Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соня мармеладова. 
Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскольников был отправлен на каторжные работы. Соня пошла за ним, чтобы помочь ему «нести крест». Долго еще не успокаивалась мятежная душа Раскольникова: он роптал на судьбу, упрекал себя, оскорблял Соню. Каторжане инстинктивно поняли в нем «чужого» человека — человека, оторвавшегося от «целого и круглого». Над ним смеялись, его ненавидели, чуть не убили: «Ты — безбожник, ты в Бога не веруешь… Читать ещё >

Соня мармеладова. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это была бедная девушка, которая продала свое тело ради спасения от голода малолетних детей своей мачехи… Грязную жизнь пришлось ей вести, но душа ее оставалась чиста и чреда ее земной жизни. Соня воспитала себя на чтении Евангелия — она верила, что Бог простит ее, как евангельскую блудницу и мытаря, и всеми помыслами тянулась она к Богу; здесь на земле осуществила она божественный завет жертвовать собой ради ближнего. И сознание этой жертвы не возбуждало в Соне гордости. Она видела в этом свой долг и со смирением несла тяжелый свой крест. С точки зрения людей она была существом «падшим», но Достоевский сумел осветить ее сердце и в нем нашел богатый источник света высокой христианской любви. Соня Мармеладова принадлежит к тем светлым женским образам, которыми богата русская литература, она сродни Лизе Калитиной, Елене и др.

И вот к этой Соне пришел каяться Раскольников. Он думал, что она, тоже «переступившая» условности «роевой жизни», близка ему по духу, что она — товарищ его по несчастью. Он утешал себя мыслью, что Соня злобствует на людей за то, что она — их жертва и, подобно ему, — грешница — «пуще всего тем, что понапрасну умертвила и предала себя». .

Из этих слов видно, что, ослепленный самомнением, он мог еще смотреть на себя как на «напрасную жертву». . Он стал перед Соней на колени и сказал: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». В этих словах еще слышится «гордость» Раскольникова. Ведь он и себя считает в такой же степени достойным поклонения… Он пришел, чтобы «возмутить» Соню против людской несправедливости и в этом возмущении «сестры по духу» найти облегчение своей мятежной душе.

Но он встретил в ней сильного человека, который повел его за собой. Соня приблизила его к Богу; она читала ему Евангелие, она, простая девушка, сказала ему, образованному человеку, что нет той мерки, которой человек может судить другого человека, а презирать своего ближнего никто не имеет права. «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». — «Это — человек-го вошь?» — воскликнула Соня, и в этом восклицании сказалась вся глубина ее христианской гуманности… Не имеет никто права считать другого ничтожным и презирать его — в малых людях, в людях «униженных и оскорбленных», в преступных и падших можно легко тогда проглядеть «человека». .

Она этому гордому человеку сказала, что он — «несчастнее всех» на свете, что он «над собой» сделал великое зло; она указала ему и путь спасения: «Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем, вслух: «Я убил».

Соня доводит Раскольникова до сознания, что главное побуждение его к убийству было его самолюбие, — не о счастье людей беспокоился он: ему хотелось только доказать себе, что он — сильный человек, что он — не «вошь, как все», не «тварь дрожащая» и «право имеет переступить».

Раскольников исполняет все, что ему указала Соня: он приносит всенародное покаяние, соблюдая при этом все обряды… И с момента покаяния он возвращается в то «целое, круглое», от которого он оторвался, повинуясь своей гордыне, своему эготизму. С ним произошло то, что с героями Толстого — Пьером Безуховым, Андреем Болконским; только большей ценой заплатил он за свои ошибки. Само покаяние его характерно, оно чисто в «народном духе». В этом кроется высокий смысл: Достоевский, подобно Толстому, зовет этого интеллигента-преступника к простой, народной правде, к «каратаевщине».. Там чище правда, там спасение…

Раскольников был отправлен на каторжные работы. Соня пошла за ним, чтобы помочь ему «нести крест». Долго еще не успокаивалась мятежная душа Раскольникова: он роптал на судьбу, упрекал себя, оскорблял Соню. Каторжане инстинктивно поняли в нем «чужого» человека — человека, оторвавшегося от «целого и круглого». Над ним смеялись, его ненавидели, чуть не убили: «Ты — безбожник, ты в Бога не веруешь! — кричали ему. —Убить тебя надо!» Это обвинение в «безбожии» странно звучит в устах людей преступных, но мысль его ясна… Каторжане кричали ему то же, что в свое время говорил пушкинский старый цыган юноше Алеко:

Оставь нас, гордый человек!

…ты для себя лишь хочешь воли!

Они тоже «преступили» принципы, как Раскольников, но они продолжали верить в эти «принципы» и не отрывались от идеалов массы; в Раскольникове же они чувствовали человека, который утратил веру в то, чем была сплочена человеческая масса; они чувствовали, что у него есть свой Бог — его собственное гордое «я». Зато Соню они полюбили как раз за то, что она богата была тем, чего не было у Раскольникова, — любовью к людям и Богу.

«Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клейменые каторжане этому маленькому и худенькому созданию.

Лишь после долгой внутренней борьбы с собой и под влиянием Сони смягчилась, мало-помалу, душа Раскольникова, и он, наконец, принял ее веру и слился с тем «целым и круглым», против чего восстал. «Но тут начинается новая история, — говорит Достоевский, — история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Сиповский В. В. История русской словесности. — Часть 3. Вып. 2. — 4-е изд., испр. — Петроград, 1914. — С. 318—328.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой