Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возникновение культурологии как гуманитарной науки. 
Идеи эволюционизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В середине XIX в. в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма. Теоретические идеи эволюционизма состояли в эмпирическом обосновании единства человеческого рода и всеобщности культуры как необходимого условия жизнедеятельности. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, социальная жизнь регулируется правовыми требованиями, люди объединяются в семьи для… Читать ещё >

Возникновение культурологии как гуманитарной науки. Идеи эволюционизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявление смыслов основных понятий, связанных с описанием сущности культуры, позволяет перейти к исследованию процесса ста;

новления науки о культуре — культурологии. Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере расширения исследовательского поиска, накопления эмпирического материала, разработки понятийного аппарата и терминологии. Взгляды и теоретические позиции того или иного автора не всегда разделяются современниками, лишь впоследствии оцениваются по достоинству. Поэтому вряд ли правомерно ограничивать историю науки о культуре изложением одной концепции, даже если она имеет немало сторонников. Необходимо максимально расширять поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы и взгляды.

В истории науки для объяснения смены теоретических школ широко используется понятие «парадигма». Этот термин был принят в античной и средневековой философии и означал «образец» (paradeigma), общепринятый способ объяснения и понимания реальности. В XX в. понятие широко использовалось в истории науки. Исследователи и ученые, придерживающиеся одинаковых позиций и системы взглядов, опираются на общие теоретические принципы и эмпирические практики. На этой основе возникает общность и согласованность взглядов всех представителей данной научной школы. Последователи определенного научного направления формируют общий комплекс идей и концепций, издают книги и статьи, обсуждают эмпирические исследования. Формирование научных школ на основе общей парадигмы распространено как в естественных, так и гуманитарных науках. Распространение определенного комплекса научных теорий сопровождается институционализацией науки: организацией научных обществ, созданием специализированных журналов, закреплением в системе образования. Но одновременно могут существовать и альтернативные научные школы. На этой основе возникает конкуренция, соперничество, борьба, конфликты. Процесс развития науки предстает как напряженный и драматичный. Историк науки, американский ученый Томас Кун назвал «смену парадигм научной революцией»[1], когда стремительно развивается сопротивление старым догмам, разочарование в прежних концепциях, крушение авторитетов. Возникает новая парадигма, выдвигаются новые теории, которые приобретают известность и популярность. Прежние научные школы постепенно исчезают, их представители нередко переходят на позиции новой парадигмы, включаются в деятельность научной школы. Смена научных парадигм происходит длительное время, в течение которого разрабатываются новые способы описания и объяснения реальности, понятия, категории, ценностные ориентации. Предложенная Т. Куном структура научных революций на основе смены парадигм раскрывает процесс развития наук, выявляет различные векторы и стратегии в научном познании. Этот подход может быть успешно применен к становлению культурологии как гуманитарной науки.

Начиная с европейского Просвещения XVIII в. постепенно, но неуклонно формируется интерес к культуре как целостной социальной и антропологической реальности. Впоследствии исследователи истории культурологии назовут это «культурологическим сдвигом», «культуроцентризмом» в гуманитарном познании, «культуроцестричной» картиной мира.

Культура во всем богатстве ее составляющих оказывается в центре внимания философов, антропологов, а также писателей, художников, политических деятелей; не отдельные сферы и формы культуры, а именно общее миропонимание того, что представляет собой культура в научном знании, в чем специфика методов исследования, какова динамика культурных процессов. Даже постановка этих вопросов свидетельствует о возникновении новой парадигмы: культурологического подхода к измерению реальности. В ориентации европейских гуманитарных наук произошел весьма существенный сдвиг, связанный с осознанием того фундаментального обстоятельства, что между человеком и природой во всех проявлениях находится «третий мир языков культуры». В истории европейской культуры неоднократно возникали доминанты, определяющие основное направление гуманитарного сознания. Были периоды философские и исторические, религиозные и литературные, экономические и политические, когда те или иные сферы культуры оказывались в центре.

«Сдвиг к новой парадигме сознания, по главному понятию, его определяющему, можно назвать культурологическим»[2]. Проблема формирования культурологического горизонта сознания приобретает особое значение в философии культуры, социальной и культурной антропологии, а затем и в определении статуса культурологии как науки.

Сначала необходимо рассмотреть процесс поиска тех аргументов, которые выдвигались для определения места культурологии в классификации наук. Немецкий философ В. Дильтей (1833−1911) в фундаментальном труде «Введение в науки о духе»[3] обосновал принципиальные различия методов научного исследования наук о природе и наук о культуре. Естественные науки не зависят от идеологических позиций или эмоций исследователя, их предмет существует объективно и не меняется от идейных позиций человека. Совсем иная картина предстает в науках о духе. Анализ явлений культуры осложняется тем, что в познании особую роль играют идейные установки и интуиция исследователя, ценностные предпочтения и эмоциональные переживания. Науки о духе не только изучают реальность, но и включают оценочные суждения и императивы.

Немецкий философ Г. Риккерт (1863—1936) в работе «Науки о природе и науки о культуре» проводит различие между ними: продукты природы — то, что свободно произрастает из земли. Продукты культуры производит поле, которое человек ранее вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Культура в этом смысле противоположна природе. Культура создана человеком ради заключенной в ней ценности. Религия, нравственность, право, наука, техника, искусство, государство, язык являются «объектами культуры или культурными благами в том смысле, что связанная с ними ценность или признается значимой всеми членами общества, или ее признание предполагается»[4]. Культура обладает ценностью и потому представляет интерес для человека. Если в познании природы исследователь ищет общие законы, то в науках о культуре цель состоит в познании уникальных ценностей. Так в европейской науке постепенно обретают статус науки о культуре, определяются особенности методов познания.

В середине XIX в. в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма. Теоретические идеи эволюционизма состояли в эмпирическом обосновании единства человеческого рода и всеобщности культуры как необходимого условия жизнедеятельности. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, социальная жизнь регулируется правовыми требованиями, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколение мифы и легенды, обычаи и нравственные нормы, создают произведения искусства. Все культуры развиваются, находятся на разных стадиях общего прогресса. Многообразие форм культуры подтверждается многочисленными экспедициями в разные страны. Несмотря на различия, все культуры равноправны и равноценны, нет культур достойных или презренных, высоких или низких. Все культуры уникальны и самобытны, в этом заключается их достоинство. В этот период проблемы культуры исследуются в социальной и культурной антропологии, этнографии и социологии. Термин «культурология» появляется в работе английского антрополога Э. Тайлора (1832−1917) «Первобытная культура», первая глава этого труда названа «Наука о культуре». Э. Тайлор обосновывает понятие культуры, или цивилизации, определяет закономерные связи между явлениями культуры, методы классификации последовательных стадий культуры на основе устойчивости, изменения и переживания. В этой главе он определяет теоретическую структуру изучения культуры разных народов. Эмпирическую базу исследования составляет этнографическое и антропологическое описание культур более 400 народов и этносов различных стран. Подводя итог своему исследованию, Э. Тайлор заключает: «Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствия к нему, наука о культуре является наукой преимущественно преобразующей»[5]. Культурология изучает многообразие культур народов мира, выявляет общее и особенное, повторяющееся и уникальное, историческое наследие и современные формы.

Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Оствальд в 1915 г. в работе «Система наук», посвященной классификации научного знания, предложил именовать науку о цивилизациях культурологией. Все эти факты свидетельствуют о том, что статус науки о культуре, или культурологии, давно обсуждается в научном сообществе, высказываются различные мнения о междисциплинарном характере, теоретической базе и категориях.

Обоснованию культурологии как науки посвятил свои труды американский антрополог Лесли Уайт (1900;1975). Именно он в 1949 г. выпустил научный труд «Наука о культуре», в котором предложил назвать интегративную отрасль гуманитарной науки культурологией[6]. Несмотря на то что идеи науки о культуре витали в воздухе, многие считали целесообразным разработку этой отрасли знания, но наиболее полно все аргументы привел именно Л. Уайт, это позволяет считать его основателем культурологии. Л. Уайт — автор многих научных трудов, возглавлял Американскую антропологическую ассоциацию, был профессором Мйчиганского университета (США). Он первым применил системный анализ и семиотический метод для объяснения и понимания культуры как целостного общественного явления.

Л. Уайт рассматривал культуру как символическую реальность. Человек обладает уникальной способностью придавать предметам и явлениям окружающего мира определенное значение, наделять их смыслом, создавать символы. Именно эта способность к символизации создает мир культуры. К этому классу явлений относятся ценности, идеи, верования, обычаи, модели поведения, произведения искусства, технические изобретения и многое другое, созданное человеком и наделенное им же определенным значением. Вне символических значений предметы теряют ценность, превращаются в груду металла, странные движения, куски материи и глины. Только воплощенный смысл придает им ценность. Символ является исходным элементом для понимания человеческого поведения и культуры. Л. Уайт выделяет три рода символов: 1) идеи, отношения; 2) внешние действия; 3) материальные объекты. Все они относятся к культуре и выражают способность к символизации, присущей только человеку. Именно этот класс явлений и должна изучать культурология. «Открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение вперед и вверх", — утверждает Л. Уайт'.

Культурой называют класс явлений, связанный с символизацией как особой ментальной способностью человека. Различные материальные предметы, будь то орудия труда, утварь, книги, картины, наделены символами и значениями, создают среду обитания и жизнедеятельности человека. Культура способствует ценностному осмыслению бытия человека, создает условия адаптации к окружающему миру для увеличения возможностей свободы и творчества.

Л. Уайт рассматривал культуру как целостную систему, разделенную на три взаимосвязанные, но относительно автономные сферы.

Первая сфера культуры — технологическая. Она состоит из техники, средств нападения и защиты, транспорта и связи, материалов для постройки жилищ. Данная сфера обеспечивает взаимодействие с природой, способствует физическому выживанию человека.

Вторая сфера культуры — социальная. Она включает отношения между людьми в экономике и хозяйственной деятельности, в политическом устройстве общества и армии, в профессиональных группах и семейно-родственных кланах. Она определяет освоение человеком социальной среды.

Третья сфера культуры — идеологическая, или духовная. В ней представлены знания, верования, обычаи, обряды, устные и письменные[7]

тексты, мифы, фольклор. На этой основе развиваются мифология и религия, наука и философия, искусство и мораль. Эта сфера создает духовный мир человека.

Культурология не просто описывает эти сферы, а выявляет ценностные значения, смыслы и символы, которые составляют предметное поле культуры как общественного явления.

  • [1] Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.С. 42.
  • [2] Асоян Ю., Малафеев А. Указ. соч. С. 15.
  • [3] См.: Дильтей В.

    Введение

    в науки о духе/Собрание соч.: в 6 т. М.2000.Т 1.С. 303.

  • [4] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 55, 56.
  • [5] Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 508.
  • [6] См.: Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. С. 7.
  • [7] Уайт Л. Указ. соч. С. 147,465.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой