Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аналогия закона и аналогия права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, по неопубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как нс вступившие в силу, и нс могут служить… Читать ещё >

Аналогия закона и аналогия права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практическое значение принципов гражданского права состоит в их применении при аналогии права. В случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из принципов гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6 ГК РФ).

Источники гражданского права

Источники гражданского права — это формы выражения гражданско-правовых норм. Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Виды источников гражданского права:

  • — Конституция РФ;
  • — нормы международного права и международные договоры РФ;
  • — ГК РФ;
  • — иные принятые в соответствии с ним федеральные законы;
  • — указы Президента РФ;
  • — постановления Правительства РФ;
  • — нормативные акты федеральных агентств и федеральных служб;
  • — нормативные акты СССР и Российской Федерации (РСФСР), принятые до введения в действие ГК РФ;
  • — обычаи.

Источники гражданского права Российской Федерации включают в себя:

  • 1) нормативные правовые акты;
  • 2) международные договоры;
  • 3) обычаи.

Судебная практика, в том числе постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры практики Суда, не является источником права в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей. В то же время эти акты имеют важное значение при разъяснении действующего законодательства и обязательны для судов низших инстанций. Так, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняет особенности применения отдельных положений части первой ГК РФ.

1. Нормативные правовые акты. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Иерархия нормативных правовых актов определена в ст. 3 ГК РФ и включает в себя гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, в том числе федеральных конституционных законов.

ГК РФ является кодифицированным федеральным законом наряду с другими федеральными законами, но при этом имеет определенный приоритет над другими законами.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Федеральные законы, иные акты, содержащие нормы гражданского права, акты СССР и РСФСР не подлежат применению в том случае, если они противоречат ГК РФ.

ГК РФ состоит из четырех частей. Первая часть вступила в силу 1 января 1995 г., вторая — 1 марта 1996 г., третья — 1 марта 2002 г.; четвертая — 22 декабря 2006 г.

Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя:

— указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить ГК РФ и иным законам. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ;

акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые могут издаваться в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Вступление в силу гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:

  • 1) федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, в законах о введении в действие отдельных частей ГК РФ установлен иной порядок вступления в силу. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья ГК РФ введена в действие с 1 марта 2002 г.;
  • 2) акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, а также акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу;
  • 3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, по неопубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как нс вступившие в силу, и нс могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальным считается опубликование в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Кроме того, акты федеральных агентств и федеральных служб официально публикуются в ряде соответствующих направлению их деятельности изданий.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются:

  • • федеральные конституционные законы;
  • • федеральные законы;
  • • акты палат Федерального Собрания;
  • • указы и распоряжения Президента РФ;
  • • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • • решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).

  • 2. Международные договоры. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации (и. 1 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «международными договорами признаются соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования». В качестве примеров международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, можно отметить:
    • • Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Россия присоединилась в 1990 г.);
    • • Бернскую конвенцию о литературных и художественных произведениях 1886 г. (Россия присоединилась в 1995 г.);
    • • Римскую конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Россия присоединилась в 2002 г.) и др.

Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, кроме тех случаев, когда из международного договора следует, что для придания ему юридической силы на территории данного государства требуется издание внутригосударственного акта. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

3. Обычаи — это сложившиеся и широко применяемые в какойлибо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренные законодательством правила поведения, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.

Признаки обычая:

  • 1) это сложившееся правило поведения;
  • 2) оно широко применяется исключительно в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности;
  • 3) не предусмотрено законодательством;
  • 4) оно может быть выражено в письменной форме (в виде документа) или нет.

Обычай признается источником права в том случае, если он санкционирован государством, например, в форме указания на него в законе (например, ст. 309,311,312,314 ГК РФ и др.). Национальные торгово-промышленные палаты изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

В качестве распространенных в международной практике обычаев можно отметить обычаи, систематизированные Международной торговой палатой: Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2010, Унифицированные правила по инкассо (в ред. 1995 г.), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1993 г.) и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой