Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международное право как особая правовая система

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создаются все эти нормы субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международных отношений. Международное право характеризует то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. В случае необходимости принуждение производится самими субъектами международного права, индивидуально или… Читать ещё >

Международное право как особая правовая система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнительное право имеет значение и для формирования системы международных отношений. Ясно, что они не могут строиться без знаний правовых систем государств, взаимодействующих на международной арене. Устав ЮНЕСКО (ст. 3) предусматривает укрепление взаимопонимания между народами путем развития во всемирном масштабе изучения иностранного права и использования сравнительного метода.

Примечательно, что кафедры римского права были созданы в Англии при короле Генрихе VIII в XVI в., чтобы способствовать образованию дипломатов, которым предстояло представлять Англию в странах континентальной Европы, где право было основано на римских традициях.

Одним из источников международного публичного права, предусмотренных Статутом Международного суда, являются «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями»; толкование этой формулы может осуществляться только на основе сравнительного права.

Международное право — это самостоятельная правовая система. Она существует автономно от внутригосударственных национальных правовых систем, в нее не включены нормы национального права. Хотя ошибочным было бы утверждение о том, что они не взаимодействуют, не влияют друг на друга.

Международное право — система правовых норм, созданных государствами и другими субъектами международного права путем согласования их воль с целью регулирования взаимоотношений в духе сотрудничества, мира и безопасности. Это правовая система, регулирующая в первую очередь межгосударственное общение, которое вместе с отношениями, в которых участвуют другие субъекты международного права (нации, международные организации), составляет предмет международного права.

Субъектами международного права являются государства, нации, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации. К субъектам международного права относят и иных участников международного общения, например, объединения государств и государственных образований (региональные объединения), не составляющих межгосударственные организации, международные комиссии, суды, транснациональные корпорации и т. д.

Метод международного права — диспозитивно-координирующий. Международное право рассматривается как право координации воли суверенных образований — государств, оно формируется на основе согласования воли. Международный суд принимает решения и применяет меры принуждения только на основе свободного согласия государств. Миропорядок, построенный на основе принципа верховенства права, предусматривает, что все межгосударственные споры подлежат разрешению через Международный суд.

В основе разграничения международного права и внутригосударственного лежит прежде всего метод правового регулирования, характерный для каждой из систем. Внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов, которые носят общеобязательный характер для всех субъектов, находящихся под юрисдикцией соответствующего государства. Международное право создается в процессе координации и согласования интересов различных государств и иных субъектов международно-правового общения. Международное право носит согласительный, координирующий характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию.

Особенностями международного права, таким образом, являются:

  • 1) регулирование отношений между равными по своему правовому статусу субъектами;
  • 2) отсутствие какого-либо надгосударственного аппарата, принуждающего к соблюдению норм и принципов международного права.

Нормы международного права содержатся в международных договорах, международных обычаях (это основные источники), актах международных конференций и совещаний, документах международных организаций. В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда он применяет при разрешении споров:

  • 1) международные конвенции, как общие, так и специальные, определенно признанные спорящими государствами;
  • 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  • 3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • 4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Создаются все эти нормы субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международных отношений. Международное право характеризует то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. В случае необходимости принуждение производится самими субъектами международного права, индивидуально или коллективно. Внутригосударственному праву присуще иерархическое соподчинение всех субъектов права, которое осуществляется через регулятивное воздействие внутригосударственных норм (по иерархическому принципу выстроена система источников национального права, взаимосвязанная с иерархией государственных органов, их создающих). В современном международном праве уже устоялась концепция примата (преимущественного значения) норм международного права в процессе взаимодействия с нормами внутригосударственного права.

Регулятивное воздействие международного права основано на принципе приоритета права в политике.

Национальное право государств, находящихся в международном общении, оказывает заметное влияние на эффективность международного права. Поэтому необходимо, чтобы право отдельных государств соответствовало международно-правовым стандартам. Эта правило вытекает из принципа добросовестного выполнения международных обязательств.

Реализация норм международного права на территории национальных государств осуществляется путем их трансформации в нормы внутригосударственного права и определяется как имплементация (исполнение) международных норм. С целью приведения национального права в соответствие с международным в государствах принимаются законы, акты о ратификации международных договоров, воспроизводящие нормы международного права или вводящие их в действие на территории государства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Некоторые нормы международного права по своему содержанию являются принципами. Принципы международного права следует отличать от общих принципов права. Общие принципы права — это совокупность принципов, которые являются едиными для правовых систем различных государств (часть национального права, общая для всех государств западной традиции права), а принципы международного права соединяют в себе наиболее общие фундаментальные положения международного права.

Императивные принципы международного права, обозначенные как основные принципы, закреплены в таких документах, как Устав Организации Объединенных Наций и Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.). К ним относятся принципы:

  • • неприменения силы и угрозы силы в международных отношениях;
  • • мирного разрешения споров между государствами;
  • • нерушимости границ;
  • • территориальной целостности;
  • • суверенного равенства государств;
  • • невмешательства во внутренние дела других государств;
  • • добросовестного выполнения международных обязательств;
  • • сотрудничества государств, совместного участия в предпринимаемых под эгидой ООН действиях превентивного характера;
  • • равноправия и самоопределения народов и наций;
  • • уважения прав человека и основных свобод.

Факторами, обусловившими возникновение современной международно-правовой системы, явились Первая мировая война и создание Лиги Наций, а также события Второй мировой войны, ликвидация колониальной системы и появление на международной арене большого числа новых независимых государств, образование в 1945 г. ООН.

Международно-правовые принципы, провозглашенные в самом начале XX в. и позднее, в усовершенствованной редакции, ставшие основой международного права, включают уже перечисленные основные принципы, а также принцип запрещения агрессивной войны, квалификацию ее как международного преступления, и принцип недействительности неравноправных договоров и договоров, навязанных силой, а также ряд других.

Перестали существовать такие принципы и институты старого международного права, как право государства на войну, право победителя, институт завоевания, контрибуции и др.

Сформировались новые важнейшие принципы и институты международного права: принципы мирного сосуществования, неприменения силы и угрозы силы в международных отношениях, равноправия и самоопределения народов и наций, уважения прав человека и основных свобод, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.), международной уголовной ответственности индивидов.

Развивались и укреплялись старые демократические принципы и нормы международного права: суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Международное сообщество признало, что государства должны разрешать свои споры только мирными средствами.

Система международного права — это совокупность отраслей международного права со своими институтами, принципами и нормами.

Принято выделять общую часть международного права (с важнейшими нормами, институтами, принципами) и особенную (отдельные отрасли международного права). Существуют следующие отрасли международного права: право международного договора, международное экономическое право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, которое, как и международное экологическое право, стало новой отраслью, и ряд других.

Очень важным является прогресс в области развтш международных механизмов реализации норм международного права. В связи с этим заслуживает особого внимания такая отрасль международного права, как международное гуманитарное право, которое объединяет значительное число международных актов, посвященных проблематике защиты прав и свобод человека. Для обеспечения реализации и защиты прав, закрепленных в этих документах, созданы специальные международные структуры. К ним, в частности, относится и Европейский суд по правам человека.

В соответствии с положениями действующей Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

К международным актам в области гуманитарного права относятся Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами от 7 декабря 1965 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 декабря 1992 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и ряд других.

Важнейшим международно-правовым актом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., провозгласившая принципы свободы (ст. 3), равенства (ст. 2), братства (ст. 1), основные политические и гражданские права (ст. 4−21), такие как право на свободу мысли, совести и религии, право убежища, право на гражданство и др., социально-экономические права (ст. 22−27), такие как право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование и др.

Всеобщая декларация прав человека — первый универсальный международный акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо нее вошли еще два международно-правовых акта, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с первым Факультативным протоколом к нему и принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. вторым Факультативным протоколом). В июне 2008 г. на восьмой сессии Совета по правам человека в Женеве был одобрен Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.

Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободно избранным им трудом (ст. 6). Признается право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, в том числе на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, удовлетворительное существование для трудящихся и их семей, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7).

Все названные пакты требуют от государств обеспечения выполнения провозглашенных в них прав и свобод человека, содержат положения, направленные на обеспечение мира, закрепляют право народов на самоопределение.

Для контроля за выполнением указанных пактов о правах человека созданы и функционируют международные контрольные механизмы. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах создан Комитет по правам человека. Государства представляют этому Комитету доклады о состоянии соблюдения прав человека в их странах. Комитет может делать замечания по этим докладам. Факультативный протокол к данному Международному пакту предусматривает возможность обращения отдельных лиц в Комитет с жалобой на свое правительство о нарушении им прав человека (Россия ратифицировала этот протокол в 1989 г.). В 1991 г. вступил в силу второй Факультативный протокол об отказе от смертной казни (Россия его не ратифицировала).

Международно-правовым органом по обеспечению координации и взаимодействия всех институтов по линии прав человека в системе ООН является Совет по правам человека как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН (учрежден в 2006 г. на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 60/251 взамен Комиссии по правам человека).

Наряду с универсальными международно-правовыми актами существует большое количество региональных соглашений и конвенций по правам человека. Наиболее важной из них является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Для контроля за выполнением ее положений в ноябре 1998 г. создан Европейский суд по правам человека (расположен в г. Страсбурге; далее — Суд), который является постоянно действующим. Любая сторона — участница Конвенции может передать в этот Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и протоколов к ней другой стороной-участницей (ст. 33 Конвенции). Суд может получать жалобы от любого физического лица или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения стороной-участницей прав, предусмотренных Конвенцией и протоколами к ней.

Стороны — участницы Конвенции обязуются не препятствовать эффективному осуществлению этого права (ст. 34).

Число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств — участников Конвенции (ст. 20). Расходы на содержание Суда несет Совет Европы (ст. 50).

Важным вопросом теории международного права является вопрос о соотношении международного публичного права, регулирующего отношения между государствами, международными организациями и другими субъектами международных отношений, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, семейные, трудовые и процессуальные отношения с участием физических и юридических лиц иностранного государства[1].

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств. Их называют отношениями «с иностранным элементом» или «с международным элементом». Именно эти отношения и регулируются международным частным правом.

Международное частное право представляет собой правовую систему, состоящую из норм, регулирующих частноправовые отношения (гражданско-правовые, семейные, трудовые) имущественного и неимущественного характера с иностранным элементом.

Отношения в рамках международного частного права регулируются:

  • • нормами национального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев);
  • • нормами контрактов, заключаемых гражданами различных государств;
  • • коллизионными нормами (правилами, которые определяют, право какого государства должно быть применено к конкретному отношению (например, к определению гражданства, места заключения брака или к заключению сделки);
  • • международными договорами, которые унифицируют регулирование правоотношений с участием граждан разных государств в той или иной области права (гражданского, трудового, семейного).
  • [1] В отечественной науке решается проблема о принадлежности международного частного права. Одни авторы полагают, что указанная система норм — это часть единой системы международного права, а другие убеждены, что международное частное право — составная часть национальной правовой системы каждого государства. См. об этом, например: Лукашук И. И. Международное право. — М., 2000. — С. 13−14; Международное частное право / под ред. Г. К. Дмитриевой. — М., 1993. — С. 11.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой