Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контрольные вопросы. 
Антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В каком-то смысле, избегание и дистанцирование от земляков может усилить значимость этничности в отрицательном смысле, воспроизводя преобладающие негативные высказывания и стереотипы, тем самым подчеркивая этнически маркированные границы и поддерживая этничность как основной механизм определения и демаркации социальных групп. Однако, дистанцирование от стигматизированной категории можеттакже… Читать ещё >

Контрольные вопросы. Антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. В чем заключается «этнический парадокс» современности?
  • 2. Как понимается этнос, нация, культура и этническая идентичность в примордиалистской парадигме? В конструктивизме?
  • 3. В чем сходства и различия «традиционного» и «дифференциалистского» расизма?
  • 4. Каковы социальные и психологические проблемы, связанные с миграцией?
  • 5. Какие последствия для индивидов и групп могут иметь межкультурные контакты?
  • 6. Какие стратегии аккультурации Вы знаете?
  • 7. Какие стратегии могут использовать представители этнокультурного меньшинства для преодоления давления стигмы и адаптации к своему социальному статусу?
  • 8. Как можно определить и какими примерами проиллюстрировать феномен «кризиса отчуждения» в процессе социальной мобильности индивида — представителя этнокультурного меньшинства?

Аналитические задания

1. Посмотрите социальный ролик «Расистские очки»1.

В рамках какой парадигмы в нем представлена этническая культура? В чем социальная опасность такой концептуализации культуры?

  • 2. Познакомьтесь с психологическими типологиями стратегий адаптации мигрантов к культуре принимающего общества[1][2] и, применив классификацию Дж. Берри, проанализируйте стратегии героев фильма «Моя большая греческая свадьба"(режиссер Дж. Цвик, 2002 г.).
  • 3. Познакомьтесь с обзором моделей межкультурной компетентности[3].

Выберите по одной модели каждого типа и, применив ее, проанализируйте короткометражный фильм «Футболка» (режиссер Хоссейн Мартин Фазели, 2006). Какая из моделей, на ваш взгляд, лучше объясняет ситуацию? Аргументируйте свой выбор.

4. Деловая игра «Этнос и этничность как предмет методологического дискурса».

Процедура. Студенты случайным образом (независимо от личной позиции) разделяются на подгруппы и готовят стратегию защиты какой-либо методологической концепции этноса (примордиализм, конструктивизм). Подгруппу представляет лидер, который раскрывает сильные стороны концепции и организует ее защиту в дискуссии с участниками, отстаивающими другие позиции.

Вопросы для обсуждения.

Этнос: реальность или конструкт? Этнический парадокс современности: как его объяснить?

5. Проанализируйте описанные ниже стратегии преодоления давления стигмы, выявленные при исследовании адаптации мигрантов из республик Северного Кавказа в Москве. Сделайте вывод о роли этнической идентичности в процессе адаптации.

Первый тип стратегии совладения со стигмой мы обозначили как «а мы зато…». Индивид акцентирует достоинства своей группы, например, трудолюбие или уважение к старшим: «Элементарно то, что, когда заходит преподаватель, непосредственно старший человек, я проявил уважение, то есть привстал, у русских это отсутствует… Для некавказского парня там, выйти к коменданту, извините меня, в полуголом состоянии или в майке. Кавказский парень, допустим, так не выйдет» (М., 22 года).

Второй тип ориентирован не столько на подчеркивание достоинств своей группы, сколько на акцентирование недостатков другой: «Нам говорят, что чеченцы головорезы, мы ведь не говорим, что по телевизору показывают всяких убийц, Чикатил, он там сколько натворил, сколько все чеченцы все вместе взятые» (М., 19 лет).

Третий тип ориентирован на оказание помощи и поддержки представителям своей группы: «В Интернете прочла — информация для тех, кто проживает в разных городах России — 13.04. в разных городах агрессивно настроенные граждане проведут день русского гнева, в 13:00 начнутся акции. Поэтому сейчас вам предоставляется перечень городов, где планируется мероприятия — в какое время и в каком месте. То есть опасайтесь, чтобы не появляться в этих местах, опасайтесь как ОМОНа, так и агрессивно настроенных граждан» (Ж., 19 лет).

Здесь мы наблюдаем конструктивную — активистскую — позицию, которая, несмотря на наличие реальной угрозы осуществляется как забота о благополучии ингруппы и не имеет характера психологической защиты через дискриминацию аутгруппы.

На примере территориальной стигмы был продемонстрирован противоположный эффект стигматизации, когда стигма стимулирует практики социальной дифференциации и дистанцирования среди ее жертв [Wacquant L., 2008]. Ассоциирование с преступной деятельностью и негативное освещение в прессе может привести некоторых мигрантов к усвоению этих стереотипных представлений и распространению чувства избегания, социальной фрагментации и недоверия по отношению к соотечественникам.

Как вариант реализации того же принципа может рассматриваться и довольно типичный для высказываний женщин случай самодистанцирования по гендерному принципу: отделение себя не от этнокультурной общности в целом, а от мужской ее части: «Я не сталкивалась с девушкой с Кавказа, которая как-то себя проявляла негативно, в основном это мужчины все. Женщина, приехавшая в Москву, не побежит с флагом на спине танцевать лезгинку на Красную площадь, грубо говоря. Это достаточно миролюбивое, спокойное, тихое создание. Но при этом могу сказать, что любовь к патриотизму может проявляться в ней достаточно, но не так навязчиво» (Ж., 39 лет).

В каком-то смысле, избегание и дистанцирование от земляков может усилить значимость этничности в отрицательном смысле, воспроизводя преобладающие негативные высказывания и стереотипы, тем самым подчеркивая этнически маркированные границы и поддерживая этничность как основной механизм определения и демаркации социальных групп. Однако, дистанцирование от стигматизированной категории можеттакже стимулировать развитие альтернативных стратегий совладания путем обращения к не-этническим качествам и способностям: личным достижениям в профессиональной или учебной деятельности. Так выражается переориентация с этнических оснований притязаний на членство и статус на иные, что ведет, в конечном счете, к размыванию этнических границ.

Таким образом, реализации стратегии, минимизирующей значение этничности, начинается с соглашения с негативными представлениями об ингруппе и самодистанцирования индивида от группы соотечественников. Вторым шагом может стать поиск объяснений этих уже воспринимаемых как объективная реальность недостатков представителей своей этнической общности через внеэтнические факторы социального порядка: «Сейчас собираются и другие группы молодых людей, некавказской национальности, почему они собираются. .они необразованные, малообеспеченные… Точно такие же семьи, точно такие же ситуации есть и на Кавказе, они сейчас там прикрываются именем ислама… а на самом деле они бывшие уголовники, необразованные, у кого отца нету, кто рос в плохой обстановке» (М., 19 лет).

В данном случае социальные факторы внеэтнического порядка используются в качестве основы социальной дифференциации.

Заметим, что основные стратегии борьбы со стигматизацией могут реализовываться одним человеком. Они выбираются в зависимости от социальной ситуации, индивид использует одновременно несколько средств создания/ поддержания/повышения статуса. Это позволяет более тонко понять этничность не как индивидуальный атрибут, а как фактор повседневного контекста, полезный в одних ситуациях и, скорее, мешающий, в других. Таким образом, демонстрируется непрерывность процесса определения и оценки этнических границ.

6. Ознакомившись с данными социологических опросов, выскажите предположения о социокультурных, политических и экономических факторах, влияющих на отношение россиян к мигрантам и этническим меньшинствам[4].

  • [1] URL: https://yandex.ru/video/search?text=pacHCTCKHe%20o4Kn&path=wizard&noreask=l&filmId = 6 450 346 320 458 601 472&reqid = 1 504 474 175 347 216−1 019 538 342 718 090 342 563 840-vlal-1899-V (дата обращения: 03.09.2017).
  • [2] Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. (Ч. 4. Гл. 5.)
  • [3] Большакова О. Б., Терехова Т. А. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 2. С. 84—96.
  • [4] Рекомендуемый источник: Общественное мнение — 2015: ежегодник. М.: Аналитический центр Юрия Левады, 2016. С. 194—199. URL: http://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2016/02/OM2015.pdf (дата обращения: 28.08.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой