Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственный авторитет и психология подчинения во властных отношениях. 
Престиж должности и авторитет личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для успешного осуществления управленческих функций руководитель не обязательно должен иметь все эти качества одновременно. Но определенный их минимум необходим. К ним, прежде всего, относятся высокий уровень энергии, готовность брать на себя ответственность, внимание к социальным ситуациям. Эффективный руководитель должен испытывать потребность влиять на людей и достигать поставленных целей… Читать ещё >

Нравственный авторитет и психология подчинения во властных отношениях. Престиж должности и авторитет личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Власть и авторитет оказываются при условии, что одна сторона, мобилизуя свои возможности, пытается изменить поведение другой стороны средствами воздействия. Рожденные психологическим воздействием изменения исчезают, как только человек или группа людей выходит из сферы влияния. Другие изменения являются длительными и со временем становятся чертами человека.

Обязанность руководителя — постоянно влиять на подчиненных. На практике такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным, имеющее своей предпосылкой разные причины: индивидуальное мастерство, профессионализм, коммуникативные и другие умения руководителя, его авторитет, стиль руководства, масштаб власти; наличие у подчиненных руководителю индивидов различных интересов, мировоззрений, способов мышления.

Все это неодинаково подвергается воздействию, сказывается в индивидуальном поведении подчиненных. Именно тогда, когда руководитель добивается выполнения конкретных задач и обязанностей, сотрудник может заниматься актуальными для него делами. Его личные принципы могут противоречить принципам или политике организации, следствием чего будут психологические барьеры, конфликты.

Важными факторами влияния руководителя на подчиненных является авторитет и власть.

Авторитет (лат. Autoritas — влияние, власть) — влияние индивида, основанное на занимаемой им должности; признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Психологической основой авторитета руководителя является его компетентность, деловитость, деловая корректность и т. п. Значительную роль при этом играют значимость его должности и возможности, которые она открывает.

Власть — способность и возможность осуществлять определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью различных средств — воли, права, авторитета, насилия[1].

Источниками власти над подчиненными являются:

  • • действующее законодательство, границы должностной компетенции в организации;
  • • использование вознаграждений (повышение заработной платы, установление премий, доплат, предоставление возможности использовать в удобное время отпуска, выполнять интересную, желанной работу);
  • • использование принуждения (способность получить желаемое согласие иод давлением и страхом наказания, т. е. выговоров, понижение в должности, увольнение с должности, иногда физического насилия). Формами принуждения является критика, присутствие руководителя во время выполнения работы подчиненными;
  • • референтная власть (базируется на привлекательных личностных качествах руководителя). Попытки сотрудников походить на такого руководителя наделяют его дополнительной властью над ними;
  • • власть, основанная на опыте (выражается в признании, что индивид наделен недоступными для других специальными знаниями).

Источником любой власти, в том числе и в управлении, является реальное влияние одной части явления на другую, что свидетельствует о возникновении властных отношений.

Властные отношения — возможность одной части господствовать над другой, воздействовать на нее, осуществлять свою волю во взаимодействии.

Авторитет характеризует широта (количественный признак — сфера влияния, количество лиц группы, привлеченных к отношениям), глубина (качественный признак — авторитет должности, авторитет личности, виды деятельности, которые охватывает авторитет), стабильность (временная характеристика). Основными компонентами структуры авторитета руководителя являются глубокие профессиональные знания, моральнопсихологические качества и стиль управления. Признание руководителя в значительной мере обеспечивают его личностные возможности и качества.

Утверждению авторитета руководителя способствуют:

  • — способность адаптироваться к ситуации управления;
  • — надежность, решительность, настойчивость, уверенность в себе;
  • — стрессоустойчивость, готовность брать на себя ответственность;
  • — дипломатичность;
  • — организованность;
  • — находчивость;
  • — практически-психологический ум, психологический такт;
  • — энергичность;

перспективность мышления, умение принимать творческие решения в рискованных ситуациях, склонность к интуитивному предвидению;

— концентрация внимания на решении проблем, а не на выявлении виновников и т. п.

Для успешного осуществления управленческих функций руководитель не обязательно должен иметь все эти качества одновременно. Но определенный их минимум необходим. К ним, прежде всего, относятся высокий уровень энергии, готовность брать на себя ответственность, внимание к социальным ситуациям. Эффективный руководитель должен испытывать потребность влиять на людей и достигать поставленных целей. Решающим моментом в формировании авторитета руководителя является не только объективная ценность его качеств и свойств, но и субъективное восприятие их подчиненными.

Психологическое воздействие руководителя оказывается на нескольких уровнях взаимодействия: между ним и подчиненным, между ним и группой сотрудников и др. Эффективное управление предполагает во всех случаях наличие обратной связи, когда подчиненные также являются агентами влияния. Это сказывается на эффективности принятия управленческих решений, которая зависит и от форм (индивидуальных, коллективных) принятия управленческого решения. Эффективно использовать различные формы в зависимости от сложности задачи.

  • [1] Бакирова Г. X. Психология эффективного стратегического управления персоналом.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 152.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой