Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение данной задачи путем оптимизации, например, вероятности Рб (т) функционирования конкретного ОПО без происшествий может оказаться более предпочтительным по сравнению с рассмотренным ранее назначением ее приемлемой величины по каким-либо аналогам, особенно если в качестве соответствующего критерия использовать минимум суммарных экономических издержек от объективно существующих опасностей. Для… Читать ещё >

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • способы нормирования техногенно-экологического риска и методы разработки целевых программ, обеспечивающих его заданный уровень;
  • • технологию прогнозирования вероятности и ущерба абиотическим и биотическим компонентам ППС от возможных на их ОПО крупных аварий;

уметь

  • • разрабатывать простейшие модели крупных техногенных ЧС;
  • • пользоваться методиками ручного и автоматизированного прогнозирования показателей соответствующего риска;

владеть

  • • навыками применения специализированных программных комплексов для прогноза зон поражения опасными и вредными факторами крупных аварий;
  • • методиками ручной априорной оценки вероятности причинения ущерба имеющимся объектам.

Обоснование параметров приемлемого техносферного риска при эксплуатации вновь создаваемых объектов повышенной опасности.

Как указывалось в параграфе 6.4, рассматриваемая здесь (первая) задача стратегического планирования процесса обеспечения ПЭБ заключается в нормировании значений соответствующих количественных показателей. Актуальность решения данной задачи обусловлена тем, что оно не только позволяет конкретизировать требования к качеству технологического оборудования ОПО и эксплуатирующего его персонала еще на этапе их создания и подготовки, но также будет способствовать повышению эффективности и целенаправленности проводимой затем контрольно-профилактической работы по снижению техногенного риска.

Решение данной задачи путем оптимизации, например, вероятности Рб(т) функционирования конкретного ОПО без происшествий может оказаться более предпочтительным по сравнению с рассмотренным ранее назначением ее приемлемой величины по каким-либо аналогам, особенно если в качестве соответствующего критерия использовать минимум суммарных экономических издержек от объективно существующих опасностей [2]. Для иллюстрации такого подхода воспользуемся приведенными в левой части рис. 7.1 графиками изменения затрат S на обеспечение ПЭБ конкретного ОНО и размеров ущерба Yот возможных техногенных происшествий в зависимости от вариации параметра 7, пропорционального этой вероятности.

Графики зависимостей С(7), 5(/), /?(/) (а) и С(ае), 5(эе), 7?(ге) (б).

Рис. 7.1. Графики зависимостей С (7), 5(/), /?(/) (а) и С (ае), 5(эе), 7?(ге) (б).

Значение аргумента /1? отмеченное на горизонтальной оси этого рисунка, относится к началу эксплуатации данного ОПО, а величина издержек 5(/t) равна затратам на обеспечение ПЭБ в данный момент (для простоты принято, что S (I{) = 0). Величина показателя /2 соответствует такой Р{т), которая характеризуется предельно низким ущербом У (/2) и исключительно высокими затратами S (I2) на его понижение до столь малого уровня. Кривая R (I) отражает изменение величины суммарных социально-экономических издержек, образуемых затратами как на предупреждение техногенных происшествий на ОПО, так и на компенсацию их нежелательных последствий:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

При принятых выше предположениях (монотонность и нелинейность графиков рис. 7.1) входящие в последнюю формулу зависимости Y (I) и S (I) имеют частные производные, удовлетворяющие следующим неравенствам:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Поэтому можно утверждать, что существует значение показателя безопасности Г, которое обеспечивает соблюдение следующих двух условий:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Поскольку величина второй производной /?" (/) принимает положительные значения на всем диапазоне изменения /, то указанное выше значение /*, соответствующее вероятности безопасного функционирования ОНО, обеспечивает минимум суммарных затрат R (I*) и, следовательно, является оптимальным для его администрации.

