Стратегическое планирование и SWOT-анализ
Анализ охватывает исследование данных прошлого и настоящего периодов и по итогам исследования прогнозируется будущее. Фактически рассматриваются варианты будущего развития компании, всевозможные направления ее деятельности, комплекс и виды предоставляемых услуг, новая и прежняя клиентура, с которой предполагается работать, потребность в новых специалистах, возможность аренды или покупки нового… Читать ещё >
Стратегическое планирование и SWOT-анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Видение и миссия формируют философию существования компании, цель и задачи наполняют деятельность (существование) компании конкретикой, позволяют сравнивать фактические результаты с плановыми и при необходимости корректировать плановые показатели.
После определения видения, миссии и цели следует провести анализ внутренней и внешней среды. Без анализа обстановки, в которой действовала, действует и будет действовать компания, невозможно провести стратегическое планирование, которое представляет взгляд в будущее и предполагает выбор одного из возможных направлений оказания услуг и работы с клиентурой.
Анализ охватывает исследование данных прошлого и настоящего периодов и по итогам исследования прогнозируется будущее. Фактически рассматриваются варианты будущего развития компании, всевозможные направления ее деятельности, комплекс и виды предоставляемых услуг, новая и прежняя клиентура, с которой предполагается работать, потребность в новых специалистах, возможность аренды или покупки нового офиса. Любое стратегическое планирование как взгляд в будущее предполагает выбор одного из возможных направлений оказания услуг и работы с клиентурой. На выбор влияют результаты исследования факторов внутренней и внешней среды, которые могут быть получены с помощью проведения SWOTанализа, который представляет собой комплексное исследование внутренних сильных и слабых позиций компании и внешних открывающихся возможностей и существующих и потенциальных угроз.
SWOT-анализ позволяет:
- 1) проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании и соотношение между ними;
- 2) выявить влияние социально-экономических факторов и управления, законодательства и правового регулирования, природной среды и ресурсов, этнокультурных и религиозных факторов, научно-технического и технологического развития, инфраструктуры и политических процессов и других факторов развития общества.
SWOT-анализ открывает рыночное окно компании, согласовывая возможности компании/внутренней среды с возможностями рынка/внешней среды, устанавливает двойную связь: 1) между сильными и слабыми позициями компании и 2) между внешними проблемами/угрозами и имеющимися возможностями.
При проведении анализа следует сконцентрировать внимание на человеческом факторе, финансах (расходах и их окупаемости), маркетинге, характере и качестве юридических услуг, культуре и восприятии образа компании юридическим сообществом, клиентурой и партнерами, изменениях в конкурентной среде.
По результатам проведенного анализа строится матрица SWOT-анализа, в которой сопоставляются полученные данные внешней и внутренней среды.
SWOT-анализ, с одной стороны, обеспечивает выбор стратегии компании, которая представляет очередной временной этап в реализации стратегического плана, с другой — позволяет оценить конкретные бизнес-проекты компании, составляющие содержание стратегии.
Источники успеха и прибыли компании находятся во внешней среде и задача компании эффективно использовать эти источники, опираясь на свои внутренние ресурсы. Установить и согласовать связь между этими источниками (факторами внешней среды) и внутренними ресурсами должен SWОТ-анализ.
Без анализа обстановки, в которой действовала, действует и будет действовать компания, как уже отмечалось, провести стратегическое планирование и разработать стратегические направления невозможно.
Анализ непосредственного окружения (внешней среды) компании позволяет определить открывающиеся возможности (перспективу) компании, включая ее близко и отдаленно потенциальную клиентуру, партнеров, потенциальных сотрудников, конкурентов.
SWOT-анализ и оценка факторов внешней среды проводятся по следующим параметрам:
- 1) влияние изменений факторов внешней среды на содержание стратегического плана и соответственно на стратегию компании;
- 2) оценка потенциальных угроз, которые могут проявиться в период реализации стратегического плана и возможности корректировки плана;
- 3) определение и оценка факторов, представляющих угрозу реализации стратегического плана;
- 4) определение и оценка факторов, открывающих широкие возможности эффективной реализации стратегического плана.
SWOT-анализ внешней среды позволяет:
- 1) выявить внешние условия, которые открывают возможности для успешной деятельности компании и одновременно представляют для нее угрозы;
- 2) определить роль и значение воздействия каждого фактора на деятельность компании.
Приспособление к внешней среде предполагает адаптацию возможностей компании к требованиям рынка/внешней среды, улучшение связей компании с клиентурой, партнерами, властными органами, понимание конкурентов и их действий, а также выяснение существующих И потенциальных опасностей и разработку вариантов их нейтрализации и (или) устранения. Приспособление к внешней среде улучшает взаимоотношения компании и ее окружения.
Из факторов внешней среды для деятельности юридической компании интерес представляют:
- 1) влияние изменений факторов внешней среды на содержание стратегического плана и соответственно на стратегию компании;
- 2) оценка потенциальных угроз со стороны конкурентов;
- 3) определение внешних факторов, препятствующих развитию деятельности компании;
- 4) определение внешних факторов, благоприятствующих деловой активности компании;
- 5) состояние деловой среды и спрос бизнеса на юридические услуги;
- 6) определение видов юридических услуг, на которые спрос бизнеса доминирует;
- 7) законодательная сфера, в том числе налоговое, таможенное, трудовое, наследственное законодательство;
- 8) спрос населения на юридические услуги, и определение видов таких услуг;
- 9) определение вида услуг повышенного спроса у населения;
- 10) уровень правовой грамотности населения;
- 11) определение доминирующих на рынке видов юридических
услуг;
- 12) определение конкурентов, их слабых и сильных сторон;
- 13) состояние и уровень государственного регулирования коммерческой юридической деятельности.
Анализ факторов внешней среды (клиентов, их мотивации, конкурентов, деловой жизни, изменения уровня и качества жизни, востребованности юридических услуг и др.) (табл. 2.3) позволяет:
- 1) реагировать на влияние любых изменений во внешней среде на разработку и реализацию стратегического плана, определить возможности и потенциальные и реальные угрозы для компании;
- 2) определить настоящее и будущее значение и место компании, и ее юридического потенциала в обществе и на рынке юридических услуг;
- 3) разработать меры по повышению имиджа компании.
Результаты анализа дают время для принятия превентивных мер: разработки программы мероприятий нейтрализации и устранения выявленных и возможных угроз и мероприятий по корректировке плановых заданий.
Таблица 2.3
SWOT-анализ факторов внешней юридической среды.
Факторы анализа. | Возможности. | Угрозы. |
1. Состояние деловой среды. | Малый и средний бизнес не имеют в своей структуре юридических отделов и в своем штате юристов. | Малый и средний бизнес начинают перенимать опыт корпораций и вводят штатную должность юриста. |
2. Спрос бизнеса на юридические услуги. | Бизнес нуждается в юридическом сопровождении. | Многие проблемы юридического характера бизнес пытается решать без юриста, используя доступ к правовой базе. |
3. Виды юридических услуг, на которые спрос бизнеса доминирует. | Арбитражные проблемы, несоблюдение договорных обязательств, трудовые споры. | Высокая конкуренция в этом виде юридических услуг. |
4. Законодательная сфера, в том числе налоговое, таможенное, трудовое, наследственное законодательство. | Постоянный мониторинг законодательной базы, Бюллетеня Верховного Суда РФ и Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ. | Слабые связи с разработчиками законопроектов. |
5. Спрос населения на юридические услуги. | Возрастающий спрос населения на юридические услуги. | Обращение за юридической помощью к юристам-одиночкам и попытка разобраться самостоятельно. |
6. Виды услуг, на которые доминирует спрос населения. | Имущественные споры; бракоразводные процессы. | Обостряющаяся конкуренция. |
7. Уровень правовой грамотности населения. | Возрастающий уровень правовой грамотности. | Низкая правовая грамотность. |
8. Виды юридических услуг, доминирующих на рынке. | Права собственности; аренда недвижимости; взыскание задолженности; выполнение обязательств; оспаривание решений. | |
9. Конкуренты, что они из себя представляют, их слабые и сильные стороны. | Юридические компании с большим опытом работы и налаженным и связями. | |
10. Состояние и уровень государственного регулирования коммерческой юридической деятельности. | Соблюдать все требования ведения бизнеса. | Возрастающий прессинг, в том числе налоговый. |
Анализ внутренней среды показывает потенциал, возможности компании, которые определяют ее масштаб и активность действий па рынке юридических услуг. Обязательно анализируются:
- 1) кадровый состав, профессионализм и квалификация сотрудников, их культура, интересы и целенаправленность;
- 2) структура компании и система управления;
- 3) материально-финансовое положение и обеспеченность рабочих мест сотрудников, включая электронное оборудование и программное обеспечение;
- 4) маркетинговые мероприятия и управленческо-организационная культура;
- 5) действенность системы повышения квалификации;
- 6) качество предоставляемых услуг и т. д.
SWOT-анализ как управленческое обследование внутренних возможностей компании, ее слабых и сильных позиций позволяет выяснить силы компании, степень и соответствие профессионализма, квалификации и компетентности ее юристов (специалистов) и обслуживающего персонала требованиям рынка, материальную и информационную обеспеченность сотрудников и прежде всего юристов (специалистов) и ресурсное обеспечение в целом.
В процессе SWOT-анализа (управленческого обследования) анализируются маркетинговые возможности, финансы, объем, виды и качество юридических услуг, штатное расписание, организационная культура, имидж компании.