Основы теории центробежных нагнетателей
Рабочее тело в межлопаточных каналах рабочего колеса совершает сложное движение, состоящее из окружного (скорость и) и относительного (скорость w), в совокупности составляющих абсолютное движение (скорость с). Индексом «1» обозначают скорости и углы на входе в рабочее колесо, а индексом «2» — на выходе из него. Гидравлические потери возникают в результате гидравлического трения и вихреобразования… Читать ещё >
Основы теории центробежных нагнетателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принцип действия центробежного (динамического) нагнетателя.
Ступень центробежного нагнетателя представлена на рис. 7.13. Рабочее тело поступает через входной кольцевой участок между валом и входным патрубком в рабочее колесо, где после изменения направления с осевого на радиальное попадает в межлопаточные каналы.
Рабочее тело в межлопаточных каналах рабочего колеса совершает сложное движение, состоящее из окружного (скорость и) и относительного (скорость w), в совокупности составляющих абсолютное движение (скорость с). Индексом «1» обозначают скорости и углы на входе в рабочее колесо, а индексом «2» — на выходе из него.
В каналах колеса рабочему телу передается энергия, в результате чего повышается его кинетическая энергия в абсолютном дви;
Рис. 7.13. Схематическое изображение ступени рабочего колеса центробежного нагнетателя.
жении (с2 > Ci). Изменение кинетической энергии в относительном движении определяется формой межлопаточных каналов; чаще всего сечение канала от входа к выходу несколько увеличивается, относительная скорость падает, что приводит к росту статического давления в канале.
Изменение окружной скорости от их до и2 (соответственно на радиусах R{ и R2) вызывает дополнительное повышение давления вследствие действия центробежных сил.
Применяя к потоку, проходящему через колесо центробежной машины, уравнение моментов количества движения и выражения удельной работы и напора (7.3) для 1 кг рабочего тела, а также проведя ряд преобразований, можно получить.
Учитывая известное соотношение гидромеханики р = pgH, можно получить теоретическое давление.
Уравнения (7.7) и (7.8) являются основными уравнениями центробежной машины и называются уравнениями Эйлера (1754 г.).
Из параллелограмма скоростей потока на входе и выходе рабочего колеса получим:
где со — угловая скорость, 1/с.
Абсолютные скорости с, и с2 определяются на основе объемной производительности (подачи) нагнетателей и геометрических размеров колеса:
Очевидно, что полный теоретический напор Нт и теоретическое давление рт равны соответственно суммам теоретического статического и динамического (скоростного) напоров и давлений:
Влияние угла р2 на напор центробежного нагнетателя. Из параллелограмма скоростей (см. рис. 7.13) на выходе по формуле (7.7) можно получить.
где А = uj/g и B=u2c2r/g.
Зависимость //т от р2 можно записать следующим образом:
Если в уравнении (7.9) Ят = 0, р2 = arcctg и2/с2г.
Графическое выражение уравнения (7.9) представлено на рис. 7.14. Из графика видно, что полный теоретический напор существенно зависит от угла р2, особенно при малых и больших значениях, приближающихся к нулю или 180°.
Рис. 7.14. Зависимость Ят от угла р2.
Практика измерения скорости потока и определение ее направления на выходе из рабочих лопаток насосов и вентиляторов показывает, что угол р2 потока несколько отличается от лопастного угла р2л, характеризующего положение конечного участка лопасти. Разность углов р2,п и р2 называют углом скоса потока, который определяется по формуле, а = ргл — Рг и составляет 3…5°.
В конструкциях центробежных машин различают три основных типа рабочих лопаток (рис. 7.15): если р2л > 90°, лопатка загнута вперед; при р2л = 90 °, лопатка радиальна и при р2л < 90 ° лопатка загнута назад. Значение угла р21 оказывает большое влияние на величины статической и скоростной составляющих полного теоретического напора. Установлено, что лопатки, загнутые вперед, создают наибольший полный теоретический напор в форме скоростного. При р2 = 90° полный теоретический напор состоит из одинаковых скоростного и статического напоров. При уменьшении утла р2 << 90° падает полный теоретический напор с одновременным относительным повышением величины статического напора (рис. 7.16).
В центробежных насосах применяются в основном только лопасти, отогнутые назад. Центробежные вентиляторы имеют все три типа лопастей. Центробежные компрессоры обычно имеют лопасти, отогнутые назад.
Потери энергии и КПД. Энергия, подводимая от двигателя к валу машины, больше полезной энергии, получаемой жидкостью или газом. Это объясняется тем, что в процессе преобразования энергии, осуществляемой машиной, часть механической энергии неизбежно теряется вследствие гидравлических и механических потерь и утечек.
Рис. 7.16. Зависимости Ят и Я" от угла |32.
Рис. 7.15. Формы лопаток рабочего колеса нагнетателя.
Гидравлические потери возникают в результате гидравлического трения и вихреобразования во всей проточной части машины. Если гидравлические потери составляют И, то рабочее колесо должно развивать напор Нт = Н + h. Оценка машины в отношении гидравлических потерь производится с помощью гидравлического КПД:
или.
Большое влияние на г|г оказывают форма проточной части машины, чистота обработки внутренних поверхностей и вязкость жидкости.
Значения гидравлического КПД современных крупных центробежных машин находятся в пределах ц, = 0,8… 0,96.
Рис. 7.17. Схема образования объемных потерь в одной ступени центробежной машины.
Объемные потери (утечки) обусловлены протеканием жидкости (газа) через зазоры между рабочим колесом и корпусом машины из зоны повышенного давления в полость всасывания (рис. 7.17).
От потока, проходящего через рабочее колесо машины и получающего в нем приращение энергии, ответвляется часть подачи AQ, проходящая через зазоры во входное сечение колеса.
Если ступень центробежной машины подает в напорный трубопровод расход Q, а через зазоры циркулирует расход AQ, то через рабочее колесо проходит расход Q + AQ.
Объемный КПД определяют по формуле.
Объемный КПД существенно зависит от значений радиального зазора 5,. Высокий г|0 может быть получен только при малых значениях Sr.
Значения г|0 современных центробежных машин находятся в пределах 0,96…0,98.
Полезная мощность центробежной машины определяется по формулам (7.4) и (7.5).
Внутренняя мощность машины, т. е. мощность, развиваемая рабочими лопастями, движущимися в потоке, рассчитывается по формуле
Отношение полезной мощности к внутренней называется внутренним КПД:
откуда можно записать Очевидно, что
Внутренний КПД учитывает объемные и гидравлические потери в машине, кроме потерь от дискового трения.
Мощность, подводимая от двигателя на вал машины, больше внутренней мощности из-за механического трения в подшипниках и уплотнениях вала и гидравлического (газового) трения внешних поверхностей колес.
Влияние механического и гидравлического трения может быть учтено общим механическим КПД:
Для современных центробежных машин цм = 0,92…0,95. Значение цм определяется механическими свойствами, конструкцией и эксплуатационным состоянием подшипников машины. Применение подшипников качения повышает цм. Содержание подшипников в чистоте и регулярная смазка приводят к повышению г)и. Большое влияние на цм оказывают конструкция и эксплуатационное состояние уплотнений вала машины. Несоразмерно сильная затяжка сальников насосов вредна из-за увеличения мощности трения и возможности местного нагрева и деформаций вала. На цм оказывает влияние чистота обработки нерабочих поверхностей рабочих колес. Уменьшение шероховатости их повышает КПД машины.
Из сопоставления выражений (7.10) и (7.11) следует, что.
Произведение ЛоЛгЛм = П — это полный КПД машины. Обычно мощность на валу рассчитывают по следующим формулам:
Полный КПД оценивает энергетическое совершенство машины в целом и для современных центробежных машин составляет 0,75 …0,92.