Что касается графиков правой части рис. 7.1, то они иллюстрируют уже возможность нахождения вероятности Рб(т), которая может считаться приемлемой для соответствующей ППС в целом. Нетрудно понять, что такое ее значение должно принадлежать отрезку [/*; /2]. Для отыскания же искомой величины используется коэффициент ае приемлемости уровня ПЭБ, который определяется следующим выражением:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Как видно из этой части рис. 7.1, там сохранена нелинейность и монотонность изменения издержек 5(ае), У (эе), /?(эе), а коэффициент ае варьируется уже в пределах от пуля до единицы, что соответствует приравниванию входящего в него параметра / значениям Г и /2. Следовательно, для первой и второй производных от функции У (ае) справедливы следующие неравенства:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

По аналогии с выражениями системы (7.3) можно утверждать, что существует значение коэффициента ае*, удовлетворяющее следующим условиям:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Поскольку величина второй производной от суммарных издержек /?" (зе) > 0, то можно считать, что существует такое значение ае*, которое также соответствует их минимуму, а значит, и определяет оптимальный, т. е. социально приемлемый для всей ППС, уровень ПЭБ входящего в эту систему конкретного ОПО.

Проанализируем полученные результаты. Найденное значение коэффициента приемлемости ае*, пропорционального вероятности РС}(т) непоявления техногенных происшествий за определенный период времени, является действительно оптимальным, так как учитывает интересы не только ОПО, но и включающей его ППС в целом. В самом деле, стремление величины ае к нулю проявится в повышении затрат R (ае) за счет превалирующего роста ущерба У (ае) от техногенных происшествий, тогда как по мере приближения значения этого коэффициента к другой границе (ае = 1) величина /?(эе) также будет увеличиваться, но уже из-за более интенсивного роста затрат 5(зе).

С учетом изложенных соображений рассматриваемая задача нормирования уровня ПЭБ может быть представлена и решена более строго, например с помощью ее следующей словесной постановки: «Найти такое значение вероятности РГ)(т) непоявления техногенных происшествий конкретного типа (допустим, выброса большого количества АХОВ) в течение заданного времени, при котором обеспечивается минимум суммы средних затрат Мт(5) и ущерба МТ(У), а ожидаемые от подобных происшествий средние задержки MT(Z) за этот же период не превысят допустимого значения Гдб(т)]». Математическая постановка такой оптимизационной задачи будет выражена следующими математическими соотношениями:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Первое слагаемое целевой функции /?(Рб) = Мт(5) + МТ(У) представляет затраты, необходимые для обеспечения надежности и эргономичности технологического оборудования создаваемого О ПО, а затем для его оснащения техническими средствами поддержания требуемого уровня ПЭБ в ходе эксплуатации. В последующем в эти затраты будут включены расходы на отбор, обучение и воспитание эксплуатирующего персонала, создание комфортных условий рабочей среды, внедрение других организационно-технических мероприятий по предупреждению и снижению тяжести техногенных ЧС.

Анализ результатов известных исследований показывает, что размеры затрат MX(S) находятся в существенной зависимости от вероятности Рб(т), однако точное аналитическое определение функции 5(Рб) в настоящее время затруднено. Вместе с тем логично утверждать, что данная зависимость может быть задана следующим довольно универсальным выражением:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

где S0 — доля затрат, минимально необходимых для обеспечения безопасного функционирования разрабатываемого ОПО; Э5(Рб)/9Рби ДРб — величина приращения этих затрат при увеличении вероятности Р6(т) происшествий на 1% и размеры этого ее повышения соответственно.

Для определения правой части последней аналитической зависимости был исследован характер изменения включенных туда затрат при варьировании вероятности Рб(т). Оказалось, что повышение данной вероятности обычно связано с ростом затрат 5[РГ)(т)], причем его интенсивность Э5,Г))/ЭРГ)резко возрастает по мере приближения вероятности РГ)(т) к единице. Это обусловлено тем, что достижение данного рубежа предполагает: а) абсолютную безотказность и эргономичность технологического оборудования; б) совершенно безопасные режимы его использования по назначению; в) полное исключение ошибок персонала и опасных воздействий рабочей среды, что требует неоправданно высоких (практически бесконечных) затрат 5[Рб(т)].

В то же время логично предположить, что при уменьшении величины нормируемой вероятности Рб(т) значение этих затрат также будет монотонно уменьшаться. При этом можно допустить, что по мере приближения значения Рб(т) к нулевому значению величина S[P^(т)] будет стремиться к некоторой константе 50, не обязательно равной нулю.

Приведенные соображения указывают на возможность более точной аппроксимации неявно заданной правой части уравнения (7.8) аналитическими выражениями, удовлетворяющим следующим двум условиям:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

He исключая других аналитических функций, обеспечивающих справедливость системы (7.9), рассмотрим для примера возможность более конкретной аппроксимации затрат на обеспечение ПЭБ при эксплуатации конкретного ОПО следующим выражением:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

где С — параметр, величина которого может быть принята неизменной для тех способов и технологий обеспечения безопасности функционирования данного ОПО, которые типичны для определенных интервалов времени и соответствующей отрасли промышленности или транспорта. (Ниже будет показано, что значение С пропорционально расходам, необходимым для снижения вероятности техногенного происшествия конкретного типа на 1%.).

Второе слагаемое Мх( У) целевой функции задачи (7.7) определяется суммой прямого и косвенного ущерба, т. е. размерами выведенных из строя или поврежденных людских, природных и материальных ресурсов, а также затратами на проведение соответствующих расследований и внеплановых инструктажей, восстановление нарушенных производственных и природных связей. К сожалению, приведенное выше (см. рис. 6.2 — его нижнюю строку) выражение непригодно для заблаговременного расчета подобного ущерба, так как содержит ряд заранее неизвестных параметров /, т, п и P (3ijk).

Учитывая сложность априорного представления зависимости К[Рб(т)], для ее аппроксимации может быть использован средний ущерб Yот одного техногенного происшествия конкретного типа. Его значение, измеряемое (впрочем, как затраты S и их параметр С) в человеко-днях или денежном исчислении, будет определяться особенностями конкретных ОПО и применяемого оборудования, составом взаимодействующих с ним сил и средств, последствиями возможных происшествий. Размеры же среднего ущерба Y от однотипных происшествий в конкретной отрасли также могут быть приняты в первом приближении независимыми от вероятности их возникновения.

Можно показать, что последнее допущение справедливо для всех технологических процессов с высокой вероятностью Рб(т) непоявления техногенных происшествий на сравнительно небольших интервалах времени т. Именно об этом свидетельствует анализ статистических данных, подтверждающий отсутствие какой-либо корреляции между величиной среднего ущерба Yот конкретных происшествий и частотой их возникновения на различных объектах производства и транспорта. Данный факт может быть объяснен и чисто психологически: только при высокой вероятности подобных событий люди готовятся к ним заблаговременно и принимают меры к снижению ожидаемого ущерба.

С учетом принятых выше допущений значение второго слагаемого целевой функции системы (7.7) может быть определено по следующей формуле:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Заметим, что данное выражение является частным случаем формулы для расчета математического ожидания дискретной случайной величины (см. рис. 7.1 — его правую нижнюю часть), так как получается заменой параметров Q; и Y: этой формулы на их усредненные оценки.

Входящая в ограничение рассматриваемой задачи величина ожидаемых средних задержек MT[Z (P6)] может быть определена аналогичным образом — как приближенная оценка математического ожидания соответствующей случайной величины. Данное допущение обусловлено одной и той же природой экономического ущерба и такой его разновидности, как задержки работ на ОПО по причине техногенных происшествий. Если принятое допущение справедливо, то можно записать, что имеет место следующее равенство:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

где Z — средние потери времени проведения технологического процесса на ОПО из-за появления одного техногенного происшествия конкретного типа.

С учетом принятых уточнений математическая постановка задачи по обоснованию требований к уровню ПЭБ разрабатываемого объекта имеет вид.

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Анализ системы (7.13) показывает, что она представляет постановку задачи условной оптимизации, содержащую структурное и смысловое ограничения. При этом считается, что правая часть структурного ограничения Td(P ()/Z не может быть больше единицы, поскольку трудно вообразить, чтобы при нормировании уровня ПЭБ заведомо допускалось появление одного и более происшествий, т. е. соблюдалось неравенство: ГдС)) > Z. Эта задача может быть решена классическим методом поиска экстремума с последующей проверкой полученного решения на соблюдение имеющихся в ней ограничений.

Поэтому для поиска искомого параметра необходимо взятие первой производной по Рб(т) от целевой функции и приравнивание полученного выражения нулю. Выполнение данных операций после несложных преобразований приводит к следующему квадратному алгебраическому уравнению:

Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

решение которого дает следующее выражение оптимизируемой вероятности: Методы стратегического планирования производственно-экологической безопасности на объекте повышенной опасности.

Анализ полученного результата показывает, что допустимая вероятность появления конкретного происшествия на ОНО должна уменьшаться по мере роста среднего ущерба от него и расти при увеличении затрат, необходимых для снижения меры такой возможности на 1%. Иначе говоря, устанавливать ее приемлемые значения необходимо сугубо индивидуально и дифференцированно, т. е. с учетом не только достигнутого уровня ПЭБ, но также тяжести возможных происшествий и затрат на их предупреждение.

Оказывается, что общество интуитивно учитывает все это при регулировании повседневного риска — оптимизируя его по критерию минимума тех суммарных социально-экономических издержек, которые обусловлены реально существующими где-либо опасностями. Однако вытекающие из условий (7.15) рекомендации игнорируются при нормировании риска действующими национальными стандартами. Например, ГОСТ Р12.1.010—76 регламентирует, чтобы на всех взрывоопасных производствах «вероятность возникновения взрыва в течение одного года не превышала 10 6». Еще более парадоксальными выглядят требования ГОСТ Р12.3.047—98, где сказано: «Пожарная безопасность технологических процессов считается безусловно выполненной, если индивидуальный риск меньше 10 8, а социальный — 10~7». И далее: «Эксплуатация технологического процесса считается недопустимой, если индивидуальный риск больше 10 7, а социальный риск — больше 10″ 6».

Обратим внимание на следующие просчеты упомянутых стандартов:

  • • установленная первым (единая для всех производств) предельно допустимая мера возможности появления взрыва абсолютно игнорирует и последствия (I7) одного происшествия, и затраты © на его предупреждение, несмотря на то что они могут отличаться в десятки и сотни раз, например для АЭС и автоматической мини-мельницы;
  • • требование второго стандарта, касающееся повышенного (на арифметический порядок) допустимого социального риска, представляется абсурдным — нельзя согласиться с тем, чтобы приемлемый индивидуальный риск (вероятность гибели одного человека) был в 10 раз меньше социального риска, под которым подразумевается причинение такого же типа ущерба, но уже как минимум вдесятеро большему числу людей;
  • • регламентированные обоими стандартами уровни допустимого риска не являются социально приемлемыми из-за практической недостижимости — соблюдение этих требований предполагает снижение ныне наблюдаемого риска (см. нижнюю часть табл. 6.1) не меньше чем на два арифметических порядка, что невозможно — из-за дороговизны соответствующих организационно-технических мероприятий и низкой культуры безопасности наших граждан.

К сожалению, подобные недочеты можно обнаружить и в разрабатываемых в настоящее время технических регламентах, что может дискредитировать не только соответствующих авторов, но и реализуемую ими политику совершенствования безопасности на основе концепции приемлемого риска. По крайней мере, ст. 7 Общего технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» установлено, что для населения, проживающего вблизи предприятия, пожарная безопасность считается обеспеченной, если «расчетное значение индивидуального пожарного риска составляет меньше 10-6 год-1«?!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой