Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уровни и параметры измерения культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Власть в восприятии членов общества не является значимой частью жизни; ориентация на легитимную власть; воспитание уважительного отношения к правам личности; демократический стиль управления; возможность открыто высказывать свое мнение. Хотя изначально Э. Шейн описывал уровни организационной культуры, а Г. Хофстеде, Г. Триандис и другие — измерения национальных культур, обе модели могут быть… Читать ещё >

Уровни и параметры измерения культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выше уже было показано, что культура как регулятор жизнедеятельности группы представляет собой систему:

  • а) ценностей и норм, которые разделяются большинством членов группы и определяют их поведение и особенности деятельности;
  • б) элементов материальной культуры, обеспечивающих реализацию целей деятельности данной группы.

Если рассматривать культуру как систему, то обнаружится, что:

  • 1) каждый элемент культуры по-разному влияет на деятельность, поведение и общение на уровне человека, группы или социума в целом, выступая как специализированное средство воздействия;
  • 2) все элементы культуры взаимосвязаны и целенаправленно взаимодействуют между собой, обеспечивая максимально полную реализацию функций и достижение целей культуры.

При этом тот или иной элемент культуры может воздействовать:

  • • на внешне наблюдаемые формы и способы деятельности, поведения и общения (поступки);
  • внутренне осознаваемые ценности и нормы;
  • подсознательные, кажущиеся самоочевидными представления (мировосприятие) как первичный источник ценностей и поступков.

Именно в зависимости от объекта воздействия объединяет элементы культуры в уровни (компоненты) модель Э. Шейна1 (рис. 5.3).

Уровни культуры (по Э. Шейну).

Рис. 5.3. Уровни культуры (по Э. Шейну).

В то же время любую культуру можно описать через набор определенных измерений, или культурных синдромов. Г. Хофстеде, Г. Триандис и другие исследователи выделили значительное число измерений культуры[1][2]; из них наиболее существенные для анализа процессов, происходящих в социуме, представлены в табл. 5.3.

Таблица 3.3

Наиболее значимые для анализа социальных процессов измерения культуры

№.

Измерения культуры / Исследователи.

Характеристики культурного синдрома.

Индивидуализм — коллективизм (Г. Хофстеде, Г. Триандис, Ф. Тромпенаарс).

Индивидуализм

Приоритет имеют индивидуальные цели и ценности; возможности самореализации человека велики; степень лояльности к группе низка; поведение определяется внутренней мотивацией человека, который чувствует свою уникальность.

Коллективизм

Приоритет имеют коллективные цели и ценности; высока степень лояльности к группе; поведение определяется принадлежностью к группе; человек чувствует себя частью группы.

Дистанция власти (Г. Хофстеде).

Болыиая дистанция

Восприятие членами общества власти как наиболее важной части общественной жизни; ориентация на власть,.

№.

Измерения культуры / Исследователи.

Характеристики культурного синдрома.

основанная на силе и принуждении; воспитание исполнительности, конформизма, установки на авторитаризм и т. п.; авторитарный стиль управления; боязнь выразить несогласие с властью.

Малая дистанция

Власть в восприятии членов общества не является значимой частью жизни; ориентация на легитимную власть; воспитание уважительного отношения к правам личности; демократический стиль управления; возможность открыто высказывать свое мнение.

Фемининность — маскулинность (Г. Хофстеде).

Фемининная культура

Доминирование значимости личности, ее воспитания и самореализации, поиски смысла жизни; гендерные роли четко не различаются; выраженная мотивация к аффилиации (потребность в создании позитивных отношений); равноправие мужчин и женщин; удовлетворенность жизнью дают процесс работы, сотрудничество и дружеские отношения с людьми.

Маскулинная культура

Придание большей ценности материальным вещам, власти; гендерные роли четко дифференцированы; выраженная мотивация к достижению; дискриминация женщин; удовлетворенность жизнью дают общественное признание, победа в конкурентной борьбе, достижение материального благополучия.

Избегание неопределенности (Г. Хофстеде).

Высокий уровень избегания неопределенности

Тенденция проявлять нетерпимость ко всему новому; высокий уровень тревожности при встрече с новым; создание формализованных правил поведения в группе; трактовка агрессии как самозащиты; склонность к определенности и т. д.

Низкий уровень избегания неопределенности

Тенденция проявлять терпимость к новому; низкий уровень тревожности при встрече с новым; принятие разногласий в группе; трактовка агрессии как нападения; склонность к риску и т. д.

Долгосрочная — краткосрочная ориентация (Г. Хофстеде).

Долгосрочная ориентация

Ориентированность на стратегические, долгосрочные цели, желание заглядывать в будущее.

Краткосрочная ориентация

Ориентированность на сиюминутные цели, нежелание заглядывать в будущее.

№.

Измерения культуры / Исследователи.

Характеристики культурного синдрома.

Открытость — закрытость (Г. Триандис).

Открытость

Допускается несоответствие поведения групповым нормам; терпимость к отклонению от норм; низкая тревога в отношении своего отклонения от норм; отсутствие компенсации за ненормативное поведение.

Закрытость

Несоответствие поведения групповым нормам осуждается и наказывается; нетерпимость к отклонению от норм; уход в воображаемый мир как компенсация за недопустимость ненормативного поведения; высокая тревожность.

Хотя изначально Э. Шейн описывал уровни организационной культуры, а Г. Хофстеде, Г. Триандис и другие — измерения национальных культур, обе модели могут быть использованы для анализа любого типа культуры, выступая как взаимодополняющие.

  • [1] Источник: Шейн Э. Г. Организационная культура и лидерство / пер. с англ, под ред.В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2012.
  • [2] См., например: Hofstede С., Hofstede G.J., Minkov М. Cultures and Organizations: Softwareof the Mind. N. Y.: McGraw-Hill, 2010; Триандис Г. К. Культура и социальное поведение :[учеб, пособие] / пер. В. А. Соснина. М.: Форум, 2011; Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тер-нер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / пер. с англ.Е. П. Самсонова. Минск: Попурри, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой