Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи Уотсона развил Б. Скиннер (1904—1990). По его мнению, средовые стимулы — это независимые переменные, а вызываемые ими проявления поведения — зависимые переменные. Поведение называется зависимой переменной потому, что оно зависит от одной или нескольких независимых переменных. Устойчивые связи между независимой и зависимой переменными (стимулом и реакцией) являются научными законами… Читать ещё >

Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Американский криминолог Эдвин Сатерленд (1883—1950) выделил факторы, которые характеризуют социальные процессы: социальные конфликты, а также физические и физиологические факторы (время года, возраст и пол преступника, физические дефекты), психопатологические факторы (включая алкоголизм и наркоманию), факторы культуры (наличие определенных социальных институтов).

Сатерленд делает вывод о многочисленных противоречиях между этими факторами и их действием. В итоге он высказал идею о существовании определенной дифференциальной ассоциации, под которой понимается принятие личностью одних ценностей и, как следствие, — отрицание других.

Данная теория базируется на идеях Г. де Тарда о подражании как основе человеческого общения. Однако если он признавал важность физиологических предпосылок преступности, то Сатерленд объяснял преступность исходя из факторов социальной жизни.

В своем труде «Принципы криминологии» (1939) он сформулировал развернутую концепцию, которая основывалась на следующих положениях:

  • — преступное поведение ничем не отличается от других форм человеческой деятельности: преступник становится таковым в силу способности к обучению;
  • — преступное повеление включает в себя восприятие криминогенных взглядов и привычек, которые формируются в результате негативного социального влияния;
  • — человек обучается преступному поведению не потому, что имеет преступные задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он, в свою очередь, перенимает криминогенные взгляды и умения.

Дифференцированные связи определяют воспитание ребенка. Если он поддерживает связи с лицами, склонными к совершению противоправных действий, то усваивает и определенные образцы криминального поведения.

Научное значение теории Э. Сатерленда заключается в попытке объяснить преступное поведение, основываясь на анализе жизненных ориентаций, умений и привычек людей, что, в свою очередь, послужило базой для развития целой группы теорий (теории контроля, социальных связей и др.).

Теории социального научения (бихевиористский подход)

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон понимал психологию как науку о предсказании и контролировании человеческого поведения. По мнению Уотсона, основное внимание должно быть сосредоточено на изучении взаимосвязи между стимулами и реакциями. Стимул при этом является объектом или событием, которое вызывает поведение (реакцию), любое поведение управляется внешней средой.

Идеи Уотсона развил Б. Скиннер (1904—1990). По его мнению, средовые стимулы — это независимые переменные, а вызываемые ими проявления поведения — зависимые переменные. Поведение называется зависимой переменной потому, что оно зависит от одной или нескольких независимых переменных. Устойчивые связи между независимой и зависимой переменными (стимулом и реакцией) являются научными законами. Следовательно, цель психологии — раскрыть эти научные законы для контроля над поведением.

На основании опытов И. П. Павлова был выдвинут термин «оперантное обусловливание», которое понималось как продукт научения тому, как выполнять или не выполнять определенные действия в зависимости от их последствий. Это своеобразная реакция на стимул, обеспечивающая получение заданного результата.

Исследователи, работающие в рамках этого подхода, понимали механизм формирования преступного поведения в соответствии с принципами оперантного обусловливания.

Скиннер считал, что поиски физиологических особенностей личности, которые бы определяли преступное поведение, бесполезны, так как человек формируется окружающей средой. Полностью не отрицая роль генетической составляющей, он считал ее весьма незначительной, а главную роль отводил оиерантному обусловливанию.

Л. Бандура, также работавший в рамках этого направления, экспериментально доказал, что наблюдение за моделью, которая имеет на человека большое влияние (например, за личностью, имеющей высокий статус или уровень компетентности), может привести к освоению наблюдаемого поведения, даже если это поведение не получило никакого подкрепления. В предсказании того, будет ли освоенное поведение реально осуществлено, важную роль играют осознаваемые последствия поведения модели и самого наблюдателя. Чем позитивнее для модели последствия ее агрессивного поведения, тем выше вероятность, что наблюдатель будет ее копировать. Поведение модели и его последствия, по мнению Л. Бандуры, выступают внешними стимулами, которые вызывают у наблюдателя склонность к агрессивным реакциям. Нормативные стандарты наблюдателей относительно адекватности наблюдаемого поведения, а также их мнение о собственной эффективности служат внутренними механизмами, регулирующими агрессивное поведение.

Эти положения Бандуры стали теоретической базой для изучения влияния, которое оказывает на агрессивное поведение изображение насилия в средствах массовой информации, что можно рассматривать как образец обучения через наблюдение и косвенного подкрепления.

Последователи этого направления считают, что для противодействия преступности как социальному явлению мы должны создать новое общество путем поведенческой инженерии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой