Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура общественного труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функций, направленных на производство потребительных стоимостей, характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства. Содержание труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностям работника. Содержание труда выражает… Читать ещё >

Структура общественного труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и характер труда.

Содержание труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функций, направленных на производство потребительных стоимостей, характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства. Содержание труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностям работника. Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, характеризует уровень развития производительных сил. Каждый уровень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника. При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:

  • • логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;
  • • исполнительская — приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда;
  • • регистрации и контроля — наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной задачи;
  • • регулирования — корректировка, уточнение заданной программы.

Каждая из указанных функций может присутствовать в той или иной степени в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда. Следствием этого является многообразие функций, выполняемых людьми (рис. 1.1).

Функции человека в процессе труда.

Рис. 1.1. Функции человека в процессе труда.

Рассмотрим эти функции.

  • 1. Методологическая — заключается в применении и развитии методов познания, в основе которых лежат объективные законы природы и общества.
  • 2. Идеологическая — направлена на создание системы политических, правовых, нравственных, эстетических взглядов и идей, распространяемых через СМИ и публичные выступления.
  • 3. Воспитательная — нацелена на подготовку людей к выполнению задач социального и экономического характера путем целенаправленного воздействия на них, что способствует формированию личности.
  • 4. Управленческая — состоит в реализации планов и программ вышестоящих органов.
  • 5. Планирующая — заключается в опережающем осознании развития объективных явлений на основе научного познания, обсуждения и анализа действительности.
  • 6. Информационная — состоит в представлении взглядов людей, планов, методов их реализации через средства массовой информации, систему образования, воспитания и культуру.
  • 7. Исполнительская — реализуется путем точного исполнения должностных обязанностей, технологии работы, юридических прав.

По содержанию труд различают:

  • • в различных сферах: материальное производство, предоставление услуг, наука, культура и искусство, иные сферы;
  • • в отдельных отраслях материального (например, труд в машиностроении, легкой и пищевой промышленности и др.) и нематериального производства (труд в системе образования, социального обслуживания, искусстве и др.);
  • • по видам деятельности: труд предпринимателя, руководителя, специалиста, служащего, ученого, рабочего и т. д.;
  • • по профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, слесарь-сборщик, бухгалтер).

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации трудового процесса и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе взаимодействия работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

К показателям характера труда относят:

  • • форму собственности;
  • • отношение работников к труду;
  • • отношения распределения произведенных продуктов и услуг;
  • • степень социальных различий в процессе труда.

В рыночной экономике различают две формы собственности: государственную и негосударственную. Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы. К негосударственной относится частная собственность со всеми ее модификациями, т. е. акционерная, кооперативная и т. п.

Отношение к труду выражает связь между работником и трудом относительно производства и распределения материальных и духовных благ. Оно представляет собой объективную категорию, которая отражает типичные отношения между людьми в процессе производстве и проявляется через взаимосвязь основных социальных функций труда: средства к жизни, способа самовыражения и развития личности, критерия положения человека в обществе. Вместе с тем это сложное социальное явление, которое определяется различными факторами, в том числе оплатой труда, условиями труда, его организацией, содержанием, взаимоотношениями в трудовом коллективе, стилем руководства, а также системой семейного и школьного воспитания.

Отношения в распределении результатов труда — отношения между людьми при определении доли каждого члена общества в созданном продукте. Эти отношения играют важную роль в общественном хозяйстве, так как люди, вступающие в производственный процесс и вкладывающие в него свой труд или капитал, хотят получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Также система распределения определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей.

Отношения в системе распределения, как и вся система производственных отношений, зависят от отношений к собственности. Система распределения доходов строится на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на тот или иной фактор производства и от предельной производительности каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они выполняют и как они это делают, т. е. основным критерием выступает вложенный труд. Доход собственников средств производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализации. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по труду и капиталу.

В процессе трудовой деятельности происходит производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется между работниками смежных рабочих мест, основными и вспомогательными работниками, между руководителями и подчиненными. Взаимодействие работников в процессе труда имеет и социальную сторону, т. е. взаимодействие между разными социальными группами, различающимися по полу, возрасту, стажу работы, образованию, семейному положению и т. д. Социальная структура работников влияет на характер производственного взаимодействия между ними.

Различают следующие разновидности труда.

По отношению к свободе выбора труд может быть свободным и подневольным (принудительным). Понимание свободного труда изложено в Конституции РФ. В ст. 37 записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Соответственно принудительный труд — тот, при котором подобные права отсутствуют или нарушаются.

По предназначенности результатов труд подразделяется на личный и общественный. Личный труд — это труд только на себя и свою семью без намерения передачи его результатов за пределы семьи, другим людям. Общественный труд — труд на производстве и в сфере услуг, продукция которого предназначена для обмена и служит для удовлетворения общественных потребностей. Результат работы в этой сфере удовлетворяет общественные потребности, главным образом нематериального свойства: правовое и медицинское обслуживание, образование и культура, организация отдыха, сфера бытового обслуживания (ремонт, уборка, чистка и т. п.) и др.

По степени самостоятельности в реализации занятости труд может быть наемным, предпринимательским или на основе так называемой самозанятости.

По способу планирования и учета различают труд индивидуальный и коллективный. Индивидуальный — основан на получении работником персонального задания при индивидуальном учете и индивидуально начисляемой оплате труда. Коллективный труд основывается на участии в выполнении какой-либо работы группой людей, для которых установлено общее задание, ведется учет его выполнения, а оплата труда осуществляется по итогам работы этого коллектива в целом.

В зависимости от количества участников трудового процесса труд может быть единоличным и групповым. Единоличный — это труд, который выполняется человеком самостоятельно в одиночку (не путать с индивидуальным трудом, который выполняется в рамках предприятия, имеющего нескольких работников). Групповой — выполняется в рамках предприятия, имеющего нескольких работников (не путать с трудом коллективным, так как групповой труд может быть и индивидуальным, и коллективным в зависимости от принятой системы выдачи производственных заданий, учета выполненной работы и способа оплаты труда).

По квалификационному уровню различают труд простой, сложный и многочисленные квалификационные уровни сложности между ними. За основу отсчета берется труд, не требующий квалификации, — простой. Чем сложнее (квалифицированнее) труд, тем выше соответственно должен быть квалификационный разряд рабочего, категория или должность служащего.

По степени разнообразия выполняемых действий труд может быть содержательным и малосодержательным (монотонным). Содержательный труд — это труд разнообразный, интересный, насыщенный творческими элементами. Чем меньше его разнообразие, тем ниже и его содержательность.

По преобладанию психофизиологических нагрузок различают труд умственный и физический. Умственный — предполагает интеллектуальную деятельность или деятельность, связанную главным образом с умственными, нервно-психическими нагрузками, тогда как для труда физического характерны физические нагрузки. Труд чисто умственный и чисто физический встречается не так уж часто. На практике имеет место труд или преимущественно умственный, или преимущественно физический.

По степени участия интеллекта и наличия (отсутствия) новаций труд подразделяют на творческий и рутинный. Творческий труд отличается от рутинного тем, что связан с анализом конкретных ситуаций и поиском новых решений в различных сферах деятельности, с созданием произведений науки, техники, искусства, культуры. Рутинный труд основан на механическом повторении однажды установленного порядка и технологии выполнения работы без попыток его изменения.

По внешнему проявлению деятельности труд может быть видимым и невидимым. Видимый можно наблюдать, невидимый явно не проявляется; это, как правило, труд умственный, когда по одному внешнему виду трудно, а чаще всего невозможно определить, занят ли человек в это время творчеством или он далек от этого.

По результатам можно выделить труд с материальным результатом и труд с результатом нематериальным. Первый завершается выпуском изделий, продукции, товаров; второй — результатом духовным, культурным, в виде услуги (например, выступление артиста, юридическая консультация, преподавательская деятельность).

По степени самооценки и уровню общественного признания труд подразделяют на престижный и непрестижный. Уровень престижности определяется его значимостью, важностью, популярностью, привлекательностью. В значительной степени оценка престижности труда субъективна, а также подвержена конъюнктурным обстоятельствам.

По величине испытываемых человеком физических нагрузок труд может быть легким, нормальной тяжести, тяжелым, особо тяжелым.

По степени напряженности аналитически-мыелительной деятельности труд подразделяется на ненапряженный, нормальной напряженности, напряженный, особо напряженный.

По наличию или отсутствию вредного влияния на здоровье работника труд может быть с нормальными условиями, вредным, особо вредным. Для его отнесения к определенным группам по степени тяжести, напряженности, вредности существуют соответствующие физиологические и санитарно-гигиенические нормы.

По наличию или отсутствию оплаты труд бывает оплачиваемый и неоплачиваемый. Последний обычно имеет место на семейных частных предприятиях.

По продолжительности протекания труд может быть длительным и краткосрочным.

По демографическим параметрам труд подразделяется на мужской, женский, детский.

По расположению рабочего места, кроме обычного вида, различают труд под землей, под водой, на высоте.

По периодичности труд может быть постоянным, временным, сезонным.

По степени универсальности труд подразделяется на универсальный, специализированный, узкоспециализированный и другие группы.

Характер труда определяет размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах приводит к развитию отрицательных состояний: переутомлению, стрессу, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствию мотиваций.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Таким образом, роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой