Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судебная власть в Российской Федерации: органы конституционной юстиции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основное назначение судебной власти — осуществление правосудия в целях защиты субъективных прав и свобод как отдельных граждан, так и юридических лиц, от произвола частных лиц, государственных органов, иных публично-правовых образований, должностных лиц. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами, посредством конституционного, гражданского, административного… Читать ещё >

Судебная власть в Российской Федерации: органы конституционной юстиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной является обязательным признаком демократического государства. Основное назначение судебной власти — осуществление правосудия в целях защиты субъективных прав и свобод как отдельных граждан, так и юридических лиц от произвола частных лиц, государственных органов, иных публично-правовых образований, должностных лиц. В нашей литературе совершенно справедливо подчеркивалось, что без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым[1]. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При осуществлении правосудия суды не действуют абсолютно автономно, они в совокупности образуют единую судебную систему Российской Федерации. Основной нормативный акт в данной сфере — Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Закон о судебной системе).

Согласно ст. 118—123 Конституции РФ к судьям как вершителям правосудия предъявляются особые требования, и у них есть особые гарантии, призванные обеспечить независимость судебной власти от двух других ветвей власти. К важнейшим из таких положений можно отнести независимость судьи и подчинение его только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость судьи, неприкосновенность. Отдельные гарантии процесса судопроизводства закреплены ст. 123 Конституции, где предусмотрены:

  • • открытость судебного разбирательства;
  • • осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;
  • • осуществление судопроизводства (в случаях, установленных федеральным законом) с участием присяжных заседателей.

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, в совокупности составляющие единую судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

  • • КС РФ;
  • • ВС РФ;
  • • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, еуды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К числу специализированных арбитражных судов относятся, в частности, Суд по интеллектуальным правам.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ].

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. В составе КС РФ 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Помимо ст. 125 Конституции, целиком посвященной этому судебному органу, следует указать на специальный нормативный акт — Федеральный конституцион-[2]

ный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в котором определены полномочия, структура и порядок деятельности этого судебного органа. Традиционно выделяют четыре функции КС РФ:

  • 1) проверка соответствия Конституции РФ:
    • • федеральных законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ),
    • • конституций (уставов), а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ,
    • • договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов,
    • • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституция предусматривает еще один вариант проверки конституционности закона, согласно которому КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов осуществляет эту проверку закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению;

  • 2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между этими органами и органами государственной власти субъектов РФ; споров между высшими государственными органами субъектов РФ;
  • 3) толкование действующей Конституции (по запросам Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, Правительства РФ, а также органов законодательной власти субъектов РФ), безотносительно к тому, связано это с каким-либо спором или нет. Кроме того, толкование конституционных норм может осуществляться в ходе рассмотрения конкретных споров, подведомственных КС РФ;
  • 4) участие в процедуре импичмента, поскольку КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Особо следует подчеркнуть, что КС РФ может рассматривать вопросы только в том случае, если к нему обращается (с запросом, ходатайством или жалобой) особо уполномоченный на то государственный орган или иное лицо (гражданин или организация).

Итоговое решение КС РФ по большей части обращений именуется постановлением. Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется

заключение

м. Иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Это решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, иных нормативных правовых актов субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (ст. 27 Закона о судебной системе). КС РФ и конституционные (уставные суды) субъектов РФ в литературе обозначаются одним термином — органы конституционной юстиции, хотя важно подчеркнуть — они не образуют единую систему и прямой подчиненности между КС РФ и данными судами субъектов РФ нет.

* * *.

Подведем некоторые итоги.

  • 1. Конституционное право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с организацией и реализацией публичной власти, а также отношения государства и гражданина.
  • 2. К основным институтам конституционного права относятся такие, как институт основ конституционного строя; институт нрав и свобод человека и гражданина; институт федеративного устройства; институт системы органов государственной власти и местного самоуправления; институт Конституции.
  • 3. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ.
  • 4. Основы конституционного строя — это базовые принципы государственной и общественной жизни, закрепленные непосредственно в Конституции (ст. 1 — 16). Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
  • 5. Принцип государственного суверенитета означает верховенство и полноту государственной власти внутри страны и независимость ее в решении внешнеполитических проблем (в рамках международного права). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции является ее многонациональный народ.
  • 6. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие человеку от рождения (в некоторых случаях — в силу гражданства), защищаемые государством и составляющие основу правового статуса личности.
  • 7. В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Законодательную власть представляют Федеральное Собрание РФ и региональные органы народного представительства, исполнительную — Правительство РФ, региональные правительства, губернаторы, мэры, главы местной администрации. Судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции (ВС РФ и нижестоящие суды), а также КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
  • 8. Президент РФ согласно Конституции является главой государства и наделен обширными полномочиями, которые традиционно делятся на несколько групп. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, нрав и свобод человека и гражданина.
  • 9. Федеральное Собрание РФ является высшим представительным органом РФ и состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Основная функция Федерального Собрания — законотворчество.
  • 10. Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти РФ.
  • 11. Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти, оно призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
  • 12. Основное назначение судебной власти — осуществление правосудия в целях защиты субъективных прав и свобод как отдельных граждан, так и юридических лиц, от произвола частных лиц, государственных органов, иных публично-правовых образований, должностных лиц. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
  • 13. КС РФ является высшим судебным органом, осуществляющим контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции.
  • [1] Безпасюк А. С., Рустамов X. У. Судебная власть: учебник. М.: Юнита-Дана, 2002. С. 17.
  • [2] Более подробно судебная система будет рассмотрена ниже, в гл. 15.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой