Уровни и параметры измерения культуры
![Реферат: Уровни и параметры измерения культуры](https://gugn.ru/work/6575510/cover.png)
Власть в восприятии членов общества не является значимой частью жизни; ориентация на легитимную власть; воспитание уважительного отношения к правам личности; демократический стиль управления; возможность открыто высказывать свое мнение. Хотя изначально Э. Шейн описывал уровни организационной культуры, а Г. Хофстеде, Г. Триандис и другие — измерения национальных культур, обе модели могут быть… Читать ещё >
Уровни и параметры измерения культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выше уже было показано, что культура как регулятор жизнедеятельности группы представляет собой систему:
- а) ценностей и норм, которые разделяются большинством членов группы и определяют их поведение и особенности деятельности;
- б) элементов материальной культуры, обеспечивающих реализацию целей деятельности данной группы.
Если рассматривать культуру как систему, то обнаружится, что:
- 1) каждый элемент культуры по-разному влияет на деятельность, поведение и общение на уровне человека, группы или социума в целом, выступая как специализированное средство воздействия;
- 2) все элементы культуры взаимосвязаны и целенаправленно взаимодействуют между собой, обеспечивая максимально полную реализацию функций и достижение целей культуры.
При этом тот или иной элемент культуры может воздействовать:
- • на внешне наблюдаемые формы и способы деятельности, поведения и общения (поступки);
- • внутренне осознаваемые ценности и нормы;
- • подсознательные, кажущиеся самоочевидными представления (мировосприятие) как первичный источник ценностей и поступков.
Именно в зависимости от объекта воздействия объединяет элементы культуры в уровни (компоненты) модель Э. Шейна1 (рис. 5.3).
![Уровни культуры (по Э. Шейну).](/img/s/8/66/1370266_1.png)
Рис. 5.3. Уровни культуры (по Э. Шейну).
В то же время любую культуру можно описать через набор определенных измерений, или культурных синдромов. Г. Хофстеде, Г. Триандис и другие исследователи выделили значительное число измерений культуры[1][2]; из них наиболее существенные для анализа процессов, происходящих в социуме, представлены в табл. 5.3.
Таблица 3.3
Наиболее значимые для анализа социальных процессов измерения культуры
№. | Измерения культуры / Исследователи. | Характеристики культурного синдрома. |
Индивидуализм — коллективизм (Г. Хофстеде, Г. Триандис, Ф. Тромпенаарс). | Индивидуализм Приоритет имеют индивидуальные цели и ценности; возможности самореализации человека велики; степень лояльности к группе низка; поведение определяется внутренней мотивацией человека, который чувствует свою уникальность. | |
Коллективизм Приоритет имеют коллективные цели и ценности; высока степень лояльности к группе; поведение определяется принадлежностью к группе; человек чувствует себя частью группы. | ||
Дистанция власти (Г. Хофстеде). | Болыиая дистанция Восприятие членами общества власти как наиболее важной части общественной жизни; ориентация на власть,. |
№. | Измерения культуры / Исследователи. | Характеристики культурного синдрома. |
основанная на силе и принуждении; воспитание исполнительности, конформизма, установки на авторитаризм и т. п.; авторитарный стиль управления; боязнь выразить несогласие с властью. | ||
Малая дистанция Власть в восприятии членов общества не является значимой частью жизни; ориентация на легитимную власть; воспитание уважительного отношения к правам личности; демократический стиль управления; возможность открыто высказывать свое мнение. | ||
Фемининность — маскулинность (Г. Хофстеде). | Фемининная культура Доминирование значимости личности, ее воспитания и самореализации, поиски смысла жизни; гендерные роли четко не различаются; выраженная мотивация к аффилиации (потребность в создании позитивных отношений); равноправие мужчин и женщин; удовлетворенность жизнью дают процесс работы, сотрудничество и дружеские отношения с людьми. | |
Маскулинная культура Придание большей ценности материальным вещам, власти; гендерные роли четко дифференцированы; выраженная мотивация к достижению; дискриминация женщин; удовлетворенность жизнью дают общественное признание, победа в конкурентной борьбе, достижение материального благополучия. | ||
Избегание неопределенности (Г. Хофстеде). | Высокий уровень избегания неопределенности Тенденция проявлять нетерпимость ко всему новому; высокий уровень тревожности при встрече с новым; создание формализованных правил поведения в группе; трактовка агрессии как самозащиты; склонность к определенности и т. д. | |
Низкий уровень избегания неопределенности Тенденция проявлять терпимость к новому; низкий уровень тревожности при встрече с новым; принятие разногласий в группе; трактовка агрессии как нападения; склонность к риску и т. д. | ||
Долгосрочная — краткосрочная ориентация (Г. Хофстеде). | Долгосрочная ориентация Ориентированность на стратегические, долгосрочные цели, желание заглядывать в будущее. | |
Краткосрочная ориентация Ориентированность на сиюминутные цели, нежелание заглядывать в будущее. |
№. | Измерения культуры / Исследователи. | Характеристики культурного синдрома. |
Открытость — закрытость (Г. Триандис). | Открытость Допускается несоответствие поведения групповым нормам; терпимость к отклонению от норм; низкая тревога в отношении своего отклонения от норм; отсутствие компенсации за ненормативное поведение. | |
Закрытость Несоответствие поведения групповым нормам осуждается и наказывается; нетерпимость к отклонению от норм; уход в воображаемый мир как компенсация за недопустимость ненормативного поведения; высокая тревожность. |
Хотя изначально Э. Шейн описывал уровни организационной культуры, а Г. Хофстеде, Г. Триандис и другие — измерения национальных культур, обе модели могут быть использованы для анализа любого типа культуры, выступая как взаимодополняющие.
- [1] Источник: Шейн Э. Г. Организационная культура и лидерство / пер. с англ, под ред.В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2012.
- [2] См., например: Hofstede С., Hofstede G.J., Minkov М. Cultures and Organizations: Softwareof the Mind. N. Y.: McGraw-Hill, 2010; Триандис Г. К. Культура и социальное поведение :[учеб, пособие] / пер. В. А. Соснина. М.: Форум, 2011; Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тер-нер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / пер. с англ.Е. П. Самсонова. Минск: Попурри, 2004.