины, родившие и воспитавшие до 8 лет пять и более детей. Во втором случае — это работа женщины, имеющей детей, в северных регионах нашей страны, о чем будет сказано ниже.

Норма о предоставлении права на досрочное пенсионное обеспечение матерям инвалидов с детства была дополнена в связи с Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231−0, в котором положения Закона о трудовых пенсиях о досрочном назначении пенсии по старости только матерям инвалидов с детства, но не отцам, были признаны неконституционными. В связи с этим теперь досрочная страховая пенсия назначается одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчинам — но достижении возраста 55 лет, женщинам — но достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет), а также опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Этой категории граждан страховая пенсия по старости назначается с уменьшением обычного пенсионного возраста на 1 год за каждые 1 год и 6 месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Досрочная страховая пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере. Вопросы права на такую пенсию рассмотрим подробнее, поскольку она является одним из самых распространенных видов досрочных пенсий.

Закон о страховых пенсиях сохранил все основные пенсионные гарантии для граждан, проживающих или работавших на Крайнем Севере.

Основной пенсионной льготой для «северян» является возможность назначения страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях назначение страховой пенсии по старости «северянам» может производиться со снижением возраста на 5 лет, т. е. в 55 лет — мужчинам и в 50 лет — женщинам.

Необходимыми условиями для назначения страховой пенсии при пониженном возрасте являются:

  • — работа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, т. е. стажевые требования различаются в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность;
  • — наличие страхового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
  • — наличие требуемой величины ИПК.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и местностях, к ним приравненных (гак называемый смешанный стаж), страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом Законом о страховых пенсиях определен порядок пересчета работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в работу в данных районах: каждый календарный год работы в названных местностях считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Пример Иванова А. П. проработала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 15 лет 7 месяцев и 18 дней.

  • 15 лет х 12 месяцев = 180 месяцев + 7 месяцев = 187 месяцев х 30 дней = = 5610 дней +18 дней = 5628 дней работы в названных местностях.
  • 1 год (12 месяцев) работы в данных местностях = 9 месяцем работы в районах Крайнего Севера, т. е. составляется пропорция 9:12.
  • 5628 дней: 12×9 =4221 день работы в районах Крайнего Севера.
  • 4221 день: 30 дней = 140 месяцев и остаток 21 день = 140 месяцев: 12 = = 11 лет 8 месяцев 21 день, которые и составляют стаж работы Ивановой А. П. в районах Крайнего Севера.

Предусмотрена возможность назначения «северянам» страховой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, когда время работы в районах Крайнего Севера не достигает 15 лет, но в то же время составляет не менее половины от 15 лет, т. е. 7 лет и 6 месяцев. В таком случае пенсионный возраст снижается на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в названных районах (месяцы и дни во внимание не принимаются) (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Снижение пенсионного возраста в случае, когда стаж работы в районах Крайнего Севера составляет не менее половины требуемого для досрочного назначения пенсии

Стаж работы на Крайнем Севере.

Возраст, с которого назначается страховая пенсия.

Мужчины.

Женщины.

7 лет 6 месяцев.

57 лет 8 месяцев.

52 года 8 месяцев.

8 лет.

57 лет 4 месяца.

52 года 4 месяца.

9 лет.

57 лет.

52 года.

10 лет.

56 лет 8 месяцев.

51 год 8 месяцев.

11 лет.

56 лет 4 месяца.

51 год 4 месяца.

Окончание табл. 8.4

Стаж работы на Крайнем Севере.

Возраст, с которого назначается страховая пенсия.

Мужчины.

Женщины.

12 лет.

56 лет.

51 год.

13 лет.

55 лет 8 месяцев.

50 лет 8 месяцев.

14 лет.

55 лет 4 месяца.

50 лет 4 месяца.

15 лет.

55 лет.

50 лет.

При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также при «смешанной» работе данное положение также применяется. При этом сначала устанавливается продолжительность стажа в местностях при переводе его в стаж в районах Крайнего Севера, а затем применяется общее правило о назначении страховой пенсии с уменьшением возраста.

При определении «северного» стажа к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается трудовая деятельность, дающая право на досрочную страховую пенсию в связи с работой на соответствующих видах работ (п. 1—10 и 16—18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Например, женщине при наличии 11 лет работы в районах Крайнего Севера и 4 лет работы с тяжелыми условиями труда в центральных регионах России (и. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях) может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой на Севере.

Установлена дополнительная льгота для женщин, имеющих двух и более детей. Таким женщинам досрочная страховая пенсия устанавливается по достижении возраста 50 лет при страховом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Наряду с родными детьми учитываются и усыновленные дети. Возраст детей и продолжительность воспитания на день обращения за установлением страховой пенсии значения не имеют. Принимаются во внимание и умершие дети.

Таким образом, если женщина работала на Севере, то пенсия ей может быть установлена досрочно и при наличии двух детей, а не пяти, как это предусматривается в отношении женщин, которые трудились в обычных условиях. При этом факт воспитания детей и его продолжительность при назначении этой досрочной пенсии не имеет правового значения — важен только факт рождения ребенка, без его взаимосвязи с осуществлением воспитательной функции. Однако для установления пенсии, но данному основанию требуется 20 лет страхового стажа, а не 15.

Право на страховую пенсию при значительно пониженном пенсионном возрасте предоставлено постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оленеводам, рыбакам, охотникампромысловикам. Так, мужчинам страховая пенсия назначается по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет; женщинам — по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет (п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).

Особые льготы установлены для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и одновременно имеющих необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по нормам п. 1 — 10 и 16—18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Им установленный для назначения названной страховой пенсии возраст уменьшается на пять лет. Суть данной льготы заключается в снижении возраста сразу по двум основаниям: в связи с работой на Севере и работой с особыми условиями труда. С учетом данного положения мужчина может получить пенсию в 45 лет, а женщина — в 40 лет.

При назначении «северной» страховой пенсии действует перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой