Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение общего и индивидуального в языке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Язык принадлежит мне, — писал В. Гумбольдт, — ибо каким я его вызываю к жизни, таким он и становится для меня". Но он принадлежит не одному человеку (зачем он тогда нужен?), а человеку как части народа, говорящего на этом языке сейчас и говорившего на нём не одну сотню лет. Любой носитель языка — часть языкового социума. Термин «индивидуальный язык», широко распространённый в языкознании XIX в… Читать ещё >

Соотношение общего и индивидуального в языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Язык принадлежит мне, — писал В. Гумбольдт, — ибо каким я его вызываю к жизни, таким он и становится для меня»[1]. Но он принадлежит не одному человеку (зачем он тогда нужен?), а человеку как части народа, говорящего на этом языке сейчас и говорившего на нём не одну сотню лет. Любой носитель языка — часть языкового социума. Термин «индивидуальный язык», широко распространённый в языкознании XIX в., входил, таким образом, в противоречие с реальным существованием языка народа.

Размышляем самостоятельно

Попытаемся описать свой (или чей-либо) «индивидуальный язык», идя от собственных наблюдений. Что нам удастся заметить?

Как правило, отвечая на этот вопрос, не вспоминают о таких несомненно индивидуальных сторонах нашей речи, как артикуляция (хотя индивидуальные артикуляционные отклонения разной степени весьма распространены) и особенности фонации (допустим, склонность к тихой или, наоборот, громкой речи), ни — тем более — об индивидуальном почерке. Видимо, подсознательно — и не без оснований — подразумевают, что не это в языке главное.

Обычно ограничиваются замеченными нарушениями литературной нормы, а также сравнительно небольшим списком особенностей активного словаря («любимых словечек») и — реже — бросающихся в глаза излюбленных грамматических конструкций.

Немногое замеченное выделяется, но одновременно и теряется на необозримо богатом фоне черт, общих у данного человека с другими носителями современного языка, в частности русского. Болес того, мы прекрасно понимаем, что не будь этого общего, надындивидуального, наше личное общение с другими было бы просто невозможным.

Но тогда вопрос осложняется: как же именно соотносится в языке общее и индивидуальное?

Вопрос о соотношении индивидуального («моего») и общего (социального) постоянно находится в поле зрения лингвистов. Л. В. Щерба в классической работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931) выделил:

  • а) речевую деятельность, т.с. функционирование языка в устной и письменной речи;
  • б) языковую систему;
  • в) языковой материал (всё, что написано и сказано на данном языке).

Но далее он показал, что реальным способом существования языковой системы в памяти каждого отдельного носителя языка являются «индивидуальные речевые системы», которые формируются в процессе усвоения языка[2].

На основе этой идеи в отечественной школе психолингвистики формируется понятие «языковой способности» (психофизиологического механизма, обеспечивающего овладение и пользование языком), а позже — теория языковой личности.

  • [1] Гумболъдт Вильгельм фон. О различии строения человеческих языков и еговлиянии на духовное развитие человеческого рода // Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 83—84.
  • [2] Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об экспериментев языкознании // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очеркахи извлечениях. Ч. II. М., 1965. С. 363—365.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой