Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные понятия словообразования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем исследователи отмечают, что различия между «однокомпонентпой» и «двухкомпонентной» трактовками СЗ нивелируется на более высокой ступени обобщения. Например, в объединениях слов с общим формантом, производных от разных частей речи, именно формант является носителем словообразовательного значения. Так, словообразовательные значения производных, образованных от глаголов, имен… Читать ещё >

Основные понятия словообразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Производность

Центральное понятие теории словообразования — производность. Оно означает отношения двух основ родственных слов — производящей и производной. Производящая основа — это основа, на базе которой образуется слово. Производная основа — более сложная, но строению и смыслу, семантически выводимая из производящей основы. Слово с производящей основой называется производящим, а слово с производной основой — производным[1]. Производящее и производное слова составляют словообразовательную пару, например: старый —> старик, рвать —> разорвать, пол —> напольный, добрый —" по-доброму.

Проблемы терминологии Наряду с указанными терминами широко используются термины «мотивирующая основа» и «мотивирующее слово», «мотивированная основа» и «мотивированное слово». В работах А. Н. Тихонова используются термины «производящее» и «производное», в Грамматике-70 и Грамматике-80 — «мотивирующее» и «мотивированное». Обычно эти термины употребляют в качестве синонимичных, однако И. С. Улуханов проводит их разграничение, полагая, что производность — понятие исторического словообразования, а мотивированность — синхронического[2].

Членимость — понятие более широкое, чем производность: все производные основы членимы, но не все членимые основы производны. По соотношению указанных понятий можно выделить три группы основ:

  • 1) членимые и производные (двор-ник от двор, мыть-ся от мыть, попад' -j-a от поп)]
  • 2) членимые и непроизводные (бужен-ип-а, мал-ин-а, раз-у-ть)]
  • 3) нечленимые и непроизводные (дом-0, сестр-а, шапк-а).

Слова со связанными (несвободными) корнями могут быть производными и непроизводными. У производных слов со связанными корнями и основа, и аффикс встречаются в других словах: агит-атор, ашт-аци)-а от агит-ирова-ть; редак-тор, редак-ци)]-а от редакт-ирова-ть. Непроизводными являются слова, которые имеют уникальную основу и аффикс, встречающийся в других словах: говяд-ин-а (ср. кон-ин-а), кал-ин-а (ср. ряб-ин-а); о-де-ть (ср. о-красить), раз-де-ть (ср. раз-резать).

Словообразовательное средство (средства), которым производное слово отличается от своего производящего, называется формантом. К форманту относятся аффиксы и морфонологические явления, возникающие в результате присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе: друг —> не-друг, салат —> салат-ниц-а, мыть —" мыть-ся, варить паром —" пар-о-вар-к-а.

По другой терминологии формант называется дериватором, производное слово — дериватом, а производящая основа — мотиватором.

Два основных компонента производного слова — производящая основа и формант (словообразовательное средство) составляют словообразовательную структуру.

Определение понятия И. А. Ширшов дает следующее определение этого термина: «Словообразовательная структура слова носит бинарный характер. Сколько бы аффиксальных морфем не содержало производное слово, оно распадается на две части — производящую основу и формант…»[3]

Есть и другое понимание данного термина. Так, А. Н. Тихонов сближает понятия словообразовательной структуры и словообразовательной цепи: «Словообразовательная структура слова отражает последовательное „наслоение“, нанизывание словообразующих аффиксов на исходную основу (или исходное слово). Ср.: писа (ть) -> писательписатель-ск-ий, жечь -" под-жечъ —> поджиг-а-ть -" поджига-тель -" —> поджигателъ-ск-ий… и т. д."[4].

Производные слова обладают множественной словообразовательной структурой, т. е. иметь не одну, а несколько производящих структур. Например, глагол модничать имеет несколько производящих и несколько словообразовательных структур: 1) мода —"мод-иича-ть (‘следовать моде'); 2) модный —> модн-ича-ть (‘следовать моде'); 3) модник —> моднич-а-тъ (‘носить модную одежду').

Наличие у производного слова нескольких производящих структур также называют множественностью словообразовательной мотивации, или нолимотивацией.

Принято различать следующие основные тины производное™ (мотивации).

  • 1. На базе одного слова или нескольких слов — однословная и многословная, ср.: хранить —> хранилище и хранить овощи —" овощехранилище.
  • 2. В зависимости от производности/непроизводности производящего слова — исходная и неисходная, ср.: плыть —> пере-плыть и переплыть —> переплы-ва-тъ.
  • 3. В зависимости от наличия одного или нескольких производящих — единичная или множественная (полимотивация): красиво от красивый и некрасиво от красиво и некрасивый.
  • 4. По семантике различается мотивация:
    • а) общая и периферийная (частичная). При общей мотивации производное слово наследует все значения производящего: лес —" лесной; при частичной — только часть значений: чёрный —> чернила.
    • б) прямая и отраженная. Прямая ироизводность базируется на прямом значении производящего слова: дорога —" дорожный; отраженная — на переносном значении: попугай —> попугайничать;
    • в) метафорическая[5], основанная на сравнении: скребущей небо —> небоскреб;
    • г) ассоциативно-образная, основанная на ассоциации: миндальный —" миндальничать «проявлять излишнюю мягкость».
  • 5. По частотности мотивация бывает регулярная и нерегулярная. К первой относится мотивация производных слов продуктивных словообразовательных типов: поляк —> поль-к-а, немец —" нем-к-а; ко второй — производные слова непродуктивных словообразовательных типов и одиночные образования: гулять —> гул'-он-а, пустой —> пуст-ын'-а.
  • 6. Различается также последовательная (непосредственная) и чересступенчатая {опосредованная) мотивация. Ср.: готовый —" готовность —" неготовность и готовый —> неготовность.

Обобщенное значение, которое выводится из соотношения семантики производного и производящего слов, называется словообразовательным значением (СЗ). Основной компонент СЗ составляет значение словообразовательного аффикса (СЛ), выступающего в качестве форманта. Другим компонентом СЗ является тип семантической связи СА с производящей основой. Так, словообразовательные значения производных слов с суффиксом -ец в рамках словообразовательных типов (СТ) включают в себя постоянный компонент ‘лицо', выраженный аффиксом, и его семантическое отношение к производящему слову: ‘лицо — производитель действия, названного производящим глаголом' {борец, писец, чтец), ‘лицо — носитель признака, названного производящим прилагательным' (гордец, хитрец, храбрец), ‘лицо, имеющее отношение к предмету, названному производящим существительным' {горец, поселенец, ялтинец).

Словообразовательное значение тесно связано с грамматическим и лексическим значением слова. Как и грамматические значения, СЗ имеют обобщенный характер, исчислимы и формально выражены. Как и лексические значения, СЗ выражают признаки понятия, которое стоит за производным словом.

Словообразовательное значение принадлежит группе слов: словообразовательному типу, нескольким СТ (словообразовательному архитипу, словообразовательной категории). Однако можно сказать, что словообразовательное значение принадлежит и отдельному производному слову как представителю определенного СТ, и единичному образованию, не входящему в СТ. Единичные образования могут вместе с производными разных СТ, имеющими общее словообразовательное значение, входить в архитип (совокупность СТ). Например, единичное отглагольное образование дояр составляет один архитип с отсубстантивными производными бочар, гусляр, юбиляр; единичное образование новация (от имени прилагательного) в своем отвлеченном значении входит в архитип названий отвлеченного признака вместе с производными предметизация, рубрикация (от имен существительных) и деградация, стилизация, компиляция (от глаголов). Таким образом, словообразовательное значение может выражаться нс только производными одного словообразовательного типа.

Научная дискуссия В отечественной дериватологии нет единого мнения по поводу того, чем выражено словообразовательное значение. По одной точке зрения, носителем СЗ является формант (Е. А. Земская, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов, И. А. Ширшов). Согласно другой точке зрения, значение форманта включается в СЗ; последнее, таким образом, является суммой значений производящей основы и форманта (Е. С. Кубрякова, Р. С. Манучарян).

Вместе с тем исследователи отмечают, что различия между «однокомпонентпой» и «двухкомпонентной» трактовками СЗ нивелируется на более высокой ступени обобщения. Например, в объединениях слов с общим формантом, производных от разных частей речи, именно формант является носителем словообразовательного значения[6]. Так, словообразовательные значения производных, образованных от глаголов, имен прилагательных и существительных с помощью суффикса -ец, включают постоянный компонент ‘лицо'. В комплексной единице классификации более высокого уровня обобщения — архитипе — словообразовательным значением названных производных является значение словообразовательного аффикса ‘лицо'.

  • [1] Мы употребляем термины «производящее» и «производное» в значении «производящееслово» и «производное слово». Подробнее см.: Земская Е. Л. Словообразование как деятельность. М" 2005.
  • [2] См.: Улуханов И. С. Мотивация и производность (о возможности синхронно-диахронического описания языка) // Вопросы языкознания. 1992. № 2. С. 5—20.
  • [3] Ширшов И. А. Теоретические проблемы гнездования. М., 1993. С. 4.
  • [4] Тихонов А. Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русскомязыке // Русский язык в школе. 1970. № 4. С. 83.
  • [5] См.: Лопатин В. В. Метафорическая мотивация в русском словообразовании // Актуальные проблемы русского словообразования. Вып. 1. Ташкент, 1975. С. 53—57.
  • [6] См.: Манучарян Р. С. Проблемы исследования словообразовательных значенийи средств их выражения (па материале сопоставления русского и армянского языков): авто-реф. дис… д-ра филол. наук. Ереван, 1975. С. 11 — 12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой