Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовые аспекты глобальной задачи предотвращения астероидно-кометной угрозы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди неблагоприятных последствий уничтожения астероида или кометы может быть падение фрагмента астероида на Землю. Согласно ст. II, III Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответственности), запускающее государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом. Исходя из положений ст. VI Конвенции… Читать ещё >

Международно-правовые аспекты глобальной задачи предотвращения астероидно-кометной угрозы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В феврале 2013 г. метеорное тело взорвалось на высоте около 15- 25 м над землей рядом с населенным пунктом — городом Челябинском. В октябре 2009 г. прогремел мощный взрыв небольшого астероида над Индонезией. В 1908 г. в Сибири тунгусский метеорит, в диаметре достигающий максимум 50 м, вошел в атмосферу и взорвался, выровняв площадь леса размером около 2000 км[1]. Болес чем 900 открытых астероидов и комет, размер которых превышает 140 м, были признаны потенциально опасными естественными объектами (ГТОЕО)[2], иными словами, объектами, которые могут представлять угрозу Земле. Эксперты полагают, что общее число ПОЕО составляег более 4000[1].

Доктор Вильям Эйлор, сопредседатель встречи экспертов Международной академии астронавтики в 2009 г., констатировал, что воздействия астероидами и кометами весьма нередки и что даже относительно маленькие объекты могут вызвать местные и региональные бедствия.

Вышеперечисленные факты и тщательная проработка данного вопроса экспертами обострили внимание государств и международных организаций, а также интерес общественности к существующей астероидно-кометной угрозе и выявили необходимость решения этой проблемы на международном уровне.

На протяжении нескольких лет Научно-технический подкомитет Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу) рассматривает доклады рабочих групп по вопросу, касающемуся объектов, сближающихся с Землей (ОСЗ). Такими объекгами признаются движущиеся по околоземной орбите естественные космические тела с расстоянием в перигелии менее 1,3 астрономической единицы[4]. К ним могут относиться астероиды, кометы и метеороиды или метеорные тела. Эти естественные космические объекты вне зависимости от того, приобрели они статус ОСЗ или нет, наряду с Луной и другими планетами в международном космическом праве включаются в понятие небесных тел.

Кроме Научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу, вопросы, связанные с ОСЗ, рассматривают следующие организации: Европейское космическое агентство, Международный астрономический союз, Международная астронавтическая федерация, Ассоциация международного нрава, Международный институт космического права, Консультативный совет представителей космического поколения, Комитет по космическим исследованиям Международного совета научных союзов (КОСПАР) и Международная академия астронавтики.

Несмотря на большое количество международных правительственных и неправительственных организаций, поднимавших вопрос ОСЗ, лишь некоторые из них рассматривают данную проблему на постоянной основе.

Можно выделить следующие основные направления сотрудничества государств по вопросам астероидно-кометной угрозы:

  • • отслеживание, обнаружение и изучение ОСЗ;
  • • разработка и применение мер по уничтожению или отклонению ПОЕО;
  • • предупреждение об астероидно-кометной угрозе;
  • • информационно-образовательная деятельность.

Рассмотрим каждое направление в отдельности.

Отслеживание, обнаружение и изучение ОСЗ — первостепенные задачи, связанные с астроидпо-кометной угрозой. Фактически деятельность по отслеживанию, обнаружению и изучению ОСЗ может быть признана наиболее развитой среди всех направлений международного сотрудничества, связанных с астероиднокометной опасностью.

Согласно ст. I Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), каждая страна имеет право свободно исследовать космическое пространство, в том числе на предмет обнаружения ОСЗ, их изучения и отслеживания. Государства не вправе запретить или препятствовать другим государствам исследовать и использовать ОСЗ, в том числе проводить эксперименты и отправлять искусственные космические объекты для их исследования. Страны — участницы Договора по космосу, если они полагают, что эксперименты над ОСЗ или процесс их исследования могут создать потенциально вредные помехи деятельности по мирному исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, могут потребовать проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента (ст. IX Договора по космосу).

Все исследования ОСЗ, проводимые государствами — участниками Договора по космосу в космическом пространстве, должны иметь мирный характер и проводиться на благо и в интересах всего человечества. Все государства обязаны придерживаться в своей деятельности принципа сотрудничества и взаимопомощи вне зависимости от того, осуществляются исследования на Земле или в космическом пространстве. Согласно этому принципу, если в космическом пространстве при изучении объектов, сближающихся с Землей, персонал изучающего космического объекта или сам космический объект пострадают или для них будет существовать какая-либо угроза космический объект другой страны или его персонал будут обязаны помочь, но мере их возможностей. Ярким примером исполнения этого принципа было бы создание единой межгосударственной сети, защищающей государства и их население от астероидно-кометной опасности, или объединение усилий в изучении объектов, сближающихся с Землей. Рабочая группа по ОСЗ Научно-технического подкомитета Комитета ООН, но космосу на своей пятидесятой сессии рекомендовала государствам создать международную сеть оповещения об астероидах (МСОА)[5].

Деятельность по разработке и применению мер по уничтожению или отклонению ПОЕО благодаря своей актуальности представляет собой динамично развивающийся пласт юридической науки. Это направление охватывает вопросы, связанные со взаимодействием двух космических объектов: угрожающего Земле ОСЗ и средства предотвращения угрозы.

Такое взаимодействие может осуществляться по двум сценариям: уничтожение или отклонение ПОЕО. Стоит отметить, что представляющийся более перспективным способ отклонения угрожающего ОСЗ возможен только в случае, если потенциально опасное сближающееся с Землей небесное тело было обнаружено задолго до возможного столкновения. Уничтожение несущественно уменьшает срок, за который должен быть обнаружен объект. Способы, которые используются при отклонении, делят на мягкие и жесткие. Мягкими признаются гравитационный тягач, солнечный парус, сублимационный метод и другие. К жестким можно отнести взрывное, ядерное, лазерное или кинетическое воздействие. Считается, что уничтожение следует применять только для тел небольшого размера, а последствия уничтожения плохо предсказуемы. Это действие практически бесполезно, если тело состоит из нескольких объектов. Уничтожение может проводиться исключительно с помощью вышеперечисленных жестких средств.

Основой всей деятельности по предотвращению астероиднокометной угрозы человечеству может быть признано положение ст. I Договора по космосу[6], которой установлено, что «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран». Спасание людей от непосредственной опасности, которую можег повлечь за собой падение любого из ПОЕО безусловно входит в сферу интересов всего человечества и подпадает под категорию блага.

Статья IX Договора по космосу предусматривает проведение консультаций с заинтересованными государствами при осуществлении в космическом пространстве потенциально опасных экспериментов, которые могут повлиять на деятельность других государств. Непосредственно относятся к проблеме также положения ст. VI и VII Договора по космосу, касающиеся ответственности государств за национальную космическую деятельность и за ущерб, причиненный космическими объектами. Отклонение или уничтожение любого ОСЗ, угрожающего Земле, может быть признано экспериментом или деятельностью, которые впоследствии могут привести как к благоприятным, так и неблагоприятным последствиям для всей планеты.

Среди неблагоприятных последствий уничтожения астероида или кометы может быть падение фрагмента астероида на Землю. Согласно ст. II, III Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответственности), запускающее государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом. Исходя из положений ст. VI Конвенции об ответственности, освобождение от абсолютной ответственности не предоставляется, если деятельность государства противоречит международному праву. Технически данный вид ущерба не подпадает под действие норм Конвенции об ответственности, так как ответственность для государства наступает лишь тогда, когда ущерб причинен искусственным космическим объектом. Поэтому за ответом, как необходимо поступить в подобной ситуации, следует обращаться к принципам международного права.

Говоря о ядерном воздействии как в случаях с отклонением, гак и с уничтожением ОСЗ стоит отмстить, что согласно Договору по космосу в космическом пространстве установлен режим частичной демилитаризации, а на небесных телах — полной демилитаризации. Согласно п. 1 ст. IV «государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, нс устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом». Вышеуказанные положения с большой долей вероятности повлекут определенные международноправовые проблемы при использовании ядерных устройств в качестве средств отклонения или уничтожения ОСЗ. Необходимо также учитывать, что Договор о частичном запрещении испытаний в трех средах 1963 г. и Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г. исключают возможность ядерных взрывов в космическом пространстве.

Оба вышеперечисленных соглашения содержат положения, позволяющие государствам выйти из договоров, если события, связанные с предметом настоящих договоров, поставили под угрозу высшие интересы государства. Положения Договора по космосу также позволяют выйти из него в уведомительном порядке.

Представляется, что для того чтобы правопорядок в космическом пространстве был соблюден, при фактической астсроиднокометной угрозе человечеству Совет Безопасности ООН, исходя из своих функций, может призвать страны, участвующие в операциях по предотвращению асгероидно-кометной опасности, временно выйти из договоров, несовместимых с проводимыми операциями, с восстановлением своего участия после завершения таких операций. Другим путем решения проблемы, связанной со сложившийся ситуацией относительно ядерных средств защиты от асгероидно-комстной угрозы, может стать заключение нового соглашения на международном уровне относительно астероидно-кометной опасности.

Уничтожение или отклонение ПОЕО может повлечь загрязнение космического пространства. Принцип предотвращения и минимизации загрязнения космоса предполагает тщательную проработку каждой планируемой операции в космическом пространстве, которая позволит минимизировать количество образующихся обломков и мусора, а также избежания загрязнения опасными веществами. Стоит указать на существование Руководящих принципов Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора, которые должны быть учтены при осуществлении деятельности по борьбе с астероидно-космической опасностью.

Одно из направлений международного сотрудничества государств связано с предупреждением мирового сообщества о потенциально опасных ОСЗ. Комитет ООН по космосу и Международный астрономический союз (MAC) неоднократно указывали па необходимость создания международной системы оповещения об ОСЗ, а также отмечали важность обмена информацией относительно обнаружения потенциально опасных ОСЗ. На двадцать восьмой Генеральной ассамблее MAC была принята резолюция о создании подобной системы.

Исходя из смысла ст. XI Договора по космосу страныучастницы соглашаются в максимально возможной степени извещать Генсрального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о своей деятельности по изучению и исследованию ОСЗ. По получении подобной информации Генеральный секретарь должен быть готов к ее немедленному распространению.

Повсеместно международные правительственные и неправительственные организации проводят в жизнь информационнообразовательные функции в отношении ПОЕО.

Так, Научно-технический подкомитет Комитета ООН по космосу приветствует инициативы и деятельность, направленные на повышение осведомленности населения по вопросам, касающимся ОСЗ. В рамках информационно-образовательной деятельности проводятся конференции, семинары, конкурсы, вводятся образовательные программы, ведутся информационные сайты и печатаются публицистические и информационно-аналитические издания. Ознакомиться с открытыми на настоящий день ОСЗ можно на сайте Центра Малых Планет1.

Для того чтобы предупредить глобальную угрозу астероиднокометной опасности, необходимо участие всего международного сообщества. К решению данной проблемы необходимо подходить комплексно, учитывая важность каждого из направлений, по которым ведется международное сотрудничество: отслеживание, обнаружение и изучение ОСЗ, разработка и применение мер по уничтожению или отклонению ПОЕО, международное предупреждение об астсроидно-комстной угрозе и информационно-образовательная деятельность.

  • [1] Asteroid threat. A call for global response. A proposal for an international decision-making to protect our planet from Near Earth Object impact. Association of Space Explorers, 2008.
  • [2] См.: Жуков Г. П. Международное космическое право и вызовы XXIстолетия. К 50-летию полета Юрия Гагарина в космос: учеб, пособие. —М.: РУДН, 2011,—С. 41.
  • [3] Asteroid threat. A call for global response. A proposal for an international decision-making to protect our planet from Near Earth Object impact. Association of Space Explorers, 2008.
  • [4] Информация о проводимых государствами-членами, международными организациями и другими учреждениями исследованиях относительно объектов, сближающихся с Землей, записка Секретариата Научно-технического подкомитета Комитета ООН по мирному использованиюкосмического пространства. —С. 6. URL: http://www.oosa.unvienna.org/pdf/reports/ac 105/С1 /АС 105_С 1 _106R.pdf.
  • [5] Доклад Научно-технического подкомитета о работе его пятидесятой сессии, проведенной в Вене 11−22 февраля 2013 г. — С. 56. URL: http://www.oosa.unvienna.org/pdf/reports/ac 105/АС 105 1038R.pdf.
  • [6] См.: Жуков Г. П. Международное космическое право и вызовы XXIстолетия // Космонавтика XXI века. —М.: РТСофт, 2010. —С. 418.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой