Консалтинговое предпринимательство.
Организация предпринимательской деятельности
Консультационный процесс, в котором обучение входит как его составная часть. В этом случае приглашенный консультант (или группа консультантов) осуществляет диагностику проблем фирмы-клиента посредством традиционных форм (интервью, анализ документации, семинар с ведущими фигурами фирмы и т. п.). В процессе диагностики выявляется перечень наиболее важных проблем, в числе которых оказывается… Читать ещё >
Консалтинговое предпринимательство. Организация предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важной сферой деятельности субъектов предпринимательства является консалтинг (или консультационная деятельность). Слово «консультант» (consultans) имеет латинские корни и означает — советующий.
Консалтинговое предпринимательство специализируется на общем управлении, администрировании, финансовом управлении, маркетинге, управлении персоналом, информационных технологиях, на оказании специализированных услуг (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Составляющие консалтингового предпринимательства.
Консалтинг является обособленной формой услуги и имеет практически неограниченную сферу распространения. В настоящее время в этой сфере трудятся сотни тысяч предпринимателей, причем число предметов, вокруг которых формируются консультационные услуги, постоянно растет.
Лидером в области предоставления консалтинговых услуг является США. С начала 1990;х гг. число консультационных фирм США увеличивалось в 70−80 раз ежегодно, а объем оказываемых услуг в 120−130 раз. В этой сфере американского бизнеса сегодня занято около 700 тыс. человек, а годовой доход одной из крупнейших консультационных фирм мира Deloitte Touche Tohmatsu[1], входящей в так называемую большую четверку, составил в 2012 фин. году — 31 млрд долл, (в 2011 фин. году — 28,8 млрд долл., из которых 42,6% принес аудит, 29,7% доходов — консалтинг). 40% дохода за 2012 фин. год обеспечил рынок США, рынок России составил менее 1%[2].
В России консалтинговое предпринимательство является достаточно молодым, ему около 20 лет. Данный вид предпринимательства преодолел сложности начального этапа, когда бизнесмены уверенно считали себя слишком компетентными в любых вопросах, чтобы обращаться в специализированные консалтинговые агентства. Сегодня, когда бизнес стал более цивилизованным, консалтинговые услуги на российской рынке составляют более 2 млрд долл.
Консалтинговые услуги могут осуществляться в виде устных разовых советов или в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:
- • выявление проблемы (диагностика);
- • разработка решений, проекта;
- • осуществление решений, проекта.
Существует три вида консультирования: 1) экспертное, 2) процессное, 3) обучающее, преимущества и недостатки которых представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Преимущества и недостатки консультирования
Вид консультирования. | Преимущества. | Недостатки. |
Экспертное. | Простота взаимодействия заказчик-консультант. Наличие у консультантов необходимого опыта в определенной сфере. Готовое решение проблемы, представленное консультантом-экспертом в форме стандартного отчета. Наличие четких критериев оценки работы консультанта. | Не предполагает ни создания совместной рабочей группы, ни передачу опыта или обучение сотрудников компании-заказчика новым методам работы. Возникновение через некоторое время аналогичной проблемы. |
Процессное. | Тесное взаимодействие клиент-консультант на всех этапах работы — от формулирования проблемы до внедрения разработанных совместно решений. | Как правило, трудно оценить результат работы консультанта. Трудно сформулировать критерии успеха. |
Создается единая рабочая группа и, как правило, предполагается обучение и передача опыта от консультанта к заказчику. После ухода консультанта специалисты компании способны решать определенный круг проблем самостоятельно. | В целом считается, что положительным результатом работы консультанта является формирование у клиента эффективной команды внутренних консультантов. | |
Обучающее. | Повышение уровня компетенции сотрудников компании-заказчика. | В случае если руководитель неверно определил причины проблем в компании, обучение не приведет к их нивелированию. Усилия внешних консультантов довольно трудно сориентировать на решение конкретных проблем. Этот вид консультирования не применим в ситуации, когда сами проблемы четко не определены. |
Экспертное консультирование — наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь заказчик формулирует определенную проблему, а консультант самостоятельно осуществляет диагностику и разработку путей ее решения. Чаще всего внедрение предложений и рекомендаций остается за клиентом.
Процессное консультирование представляет собой способ (стиль) консультирования, направленный на проведение системных изменений в организации. Суть его состоит в том, что консультанты на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения, затем они вместе с клиентами анализируют проблемы и разрабатывают предложения.
Процессное консультирование помогает сотрудникам компании понять личностные, межличностные и групповые процессы в организации и научиться решать проблемы, появляющиеся в ходе этих процессов.
Обучающее консультирование — вид управленческого консультирования, обеспечивающий адекватное управление процессом саморазвития обучаемого в сторону приобретения личностно-деловых способностей.
Обучение может проходить в самых разнообразных формах — от лекций и тренингов по отдельным подразделениям и сферам деятельности до полномасштабных корпоративных семинаров (например, по технике продаж или оценке инвестиционных проектов).
Возможны два основных типа обучающего консультирования:
- 1) консультационный процесс, состоящий только из обучения представителей заказчика. В наиболее общей форме данный тип обучающего консультирования будет включать в себя следующие шаги: принятие заказа на консультирование > планирование учебного процесса > проведение обучения > анализ результатов обучения > расчет с заказчиком;
- 2) консультационный процесс, в котором обучение входит как его составная часть. В этом случае приглашенный консультант (или группа консультантов) осуществляет диагностику проблем фирмы-клиента посредством традиционных форм (интервью, анализ документации, семинар с ведущими фигурами фирмы и т. п.). В процессе диагностики выявляется перечень наиболее важных проблем, в числе которых оказывается и проблема недостаточной квалификации части персонала. После этого консультант разрабатывает план общей работы в консультационном процессе, затем проводит обучение персонала, подводит итоги обучения и рассчитывается с заказчиком.
Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление видов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара (услуги).
- [1] Deloitte Touche Tohmatsu — одна из ведущих национальных аудиторских и консалтинговых фирм, предоставляющая услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга и корпоративных финансов в 150 странах мира и использующая профессиональный опыт почти 182 000 сотрудников.
- [2] «Делойт» продолжает быть генератором новых рабочих мест и объявляет рекордную выручку в размере $ 28,8 млрд". // Пресс-релиз на глобальном сайте «Делойта» URL: deloitte.com